Главная > Статьи > Камчатка. Путешествие на край земли

Камчатка. Путешествие на край земли

Дмитрий Тютин

Камчатка… это сладкое слово Камчатка. Для меня – заядлого путешественника и авантюриста – одно это слово как бальзам на душу… Чем дальше ехать, тем мне интереснее, а что может быть дальше Камчатки? Ведь именно там начинается каждый новый день.

Путешествие по нашей стране, как известно, путешествие не из дешевых. В Африку проще попасть, чем половить тайменя в Сибири в центре России. Поэтому к путешествию мы начали готовиться заранее. Собрали массу информации о маршрутах, рыбалке. Билеты на самолет купили аж за полгода! Из Москвы до Петропавловска-Камчатского и обратно – 50 000 на человека. Плюс примерно по столько же придется каждому члену экспедиции потратить непосредственно на месте. Но мы продолжали отслеживать стоимость билетов в надежде на какие-нибудь выгодные акции. И буквально за полтора месяца до вылета нам повезло – появились три билета на тот же борт, но по цене 18 000 в оба конца! Выкупаем билеты, а старые сдаем обратно с потерей 7 000. Получилось, что билеты нам троим из компании в семь человек обошлись в 25 000.

С собой берем только самое необходимое. Тубусы со спиннингами, катушки с блеснами, фотоаппараты и одежду. На каждого получилось примерно по 20 кг. Полет – девять часов, в Камчатском аэропорту Елизово нас встречают проводники Георгич и Иваныч, с которыми мы предварительно списались через Интернет. Встречают традиционно и красиво: с водочкой и плошкой красной икры. Путешествовать по полуострову мы будем на стареньком полноприводном микроавтобусе “Мицубиси Делика”, который загружаем своим скарбом. В машине все необходимое для путешествия: палатки, тент, коврики из оленьих шкур и спальные мешки, а также раскладная походная мебель с посудой. Первый этап путешествия – сплав по крупнейшей реке полуострова с одноименным названием Камчатка.

Едем к стартовой точке сплава. За окном проплывают незнакомые нам пейзажи – сопки, вулканы... Попутно заехали за очень известной Малковской минеральной водой. На вкус как нарзан, только без газа. Очень вкусная.

***

Путь наш лежал в Мильково. Там нас ждали две лодки с моторами для сплава. Но приближались сумерки, и на ночевку мы остановились, не доехав до Мильково, на берегу одной из рек. И чуть не всю ночь сидели у костра, пили вино, общались – настроение было праздничным. На рассвете, оперативно собрав лагерь и позавтракав, мы прибыли в Мильково и стали ожидать решения некоторых технических вопросов. Вскоре приехал наш микроавтобус, и мы отправились к месту стоянок лодок на реке. Переместив скарб в лодки, стали готовить к бою спиннинги. Горыныч умудрился уронить ручку от спиннинговой катушки в воду.

Рыбалка Горыныча оказалась под угрозой, так как катушка у него была всего одна. Недолго думая, он разнагишался и под аплодисменты зрителей прыгнул за борт с криком “ща найду!” Вода – всего градусов 10, так что после пары нырков Горыныч попросился обратно. Чтобы раскукожить скукоженное, Горынычу налили стакан. Остальные бедолагу, естественно, поддержали. И тут же, как по волшебству, у кого-то в рюкзаке нашлась запасная ручка. Закидав все по лодкам, поставив флаг экспедиции, наконец-то отправились в плавание... Мне и Горынычу доверили ПВХшку с 30-сильным мотором, остальные залезли в длинную деревянную лодку, построенную Иванычем, который ей же и управлял. В наш небольшой экипаж попала еще собака Тедди. По словам хозяина, медведей Тедди чует за версту и треплет их, как тузик грелку. По решению нашей команды Тедди было присвоено звание юнги и новое имя – Эдик.

Камчатка – крупнейшая река полуострова Камчатка на Дальнем Востоке России. Впадает в Камчатский залив Берингова моря Тихого океана. В некоторых частях своего русла Камчатка пригодна для судоходства. На реке расположены поселки Мильково, Ключи и порт Усть-Камчатск. Длина реки – 758 км, площадь бассейна — 55 900 км2. В верховьях имеет горный характер с многочисленными перекатами и порогами. В среднем течении река выходит на Центральнокамчатскую низменность и меняет характер на равнинный. На этом участке у Камчатки очень извилистое русло, в отдельных местах разбивается на рукава. В устье река образует дельту, состоящую из многочисленных проток, разделенных песчано-галечными косами. Конфигурация дельты все время меняется.

Река Камчатка очень похожа на нашу родную Ветлугу. Единственное отличие – иногда песчаные косы берегов сменялись каменно-галечными россыпями и мысами. Река еще не вошла в свое привычное русло и стремительно несла нас на поворотах, где приходилось лавировать меж торчащими из воды деревьями и корягами. На плесах мы подходили к берегу и разбредались со спиннингами в разные стороны. Вода в реке оказалась мутной, рыбу увидеть было нельзя. Да и не клевала она. По словам Иваныча, рыбалка в этих местах должна была начаться примерно через неделю – после этих слов мы предложили Иванычу просто молчать.

Удивило количество свежих медвежьих следов на берегах и остатки трапезы косолапых – разодранные лососи. Ну, медведей и их следы по берегам мы видели и на реках Урала и Сибири. Но так, чтобы следы присутствовали чуть на каждом метре, это было впервые. Проработав участок безуспешными забросами, мы садились в лодки, спускались ниже и снова вставали в интересных, на наш взгляд, местах. Я для камчатской рыбалки купил всего несколько недорогих блесен и цветной лак. А остальные купили много разных дорогих, разноцветных приманок.

Мне кажется, что моих спутников просто “развели”. Потому что я всю дорогу не хуже ловил на классическую Meppsчетверку. Возможно, причина уловистости крылась в смайлике, который я нарисовал лаком на лепестке блесны.

При сплаве по реке выяснилось, что винты на моторах – расходная часть. Лопасти регулярно приходилось править после встречи с камнями или попросту менять. Зайдя в небольшой прозрачный приток, увидели ход нерки на нерест. Целое стадо нерки из мутноватой и полноводной Камчатки заходило в чистую речку. Пофоткали, тут же поймали несколько штук на уху и пошли дальше. Нерка брала жадно на границе слияния рек. Все экземпляры были примерно по килограмму весом.

Река становилась все шире и глубже. Высокие яры с наклоненными над обрывом елками чередовались с таежной береговой уремой, затем шли луговины, которые сменялись заболоченными тундровыми участками. К великой нашей радости рыба становилась все активнее, ее становилось все больше и больше. Нам удавалось поймать как рядовую по весу рыбу: нерку, кижуча, кумжу, гольца, форель весом от 0,7 до 2 кг, так и трофейного размера кету, на борьбу с которой могло уйти и двадцать минут. В основном рыбу после фотосессии отпускали обратно. Но, конечно, некоторую часть пойманного забирали для еды.

Самыми интересными и разнообразными по виду рыб были места слияния рек. Как правило, эти места изобиловали косами, обратным течением, резкими свалами, и можно было ловить на самые разные блесны и варианты проводок. Лучшей проводкой была равномерная плавная на грани падения приманки на дно. В притоках с прозрачной быстрой и более прохладной водой зачастую ловился только хариус. Он хватал вращалки как светлого, так и полностью черного цвета. Трофейных рыб не было. В основном цеплялись харьюзки граммов по 300, которые отлично шли на малосольную “пятиминутку”.

Лагерь разбивали вечером, пока светло, выбирая продуваемую светлую луговину, свободную от медведей и комаров. Георгич параллельно сопровождал нас на “Делике”, груженым походной утварью. После разбивки лагеря и на рассвете снова ловили рыбу. Самое простое – ловля на донку гольца. Голец брал бойко и хорошо сопротивлялся при вываживании. Пойманные экземплярчики были не более килограмма. Ловили гольца, сделав из спиннинга классическую донку со скользящим грузилом весом граммов 30 и двойным крючком. Наживкой служили кусочки рыбы. Мне лично гольчики нравились жареными, как, впрочем, и кумжа, нерка, кижуч, микижа, форель и чавыча. Для жарки у нас была большая сковорода и газовая плитка. Мясо у камчатской рыбы красное и вкусное, пальчики оближешь! Быстро сняв филешку, обжаривали рыбу в специях, панировочных сухариках, муке, просто в масле...

На одном из плесов, где река выходила из-за поворота, и течение становилось размеренным и плавным, на свале попалось несколько экземпляров чавычи. Чавыча оказалась самым крупным и сильным соперником. Вываживание рыбы занимало по 30–45 минут. Особенно сложно было, если рыбине удавалось выйти на стремнину и таким образом пользоваться силой течения. Ловилась чавыча чаще на вращающиеся блесны пятого номера.

Про икру. Камчатский край славится красной рыбой, икрой и медведями. “Материковые” едут туда именно порыбачить и закусить доброй ложкой свежезасоленной икры. Мы не стали сильно отклоняться от плана, тем более в организме чувствовалась острая нехватка икры. К тому же нам необходимо было научиться готовить добытую икру.

Для переработки и очистки икры от пленок существует такой незамысловатый старинный прибор под названием “грохотка”. Это капроновая сетка из толстых нитей, натянутая на деревянную рамку. Ячейки примерно 1х1 см. Икра протирается сквозь грохотку и падает в подготовленную посуду, а пленки остаются на сетке. От этого и пошло выражение – грохотать икру. Занятие это нехитрое, но ответственное. (Голодные люди, наблюдавшие за процессом, следили за каждой икринкой.) После очистки икра заливается тузлуком – крепким раствором соли, в котором плавает картофелина, по которой и определяют необходимую концентрацию. Икра держится в растворе 5–7 минут и нежно перемешивается грохотальщиком, затем процеживается и укладывается в контейнеры для хранения. Икры было всегда достаточно, чтобы есть ее большой столовой ложкой, а то и половником. Ну, и под икру, сами понимаете, святое дело… Вечером усталые рыбаки-путешественники садились на высокий берегдиван реки Камчатки, вкушали икру, курили сигары, играли на гитаре и наслаждались видом реки…

***

После замечательного сплава и рыбалки на этом замечательном сплаве нас ждал этап морской рыбалки в Охотском море. В первый день мы поехали посмотреть, как ловят на Камчатке рыбу промысловики. Большая часть побережья поделена на промысловые участки, на которых не далее полутора километров от берега ставят наплавные сети. Сети недлинные, примерно по 50–60 метров, но вот ячейка – как у волейбольной сетки. Рыба идет партиями, по видам. Косяки двигаются вдоль береговой линии к устьевым участкам нерестовых рек, которых на полуострове великое множество. Бригады живут в балках (временных постройках) на берегу. Труд промысловика очень тяжел. Ранним утром артельщики прыгают в прибойную волну на ПВХ-шке и, взревев мотором, идут на проверку сети – и так несколько раз, до позднего вечера. Работы на Камчатке почти нет, рыбалка – один из немногих способов заработать на кусок хлеба себе и своей семье.

Морской запах напомнил мне годы службы на флоте, во время которой удалось побывать на разных морях и в разных странах. Мы разместились у полосы прибоя неподалеку от рыбацкого балка, с хозяином которого Георгич заранее договорился о ночлеге. Насмотревшись, с какими обильными уловами кеты прибывают лодки рыбаков, мы и сами рассчитывали на максимальный результат. Соорудив донки и насадив на тройники кусочки рыбы, расселись на стульчиках прямо в прибойной полосе, успевая поднимать ботинки над набегающей волной. Со стороны смотрелось наверняка смешно, но нам надо было именно так. Закурив сигары и устремив взгляд в море, начали ждать. Клевать начало как-то вдруг и все сразу: бычки, камбалка с ладонь, наважка… но, увы и ах, не кета. Настоящие рыбаки наблюдали за нами с недоумением, но мы расслабленно продолжали ловлю и сами, в свою очередь, наблюдали за рыбаками.

Посидев на берегу, мы решили подойти к артельщикам и попросить лодку. Нам одолжили лодку типа “Уфимка” и с еще большим любопытством стали наблюдать, как мы на ней преодолеем прибойный накат и выплывем в море. С нескольких попыток мы смогли преодолеть прибой и выйти за прибойную зону с уходящей волной. По пояс сырые, с водой в лодке мы, отплыв от берега метров на сто, привязались к шару-бую и стали пробовать ловить там. Глубина оказалась метров семь. Мы медленно дрейфовали вдоль берега, наживка волочилась по дну. Исправно клевала камбала и навага, уже более крупная, нежели с берега. Всех резвее клевали быки, похожие на морских чудищ… Через пару часов такая рыбалка наскучила, а кета, выпрыгивающая из воды в непосредственной близости, игнорировала все наши блесны и воблеры.

Когда отдавали лодку, артельщики притащили ящик свежевыловленной корюшки. Да-да, той самой, что пахнет огурцом. Вечером опять был рыбный день – жареная свежая камбала и корюшка… Друзья, ради этого стоит ехать на край земли!

Утром, как обычно наступившем внезапно, мы поблагодарили хозяев балка и отправились в самое устье одной из рек, впадающих в море. С одной стороны впадает река, с другой шумит море. И запах! Этот безумно свежий запах свободы и моря! Разбив лагерь и расположившись удобно на стульчиках, начали ловлю. Кто на донки, а кто на блесну. Наловить на донку рыбы не составляло никакого труда. Кижуч, голец и крупная камбала хватали на кусочки рыбы. Иногда рыбина сходила, но тут же наживку хватала другая.

С нами был и подводный охотник, известный читателям журнала Виктор Михайлович Аксенов – тот самый, у которого база “Остров Разин” в васильсурских протоках. Мы потребовали, чтобы Михалыч немедленно облачился в неопреновую кожу и разведал, что в реке происходит. Течение реки было довольно сильное, и разведчику пришлось сначала подняться метров на 500 вверх, чтобы успеть осмотреть дно. Мы по-прежнему сидели на стульчиках, ждали новостей и потаскивали хорошего кижуча и камбалу. Почти всю рыбу выпускали, так ее было много. Вскоре прибыл Михалыч, доложивший, что дно реки похоже на брусчатку – так много там камбалы. Видел подводный охотник и лососевых.

Гуляя по косе, мы постоянно натыкались на следы медведя, промышлявшего рыбу и нерпу. А однажды ночью мы из палатки услышали какое-то сопение и шум пересыпающейся гальки, но никто значения этому не придал. На утро оказалось, что к нашему столу и палатке приходил Хозяин, все осмотрел и ушел, не причинив вреда. Мы жили, как в раю – ловили отличную рыбу, поедали икру и набирали вес.

***

На десерт у нас значилась рыбалка в Тихом океане, и по прибытии в Петропавловск-Камчатский мы сразу занялись организацией заключительного этапа нашей экспедиции. Ведь нельзя было побывать на Камчатке и не половить в океане!

В итоге, найдя шкипера со своим личным катером и сойдясь в цене, мы отправились на рыбалку. Пройдя на малом ходу аванпорт, пришпорили лошадей и отправились за “ворота” – выход из Авачинской бухты. Выйдя из бухты, мы словно попали на места съемки фильма “Аватар”. Вертикально стоящие скалы, масса всякой галдящей живности: гагары, тупики, чайки, утки и прочие пернатые твари… Для такой рыбалки наши спиннинги не годились. Взамен нам выдали морские удилища с мультипликаторами и крепкими лесками. На конце лески был пилькер весом под 70 граммов, а выше – пара поводков с крупными крючками, на которые подсаживали кусочки камбалы, хорошо держащиеся на крючке. Место ловли – свалы с 30 на 60 и далее – на 80 метров. Поклевки не заставили себя ждать. Резкий рывок – и вот ты уже выкачиваешь удилищем упирающуюся рыбину. Рыба ловилась исправно, время просто летело.

Вокруг океан, над головой синее небо, вдалеке вулканы и сопки… и мы, небритые и до безобразия до вольные. Ловилась камбала пищевого размера, попалось несколько хороших (3–4 кг) экземпляров трески. Было много окуней. Разделав рыбу и разложив все по пакетам, вернулись в порт. Часть рыбы, пока шлепали из порта в гостиницу, просто взяли и подарили проходившей мимо миловидной женщине, а другую часть решили приготовить вечером. Концентрация фосфора и гормона радости в организме зашкаливали!

Путешествуйте, не ленитесь, будьте легкими на подъем, не жалейте на приключения средств, действуйте сейчас – ведь жизнь слишком коротка, чтобы ждать.

P.S. Познакомиться с полными версиями репортажей о походе клуба “Экстрим-НН” вы можете на сайте клуба www.extreme-nn.ru в разделе “Вкус жизни”.

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 2(55), 2016 г.