Главная > Статьи > Карась и муза

Александр Грипинич, г. Данков

Федоровские луга
(Часть 2)

Окончание. Начало в № 10(312)

Интересное сочетание - любовь к авторской песни и посещение соответствующих фестивалей и рыбная - автор смог соединить воедино и получать двойное удовольствие.

В 2014 году я собирался хорошо отдохнуть на «Федоровской» рыбалке, узнав основные принципы местной ловли. Но Грушинский фестиваль объединился (все подробности в Интернете) и переехал на старое место, где проходил до 2007 года - Мастрюковские озера. Бывал там я до указанной выше даты, съедаемый честолюбивыми творческими замыслами (молодой, глупый!), и неоднократно, и водных пространств там не меньше - предстояла «свежая» работа.

Еще от блокпоста я принялся из окна микроавтобуса «озирать родные края» на предмет наличия жидкости с рыбой внутри; у блокпоста же обнаружился первый прудик, небольшой, где-то 70 × 30, но с «рогатульками» на берегу. Потом мелькнул между деревьями «хвост» озерца, обильно заросший кувшинками - «Кривушка», как позже просветил меня тольяттинский абориген, - водоем имел форму «бумеранга». Дальше я помнил: у поляны приличный пруд, где устанавливается плот в форме гитары, на котором проходит субботний вечерний гала-концерт перед огромной аудиторией, насчитывающей в лучшие времена до 20 тысяч зрителей и располагающейся на огромном склоне, называемом «горой». Если идти от пруда перпендикулярно через поляну, придешь к Волге, преодолев сперва по полупонтонному мосту довольно глубокую «старицу».

В этот раз я стал в липецком лагере, и хотя нижегородцы были рядом, Митяй с коптильней не приехал (находчивый Олег Новосельцев предложил пойманную рыбу облить бензином и поджечь!), но «хозяйка» липчан Проняева Оля обещала не жалеть для рыбы ни газа, ни сковороды, ни муки, ни масла. Установив палатку, перекусив и вымывшись в Волге, я отправился в неторопливую пешую разведку, выяснив, что расстояние до самого дальнего, «блокпостового» прудика около километра, а путь лежит через рынок! Понравилось наличие травяного «ковра», отступающего от берега метра на 2-3, и «Кривушка» рядом в метрах 50-и; не понравилось, что пруд маленький.

Среда - единственный день, когда можно половить вечером, и я двинул на «старицу», собираясь всю рыбу выпустить, - кому охота возиться с готовкой на ночь глядя! Карасиное полутораграммовое «перышко» оказалось слабовато для здешних глубины и течения, но прежде чем я собирался переоснаститься «бомбочкой», произошло два события: «грянула» первая открывшаяся сцена «Остров» на противоположном берегу, обозначив дилемму в моей мятущейся душе, и подошел тольяттинский рыболов из близко поставленной палатки, разговор с которым в значительной степени определил мою «судьбу».

Коренной житель охотно раскрыл все секреты: «блокпостовой» прудик довольно глубок на середине - затопленный овраг, - и карасик по весне попадался значительный, а раньше водились карп и язь; в хвосте «Кривушки» можно поймать приличного сазана (ага, как раз для меня с поводком 0,12, без подсачека между кувшинками!), что не однажды удавалось его жене; «старица» изобилует хищником, за коим рыболов сейчас и отправляется. Тут же он сел в лодку с сыном, двумя спиннингами и отчалил. А я, плененный жестким «хард-роком» Сергея Шкарупы из «Пятого корпуса», смотал удочку и уселся перед «Островом».

Мое предрассветное появление в «камуфляже» с удочкой в руках и противогазной сумкой через плечо, полной «запчастей» и приманок, перед «утомленной» компанией, где гитара ходила то ли по кругу, то ли слева направо, вызвало легкую панику: «Где война? Откуда газы?». Узнав при ближайшем рассмотрении «сотоварища», барды успокоились, пожелав слегка насмешливо удачи моему утреннему бдению.

Опять я что-то напутал со временем, придя еще затемно (на сколько в этом году ставить будильник - ума не приложу!). В сумерках я подкормил размоченным хлебом две точки: одну, выбранную вечером, где трава заканчивается в трех метрах от берега, и вторую (с большой неохотой!), где стояли чьи-то «рогатульки» и было натоптано. Намазался от комаров, разобрал удилище на светлой щебеночной дороге, проходившей в десяти метрах от меня, и нетерпеливо стал ожидать начала видимости поплавка.

Начало оказалось обескураживающим. «Перышко», нашедшее правильную глубину на прикормленном месте, подверглось беспощадному нападению верхоплавок, просто кишащих на поверхности прудика. Поплавок «ездил» туда-сюда по воде самым хаотичным образом, пару раз «нарвался» на пустую подсечку, на третий раз мне почудилось некое «неправильное», если сравнивать с верхоплавочными «наскоками», движение, я подсек, и червяк с крючка исчез. Следующие 30 минут я безрезультатно ждал поклевки, со свойственным мне оптимизмом разрабатывая «утешительные» планы: «Так. Не поймаю - попробую подойти с другого берега, где нет травы. Не получится - посижу на «Кривушке». «Голяк» - пойду на «старицу. Да и, в конце концов, - фестиваль-то не отменили!»

Есть у меня на рыбалке правило, которому я научился следовать неукоснительно, независимо от настроения и внешних обстоятельств: «Зарядил ружье - выстрели!» Поэтому, «сжав в кулак» негативные эмоции от неудачи на первой точке, я, ни на что не надеясь, устроился на втором прикормленном месте - зарядил же! Опять затолклись верхоплавки вокруг поплавка, но «перышко» вдруг чуть притопилось и вернулось обратно. В сердце еще не успела вспыхнуть надежда, как поплавок стал «длиннее» на два сантиметра, а рука подсекла автоматически. Забегая вперед, доложу, что в 9 случаях из 10 поклевки стандартного, граммов по 100, карасика происходили именно так: плавный подъем поплавка на пару-тройку сантиметров. Экземпляры крупнее, до 200 граммов (брались в основном на хлеб с чесноком или маслом), топили «перо» или предсказуемо «вели».

Уже после пяти рыбок карась стал привередничать, а я собирался поймать по десятку на червя, опарыша и хлеб! Применив типичный прием: «потяжку» снасти на себя - я обнаружил, что поплавок тонет, а крючок цепляет подводную растительность. Но после перезаброса мне удалось переместить снасть без зацепа, и тут же случилась поклевка! Далее выработалась следующая схема: забросил - считаю до сорока; не клюнуло - «потяжка», счет до двадцати, и так до тех пор, пока крючок не коснется «бровки», там поклевка обязательно происходила. Проблема была в том, чтобы до «бровки» провести крючок с приманкой, не цепляя, и я нашел правильный «зигзагообразный» маршрут, а при ловле на хлеб  поднялся легкий ветерок - удалось вычислить боковые перемещения поплавка.

Норму я выполнил, правда, на червя поймал 9 карасей, а на опарыша - 11, и все списал бы на везение, если б не местный дачник. Он удивился улову, сравнив его с весенним «жором», я великодушно подвинулся, и брать перестало (к тому времени в моем садке было около двух десятков). Что скажешь: к чему для 10-15-метрового заброса на полутораметровую глубину под нос 100-200-граммовому карасику 4-граммовый скользящий (!) поплавок на основной леске 0,3 при поводке 0,18? «Нет, - ответил дачник на мое аккуратное замечание относительно тонкости снасти, - если клюет, значит, клюет, и карасю все равно!» «Тогда иди домой и приходи, когда клевать будет, а своими «бульками» не мешай мне сытую рыбу уговаривать!» - раздраженно проговорил я про себя, но сосед услышал и ретировался.

Что бедному удильщику делать поздним утром в лагере: наловил - вычисти, помой, пожарь и съешь! Впрочем, «совы» отпустили меня спать на стадии «пожарь». Рыбу в этот раз приготовила Роза из Челябинска, поперечно разрезав спинки, облив лимонным соком и обваляв в панировочных сухарях.

Первое, что я сделал после сна, так это поблагодарил вчерашнего знакомого за толковый рассказ об уловистых местах. В следующее утро я решил сперва попробовать «Кривушку»: вдруг сазан там не такой уж крупный? Попался окунек, заглотивший червя до анального отверстия, да комары сожрали! У меня классный репеллент, 4 часа «держал оборону» и на Федоровских лугах, и на вчерашней ловле, но «кривушинские звери» плевать на него хотели и «выжили» меня на знакомый прудик. В это утро был настоящий клев, за час я поймал два десятка и вернулся на поляну, половину улова оставив на рынке (просто угостил торговцев!) - лень было в одиночку готовить рыбу к жарке.

У «водопоя» (на «Груше» бурят две-три скважины, подводят воду к трубе с десятком ответвлений, где люди набирают воду для нужд лагеря; можно умыться или рыбу вымыть, как я) мне устроил допрос с пристрастием недоверчивый пожилой мужчина: где ловил, да на что, да когда, да какой раз на водоеме. Я честно отвечал: на маленьком прудике у блокпоста, да на все, да с рассвета, да второй раз в жизни.

«Не может быть! - вскричал оппонент, - в этой луже, да так не бывает, чтобы на все, да без опыта - темнишь, брат!» Диспут мне надоел, я подошел к мужику поближе и произнес вполголоса, наклонившись к его уху: «Так и быть, открою тайну!.. Я  не рыболов!» «А кто?» «Я - МАСТЕР!» - и обиженный мужчинка отошел в сторону, что-то недовольно пробурчав под нос.

Двух рыбалок в прошлом году на «Груше» мне вполне хватило. Жалею, что не проверил первое «неклевое» место: может быть, карась просто начинал брать через час после рассвета, а противоположный «чистый» берег оказался трясиной, и подобраться к воде близко не удалось - еле успел выдернуть «чавкнувшую» ногу. Остальные часы я посвятил фестивалю, получив незабываемые впечатления. Что стоит, например, исполнение Александром Городницким перед пятью тысячами стоящих плачущих зрителей песни про Севастополь с рефреном: «Это город вернется назад, он навеки останется русским…» Или концерт виртуоза-балалаечника Алексея Архиповского? Или… впрочем, про Грушинский фестиваль не рассказать, слушать и смотреть его дома бессмысленно, там надо побывать - это, как и рыбалка, другой мир…

P.S. А в этом году я очень хочу попасть на Нижегородский фестиваль авторской песни «Исконь» и на Кудьме порыбачить бы!..