Из былого
Чтобы добраться из села до речки, нужно преодолеть 12 км, и все лесом. Пешком - это два с лишком часа, на велосипеде - минут 40. Медленно? Песка много. Бор ведь он на супесях растет. Но ничего. Преодолевали. Давно сказано: "Охота пуще неволи". А охотиться, то бишь рыбачить, там было на что, вернее - на кого.
В среднем ширина Битюга метров 10, глубина - метра 1,5. Но в пределах Хреновского бора на речке есть плес, ширина которого метров под 60-70, длина - где-то около двух километров, с глубинами до 5-6 метров. Вот там мы с приятелем частенько и рыбалили.
Доберемся до поселка-лесничества, находящегося на левом берегу плеса у его окончания, берем у местного деда лодку-долбенку, сделанную из шестиметрового ствола сосны диаметром 70 см, и плывем 1,5 км к месту впадения речки в плес, попутно облавливая подходящие места спиннингами со щучьими блеснами.
У меня снасть была с поводком из гитарной струны, а у приятеля нет. Лески одинаковые - "Клинская" 0,6 мм. Катушки - "Невские". Правда, у меня вместо втулки два маленьких подшипника. Крутилась она отлично, но шумновато.
Так вот, я несколько раз говорил напарнику: "Привяжи поводок", а он только отмахивался. И доотмахивался. Занятый своим спиннингом, я взглянул на него, только услышав: "Ой, ой!". Он сидел на носовой лавке (банке), разглядывая свободно свисающую леску со спиннинга."Ты понимаешь? - проговорил неудачник. - Я видел ее метрах в пяти от лодки. Небольшая, ну кило на 1,5. Щука вылетела дугой навстречу блесне из-под листьев кувшинок. Ни удара, ни толчка я не почувствовал, а леску срезала, как бритвой, наискось. Вот зараза. Ты прав. Надо поставить поводок".
Он занялся налаживанием снасти, а я погнал лодку к тому месту, где речка вдавалась в плес почти под прямым углом. Ширина ее там была метров 12, глубина метра 1,5. Течение довольно быстрое. В плесе глубина сразу прибавлялась до трех метров. Получался как бы порог, перепад.
На этом пороге, и особенно в солнечные дни, промышляло десятка два, а то и больше, крупных, по 1,5-2 кг, голавлей. Как мы только ни изощрялись поймать их, ничего не получалось. Вода прозрачная, на берегах только трава. Пытались подползать по ней с нахлыстом, но... взмах удилища - и они мгновенно исчезают. Через какое-то время появляются, но насадку, майского жука или кузнечика, не берут, сколько ни жди. Удочку видят.
Пробовали, зайдя в речку метров на 20-25 выше, потихоньку спускаться и ловить нахлыстом. Бесполезно, так как только мутная вода от наших ног доходила до перепада, они уходили. Эти "головлевые эксперименты" мы проводили, когда надоедало ловить щук, красноперок, плотву, густеру.
Однажды, помучившись с головлями, пошли по речке выше. Было это в мае. Берег нехоженный. Пришлось продираться сквозь заросли ежевики, хмеля, высоченного разносорнякового травостоя и между ивовых кустов. И каково же было наше удивление, когда перед нами возникли целые поляны - озера цветущих ландышей с неимоверно сильным ароматом.
Выбравшись на край одной из полян, мы присели. Ландышевая плантация превратилась в белый ковер с вкраплениями зелени листьев. Чудо да и только. "О сколько нам видений чудных готовит"... природа. Однако через несколько минут пребывания в этом райском месте мы оба почувствовали сонливость. Вероятно, ландыши в определенный период цветения обладают тем же свойством, что и лаванда.
Поднялись выше к речке и опять удивились. В окошках среди шевелящихся под струями воды водорослевых прядей посверкивали стайки некрупных граммов по 400-500 язей. Как только над прибрежными зарослями показывались наши головы, они исчезали. Стали думать, как их поймать.
Поплавочную снасть здесь не применишь, и нахлыст тоже не подойдет - водорослей много. Думали, думали и придумали... перетягу из двух спиннингов. Лески связали. На узле закрепили поводок из лески 0,4 мм длиной 50 см с крючком № 10 и небольшим грузилом в 20 см от крючка. Наживка - кузнечик.
Поднялись метров на 30 выше. Друг перешел на левый берег. Лески растянули так, чтобы кузнечик находился над серединой речки, и пошли вниз. Вот тут для нас настало самое трудное. Нужно и сквозь заросли продраться, да так, чтобы над ними не показываться, дабы не распугать язей, в то же время высматривая, где они есть, и за кузнечиком приглядывать, чтобы он не опустился и не запутался в водорослях.
В общем, на первом, примерно сорокаметровом, проходе были и недогляды, и несогласованность, но все же трех язей мы поймали. Отдохнули малость, уточнили "сигнализацию" друг с другом, поднялись до начала первого прохода и повторили его.
Тут надо сказать, что хотя язи и очень осторожные рыбы и при малейшем нашем появлении в их поле зрения они прятались, но стоило и нам затаиться, как они через 2-3 минуты опять выплывали в то же окошко. Этим мы и воспользовались. Так что за второй рейд наш улов пополнился восемью увесистыми экземплярами.
В азарте хотели пройти и третий раз. Но одумались. Ловить-то рыбку по полкило весом, конечно же, удовольствие, но язи в пищу не больно-то пригожи. Мясо у них рыхлое, невкусное, и костей не счесть. Поэтому мы завершили на этом дальнейшее использование нашей перетяги.
Наступило лето и мы остались без лодки, так как к деду на каникулы приехали внуки. Пришлось нам промышлять с берега. И вот однажды, находясь на пологом мысочке, я услышал справа от себя метрах в 25-30 всплески и "чмоканье". Отложил удочку и поспешил туда, но ничего не увидел. Там был обрывчик около метра высотой. От него - отмель-ступенька шириной сантиметров 60-70 с постепенным углублением, а потом резкий свал в глубину. Я вернулся к удочке, но не успел ее забросить, как сбоку опять послышались те же звуки.
Пошел, но не прямо, как в первый раз, а окружным путем. Не доходя до обрыва, лег, подполз. Над обрывом только глаза. Лежу, наблюдаю. Постепенно около берега стали появлятся мальки со спичку или чуть больше длиной. Минут через пять из глубины появились окуни. Небольшие. Граммов по 150-200 и даже меньше. Располагались они дугой. А вернее сказать, этакой скобой метра в полтора-два длиной. Причем концы скобы вышли на отмель, а середина находилась поглубже. В общем, они отрезали малькам возможность уйти и в стороны, и в глубину.
Через несколько секунд началась атака. Окуни одновременно, как по команде, кинулись на мальков. Вот тут и раздались чмоки и всплески. Однако немало мальков в самом начале нападения обхитрили окуней. Они отскакивали к самому урезу воды, разгонялись и перепрыгивали через тех окуней, которые поднимались с глубины. Секунд 5-6 - и "полосатые разбойники" разбежались. А я остался лежать и еще дважды наблюдал эту окуневую агрессию.
В следующие наши посещения плеса мы несколько поубавили количество агрессоров. Недалеко от места моих наблюдений когда-то с обрыва свалились два дерева недалеко друг от друга. Их комли (стволы), удерживаемые корнями, находились чуть ниже верха обрыва, а 30-35-сантиметрового диаметра стволы лежали в воде.
Сначала мы с этих деревьев ловили рыбу поплавочками на червей. Попадалась не только бель, но и окуни. Летом, во время жары, червей добывать стало затруднительно, и тогда мы попробовали ловить окуней с этих деревьев удочками с привязанными небольшими зимними блеснами. Получалось неплохо.
Иной раз за рыбалку улов на каждого оставлял штук по 30 и более. Правда, особи по полкило попадались не часто. Большинство были граммов по 200-250. Мы их отдавали деду, у которого ранее брали лодку. У него была коптильня горячего копчения. Отдадим, а дней через 5-6 получим половину прошлого улова в готовом виде. Хорошая была подкормка в студенческие годы.
Александр Кротов, Волгоградская обл.