Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Канава

Канава

Евгений Велиас, г. Н. Новгород
Фото автора

Декабрь в этом году отличился изменчивым нравом. То, раздувая щеки и ноздри, дует он на нас своей непролазной пургой, то морозит и вновь дивит предновогодней оттепелью «за ноль по Цельсию». При таких резких скачках тяжело не только чувствительным к погоде людям, сложно приходится и рыбе, особенно щуке, ведь она, как никто, на мой взгляд, капризна к резким изменениям окружающей среды.

1-351-8-2.jpg
Года три-четыре назад мы с товарищем начали свой путь зимнего спиннингиста. Ловили, не закрывая сезон, круглый год, практикуя воблеры и джиг. Благодаря Теплушке: никогда не замерзающей речке, являющейся «радиатором» и местом сброса горячей воды Балахнинской ТЭЦ (Нижегородская область), мы поддерживали «форму» и одновременно утоляли «жажду», исследуя новые места на довольно протяженной акватории. 

До этого сезона лишь она и являлась единственным известным пригодным для зимнего спиннинга водоемом. Но буквально несколько недель назад мы открыли для себя еще одну незамерзающую в ноябре-декабре неглубокую микроречку, впадающую в Волгу, и длиной всего несколько километров. Она стала для нас с товарищем настоящей отдушиной и предновогодним подарком, ибо, «приевшаяся» за последние несколько лет, Теплушка этой зимой не хочет радовать иной раз даже единичной поклевкой за несколько часов рыбалки.

Весной микроречка под рабочим названием «Канава» до краев наполнена вешними водами и местными рыбаками-зыбарями, перехватывающими на русле и небольших заводях поднимающуюся на нерест щуку. Конечно, периодически ловят и самих «деятелей», но некоторых, особо стойких ребят, едва ли запугать рыболовной инспекцией и нехилыми штрафными санкциями за вылов рыбы браконьерскими снастями, да еще и в нерестовый запрет. Вот настолько бесстрашным (отмороженным) становится человек, если видит перед собой выгоду в сочетании с удовольствием выловить из темной воды пяток другой зубастых мамок. 

Но как только вода спадает, а щука сходит обратно в Волгу, ажиотаж браконьеров уносится прочь, остаются лишь дети с поплавочными удочками и несколько спиннингистов, хрустящих под ногами опавшими ветками крутых берегов Канавы. К осени и вовсе едва ли удастся встретить какого рыбака, пытающегося хоть что-то здесь поймать.

В этом и заключается вся прелесть ловли щуки на подобных микроречках. Нет здесь такого прессинга, как на большинстве водоемов Балахнинского района, и рыба довольно спокойна и неискушённа заморскими приманками. Она здесь сродни щуке торфяных карьер, только там она порой до безрассудства жадна, а здесь все же пуглива. Но это нисколько не означает, что поймать ее в Канаве легче, чем где-либо. 

Думаю, что большинству тех, кому знакома спиннинговая рыбалка на лесных микроречках, согласятся со мной, что столь трудового и рабочего вида ловли еще поискать надо. Мало того, что заброс критично делать точно по месту, а сделать это порой из-за густой береговой растительности: ивы, березы, тальника сделать практически невозможно, так еще и передвигаться необходимо максимально тихо, дабы не спугнуть зачастую притаившуюся почти у берега рыбу. Такая рыбалка – это скорее охота, где рыбу-дичь ты забираешь вприглядку. А ловля вприглядку – нет ничего более забористее и эмоциональнее. 

На крайнем выезде на Канаву мы взяли с собой разноплановые снасти: я выбрал короткое (6 футов 6 дюймов) лайтовое удилище тестового диапазона от 3,5 до 10,5 граммов, а мой компаньон Даниил стандартную семерку с бассовым типажом и тестом 7-21. Из приманок решили использовать исключительно воблеры, причем я ловил на более мелкие до середнячка, а Даниил охотно взялся за размеры от ста миллиметров и больше. 

На открытых участках рыбы не было, и мы решили облавливать по очереди каждое темное место Канавы, будь то омуток после коряжки или микрозаводь на нашем или противоположном берегу. Через несколько таких «горячих» мест я сделал заброс чуть выше затопленной палки, воблер (65-й суспендер) снесло течением ниже преграды, и при первом же рывке приманкой стремительно вылетела зубастая, прикусив её поперек. Честно признаться, не был готов к такому ураганному развитию событий и не успел вовремя подсечь. Последующее вымучивание щучки из-под коряжки в течение минут так двадцати, не привело ровным счетом ни к какому результату. Так как я ловил легкой снастью, больших приманок у меня с собой не было, попросил Даниила пробить данное место большим стодвадцатником, который как раз в то время висел у него на струнном поводке. 

С третьего заброса нервы зубастой не выдержали, и она схватила двенадцатисантиметровый суспендер, на этот раз зацепившись за него как следует. Сработало укрупнение приманки, причем размером в два раза! Даниил спешно меняет minnow на составник и в течение нескольких проводок получает еще один щучий трофей. 

Дальше больше, мой товарищ делает заброс все перед той же коряжкой, сносит приманку по течению, и бац, мощнейший выход некрупной щуки накаляет ситуацию до красна. Я не мешаю Даниилу и лишь наблюдаю за происходящим, после дюжины безрезультатных забросов, теперь уже компаньон просит меня попробовать обловить место своей легкой снастью. На этот раз я решил опробовать выручавший меня не раз летом воблер 70SP, и вновь, на первом же забросе случается выход хищницы на мягко продергиваемую против течения приманку. Фрикцион гудит, но я быстро «паркую» небольшую рыбину на снежный берег. 2:1. В этот раз сработал более вытянутый воблер.

1-351-8-1.jpg

Очень часто, ловя зубастую в заливах или Волжских затонах, я вместо уменьшения размера приманки иду на радикальное ее увеличение (к примеру, использовал девяносто миллиметров, а перешел на сто двадцать-сто тридцать, или вовсе небольшой лайт-джерк), и это действует. Временами такая схема срабатывает и по вечернему летнему судаку, когда он в сумерках подходит охотиться у берега. Но это уже совсем другая история!

Вечерело, солнце испускало последние лучи уходящего дня. Завтра начнется новая неделя, новые заботы. А мы, утолившие жажду рыболовных приключений, спешили к превратившемуся в снежный сугроб автомобилю, чтобы скорее разобрать снасти и поехать домой, где нас ждал горячий чай и доброе послевкусие прошедшей рыбалки. Куда мы без нее, без рыбалки? Это неизлечимая болезнь, или дар Божий?! Для кого как, а по нам, так любимое дело, часть души, как в сказке заключенная в рыболовных удочках и нескончаемом количестве приманок.


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 1(351), 2017 г.