Как рыба растёт
Вадим Назаров, Ивановская обл.
Для большинства рыболовов перволедье – радостный, долгожданный праздник. Особенно если ледок хорошо морозцем схватило, да чуть-чуть припорошило снежком. Тут идешь – и душа радуется, хоть как на коньках скользи, только аккуратнее, чтобы не грохнуться со всей рыбацкой амуницией… Благодать!
Идёшь и знакомые свои местечки по береговым приметам ищешь. Вроде бы тут, на дне, должна лежать коряжка, а здесь из ямы “выход” – самое оно! Высверлил “луночки в хрустком, словно стеклянном льду, мормышечку“окунёвый глаз” на тоненькой леске с двумя мотылями “крест на крест” насаженными опустил, и сел на шарабан свой… А глазами своих друзей-приятелей ищешь… Ведь сколько времени не виделись.
И друзья тоже тебе рады. Вон один рукой издали машет, а другой прямо к тебе курс держит.
– Здорово, Василич! Жив, старина!
Гляди-ка, чуть не год не видались! А у нас уж тут у Лёвки смена подросла – сын с ним на рыбалку пришёл. А у Палыча – сразу двое внуков! Во! Видал как?! Держись “матросики”! А ты за подлещиками чтоли? Должны бы, наверное. А жерешонкато своего не забыл, чай?! Ну, и купил ты тогда всех! Ох, и здорово! До сих пор помню, как тогда к тебе подвалили! Почти до самой весны на твоем месте толпа крутилась! И чуть не каждый раз кто-нибудь рассказывал, что тут мужик жереха на четыре кило выволок! И ведь верили!
Потихоньку и другие друзья подходят. Кто о чем рассказывают. Вспоминают и тех, кто уже больше не придёт. Кто-то достает из шарабана бутылочку и раздвижной серебряный стаканчик. У других домашние пирожки с луком и яичками, словом настоящее застолье получается.
Да, перволедье – это добрый товарищеский праздник. Веселье, смех, шутки. И опять кто-то моего прошлогоднего жерешонка вспомнил. Опять хохот. А ведь здорово он у тебя тогда вырос, Василич! Ведь на полном серьёзе говорили про мужика, который жереха едва в лунку протащил…
Я и сам вспоминаю тот забавный случай. Действительно, попался у меня тогда, только не жерех, а небольшой жерешонок. Крючок ему в правый грудной плавничок впился. Естественно, в лунку он никак не хотел пролезать, поперёк лунки-то! И видел я его бочок серебристый, а взять никак не мог. Такая досада была! Играем мы с ним в перетяжки – то он у меня удочку в лунку тянет, то я его к самой лунке подвожу, а вытащить – никак не получается.
Леска-то у меня очень крепкой оказалась. На счастье, знакомый рыбак мимо проходил. Попросил я его просверлить рядом новую лунку да его багориком и вытащил рыбу свою. Небольшой, граммов на шестьсот жерешонок, как его ещё назовёшь? Но на ближних рыболовов впечатление он произвел огромное. Сбежались ко мне посмотреть на рыбину мою. Я уж поскорее убрал его в шарабан. Следом за взрослыми и вовсе мальчишки подошли. “Покажи, дяденька, чего поймал?” Так надоели, прямо хоть уходи.
- Жерешонка поймал, – говорю, – маленького! А вставать с шарабана я не буду!
- У меня ноги болят, ребята! Ну, небольшой он, правду я говорю!
Ушли, обиделись вроде. А немного погодя вокруг меня натуральный “базар” собрался. Какая уж тут рыбалка! Теза наша ведь не Волга. Даже мелкий окунишка, и тот брать перестал, распугали. Так и не поймал я больше ничего тогда. Куда я ни пойду, весь “базар” следом за мной перемещается. Видно думали, что я места особые знаю…
Дней через пять пришёл я снова на реку. Хотел было на то местечко сесть, где жерешонок мне попался, да куда там! Десятка полтора рыболовов сидят плотно, чуть не плечом к плечу.
Присел я рядом с одним из рыбачков, поинтересовался, – Лещ что ли подошёл? На что ловится-то?
– А чёрт его знает, – говорит, – на что тут ловится! На днях один мужик тут такого жерешищу вытащил! Багориком елееле в лунку протащили, рассверливать пришлось. А на что ловил – неизвестно, так никто и не узнал, затихарил мужик.
Вот все и сидят. Кто с блесной, кто с балансиром, кто с живцом. Только не берёт ни хрена, ни на что! Я, считай, с рассвета сижу, и даже поклёвки не видел. На всё перепробовал. “Матросики” и те не клюют!
Хотел я сказать, что ерунда это всё, что никто здесь никаких жерехов не ловил, что это я неделю назад поймал здесь жерешонка. Но смолчал. Всё равно ведь не поверят. Скажут, что вру я, что отвести их я хочу с уловистого места. А потом почему-то подумалось, что ведь не один я тут рыбачу. Может, действительно, кто-то поймал тут большого жереха? И хоть точно знаю, что это не так, а всё равно захотелось подсесть поближе к рыбакам и тоже попытаться поймать большого жереха. Такого же, как у того неизвестного мужика… Смешно, конечно, но, право же, захотелось. Вот так и растет у нас иногда рыба, так и рождаются рыбацкие были и небылицы, в которые почему-то хочется верить…
Может быть, такой уж характер у рыболовов мечтательный, хотя в обычной жизни многие из них люди весьма прагматичные. Наверное, это влияние самой нашей матери Природы, превращающей сухих прагматиков в мечтателей-романтиков.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 2(352), 2017 г.