Изменения на Куан-Дарье
Мой товарищ много знал различных водоемов - рек, каналов, озер - и не только своим друзьям, но и малознакомым, но стоящим рыболовам с удовольствием показывал свои лучшие места. В начале лета 2006 года Павел предложил мне съездить на Куан-Дарью.
Река мне показалась мелкой и грязной. Вода цветом напоминала кофейный напиток. Течение, переносившее тонны серого песка, в различных местах пребывало от спокойного до бурного. Дно песчаное, местами глиняное, но чистое, без растительности. В редких местах в небольших заводях росла подводная трава и водоросли.
Ширина Куан-Дарьи варьировала от 3 до 30 метров. Глубины на ямах не превышали 4 м, а вот на перекатах можно было перейти в коротких сапожках - "воробью по колено". Русло сильно петляет в степи. Низкие и высокие, но чистые, с редкой растительностью берега чередовались с песчаными плесами и такими же разнообразными берегами, заросшими густым, непролазным, высотой до 4 метров тростником и жесткой, особенно осенью, верблюжьей колючкой.
Куан-Дарья даже на карте была показана пересыхающей речушкой, воды которой терялись в полупустыне, не доходя ни до какого водоема. Неприметная речушка, зато видовой состав рыбы просто поражал. В реке водились: из мирной рыбы - плотва, густера, карась, лещ, сазан, белый амур, чехонь, в браконьерские сети попадался даже толстолобик; из хищника - жерех, змееголов, судак, сом. Доминировали же в реке жерех, змееголов, сазан с белым амуром и плотва.
В данной статье я хочу остановиться на изменении видового состава аборигенной рыбы в связи с изменением обстановки и появлением "пришельцев" именно на этой реке.
Начиная с весны 2002 года, уровень воды в реке стал подниматься. Было похоже на то, что весной где-то в верховье открывали шлюз или плотину, и большая вода устремлялась в реку, затапливая прибрежную степь.
В тот год вода поднялась чуть больше чем на метр. Уровень так и продержался до осени, а осенью вода схлынула до прежней отметки, первый раз очищаясь до прозрачности.
Весной следующего года вода снова стала пребывать, и за месяц уровень поднялся более чем на 3 метра. Скорее всего, именно в это время на каком-то определенном участке разлившаяся река соединилась с недалеко находившимся с ней озером.
Кстати, именно в этот год рядом с рекой низины залило водой, и на подъезде образовалось несколько довольно глубоких озер, куда вместе с водой зашла рыба. Эти озера перекрывали нам дорогу, и пришлось ее накатывать по первозданной степи. В последующие годы вода так больше не поднималась, и данные озера больше четырех лет высыхали.
С большой водой в тот год в реку попали щука, язь, окунь и красноперка. О щуке первый раз я узнал от своего товарища, когда он похвалился, что в реке поймал хищницу. Через неделю, 13 сентября 2003 года, я поймал первую щуку, а 18 сентября взял уже четырех. В ноябре видел, как за блесной следовало 4 окушка, но схватить ее не захотели и ушли в сторону. Первый язь схватил у меня блесну через год, 30 сентября. А крупная красноперка попалась на спиннинг только весной следующего года. Данная рыба в то время попадалась редко: одна-две рыбки как прилов, чего нельзя сказать о щуке.
Именно с 2003года в связи с повышением уровня воды обстановка на реке стала координально меняться. Река стала полноводной не только в летние месяцы, но и зимой, когда уровень воды остается до метра выше изначального. Расширились ее водные границы. Теперь вода затапливает прибрежную местность, образуя бухточки, различные заводи. Скорость течения уменьшилась.
Изначальные берега напитались водой и дали благодатные условия для произрастания растений, в основном тростника и осоки. Стало зарастать и само русло реки. В течение нескольких лет практически повсеместно дно заросло элодеей, рдестом, роголистом, мелководья заполонили хвощ и длинные нитяные водоросли.
В последнее время, а точнее - в последние три года, я заметил, что в реке стал меняться видовой состав рыбы.
Раньше главным хищником реки был жерех, его поймать на блесну вообще не составляло никакого труда. В любом месте, при нескольких забросах на любую блесну, был огромный шанс зацепить жереха, правда, мелкого - от 350 до 800 г. Более крупных, от 1,5 до 3 кг, нужно было обхитрить, чтобы он порадовал ваш взор. Часто на пути встречался змееголов, попадался и сом, но последний в основном ловился на донку. Популяция судака была минимальной, но и он, хоть редко, но все же попадался на блесну.
В настоящее время пальму первенства главного хищника реки забрала щука. Она стала размножаться в геометрической прогрессии. Ей есть, где развернуться. Разросшаяся трава, микробухточки, заводи. Все это кишит мальками и подросшей мелкой рыбой. Кормовая база просто отменная.
Такие места заняла не только щука, но и язь. Он тоже продуктивно размножается. Если еще года четыре назад не на каждой рыбалке на приманку попадались единичные экземпляры данной рыбы, даже скорее это были подъязки, то в прошлом году не было ни одной рыбалки, где бы не попалась хотя бы парочка в районе килограмма язей.
То же самое могу сказать и о красноперке. Она очень хорошо ловилась в прошлом году, в самое пекло августа, на вертушки с лепестками от №№ 0-1, да и, судя по отзывам моих друзей, этим летом было тоже самое. Красноперки очень много в реке.
Окунь, казалось бы, с его плодовитостью должен был бы забить собой реку, но этого не произошло. Почему не разрастается стадо окуня, для меня пока вопрос остается открытым. Может быть, его очень мало попало в реку?
Похоже, вся пришлая рыба, кроме окуня, очень хорошо плодится, чего не могу сказать об оседлой.
Гораздо меньше стало в реке жереха. Почему это произошло? Щука? Так ведь это совершенно разные хищники, не зависящие друг от друга. Щука - засадный хищник, устраивается поудобнее на границе обратного течения или у травы и ждет. Жерех - больше "пират" реки, он на быстрине выбирает выбившуюся из сил рыбку и догоняет свою жертву.
Хотя жереховая мелочь стоит во владениях щуки, на мелководье. Может быть, она все же поедает мелочь? Так ведь не в таких же количествах, чтобы истребить большую популяцию. Тем более, что кроме жереха в реке водится довольно много другой рыбы.
А, может быть, из-за того, что жерех любит быстрое течение, а река приглушила его ход, он скатился куда-то вниз или поднялся вверх? Но ведь здесь, в нашей местности, есть много степных озер, где водятся большие популяции жереха. А какое течение в озерах? Только небольшое, поверхностное за счет ветра, и рыба себя прекрасно чувствует, вырастая до крупных размеров в 4-5 кг, постоянно соревнуясь со своей соседкой - щукой.
Жереха стал вытеснять из привычных стоянок язь. Есть у меня несколько заветных мест, где из года в год ловился только крупный, до 1,5 кг, жерех, теперь в этих местах кроме жереха попадается язь.
С появлением щуки даже змееголова стало меньше попадаться на блесну. Змееголов в схватке не уступит щуке, скорее всего, даже выйдет победителем. У него хоть и уступают зубы по остроте, но их в пасти очень много, а хватка железная. С более мощной хваткой я рыб в наших местах не встречал. Если уж уцепился - не отпустит. У меня было несколько случаев, когда при вываживании рыбы за нее хватался змееголов, и его я спокойно вытаскивал на пологий берег. Только на воздухе он понимал, что находится не в своей стихии, и разжимал челюсти.
Змееголов - рыба медлительная. Он медленно передвигается по реке, в основном стоит в засаде, на мелководье, так как ему для дыхания нужен атмосферный воздух. Если щука делает молниеносный бросок за несколько метров, то змееголов не торопится. Он бросается вперед, когда до жертвы остается не больше метра. Он не пропустит и проплывающую мимо щуку. Тогда почему же его стало меньше? А, может, все же популяция змееголова осталась прежней, и только щука "из-под его носа" успевает перехватить приманку.
У меня есть еще одно предположение на этот счет: вода стала чище, прозрачнее. Я давно заметил, большие семейства змееголова в основном водятся в мутной воде. Такие популяции по сегодняшний день существуют во всевозможных каналах, мутных реках Караузяка, Баскары, данная рыба обосновалась в канале, впадающем в Генеральские озера, а вот в более чистых озерах ее гораздо меньше.
С изменением обстановки на реке практически исчез толстолобик и уменьшилась популяция белого амура и сазана. Хотя им-то чего не хватает? Корма стало больше, река зарастает травой. К крупной рыбе почти никакой хищник уже не подходит. Разве что крупный сом...
О сомах. Три года назад ранней весной по берегам реки и в воде, после того как прошел ледоход и схлынуло наводнение, лежало очень много погибших сомов. То ли они задохнулись в суровую зиму, то ли их отравили чем-то. Что интересно, в то же самое время другой погибшей рыбы почти не было.
В настоящее время сомовья популяция постепенно восстанавливается. Они стали попадаться на рыболовные снасти. Но их пока еще мало, да и мелкие.
Исчезает судак. Он не любит заросли, ему подавай песчано-галечное дно.
Так неужели во всех этих перипетиях виновата щука? Да нет, конечно. Предполагаю, что все эти события произошли из-за изменения условий жизни на реке. Под данные условия стал подбираться свой, новый видовой состав популяции рыбы.
Для щуки, язя и красноперки создались просто идеальные условия, вот они и стали размножаться. Они почувствовали себя полноправными хозяевами реки.
И все же основная причина кроется в человеке, его жизнедеятельности и браконьерстве. Эти "друзья природы" не спят.
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск Московской обл.
Фото автора