Испуг и клев
Александр Неймарк, г. Москва
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(84)
"Тише, не спугни!" - эти волнующие слова многажды слышал каждый охотник и рыболов. Они никогда не произносятся громко, и все же восклицательный знак после них стоит по праву, выражая крайнюю напряженность интонации в предвкушении встречи с долгожданным трофеем. Но бывает, что надо и пугнуть, однако испуганную рыбу будет трудно склонить к поклевке. И все-таки иногда вспугивание применяется сознательно, а еще чаще - неосознанно.
В статьях европейских охотников за щукой довольно часто встречается совет проплыть на лодке по заросшему мелководью, выгнать щук на открытую воду, дать им 5 минут успокоиться и потом поймать. Сам я так делать не пробовал, но А. Иванов в статье "Разозлим хищника!" ("Рыболов-Elite" N 4, 2005 г.) подробно описывает, как на испуг реагирует наша щука. Автор камнями выгонял щук из подтопленного ивняка - зайти туда на лодке было невозможно.
С другой стороны подошел к проблеме С. Рябин (статья "Методом "нагона" - "Рыбачьте с нами" N 5, 2005 г.). Он пугал малька, заставляя его сместиться с мели на бровку и тем самым вызывая всплеск активности находящегося на бровке хищника. Такой подход представляется более интересным. И в методе А. Иванова он тоже неявно присутствует: не факт, что клевали выгнанные из ивняка щуки, тем более что пауза между броском камня и забросом приманки фактически отсутствовала. Кажется даже более вероятным, что клевали "местные" щуки, активизированные выходящим из ивняка мальком.
Позволю себе небольшое отступление. Некоторые рыболовы, рассуждая о закономерностях клева, предлагают слушателям-читателям поставить себя на место рыбы: "Вот ты откажешься от еды из-за перепада атмосферного давления?" Они забывают, что рыбы, в отличие от нас, пойкилотермные (холоднокровные) животные. Они тратят несравненно меньше энергии, чем мы (если не перемещаются активно), и очень долго могут обходиться без пищи. Во всяком случае, заготовленные осенью живцы легко переживают зиму и не испытывают заметного дискомфорта. С другой стороны, часто на крючок попадается рыба, у которой проглоченная еда в прямом смысле слова лезет из всех отверстий; ей бы отдохнуть, а она все жрет...
Напрашивается вывод: чувство голода в нашем понимании рыбе вовсе незнакомо, да и чувство насыщения, если и присутствует, то сильно запаздывает. Эти чувства рыбе заменяет доступность корма: пока корм доступен, рыба ест. Пожалуй, "сытая" рыба питается даже активней, чем "голодная": поклевка набитого прикормкой леща или щуки с торчащим из глотки хвостом свежепойманной добычи обычно отчетлива и решительна. Мне кажется, эта активность вызвана "пониманием", что набитое брюхо не даст возможности конкурировать в добыче корма с подвижными голодными собратьями - вот осторожность и отступает на второй план...
Так или иначе, чтобы повысить активность рыбы, надо снабдить ее доступным кормом. У малька есть два основных способа спасения от хищника: неподвижность (ночью) и стайность (днем). Приходящийся на сумерки переходный период - самый опасный для малька и продуктивный для хищника. Сделать малька доступным для хищника в неурочное время мы можем двумя путями: напугать его или начать кормить. Оба пути ведут либо к отказу от неподвижности, либо к нарушению оборонительного стайного порядка.
С "напугать" все понятно, а вот "кормить" - понятие более сложное. Можно, конечно, применить прикормку... А нельзя ли сделать более доступным естественный корм малька? Конечно, можно: например, взрыхлить дно, или создать струю воды, вымывающую из дна (водорослей) мелкие водные организмы. А можно и... напугать.
...Морозный январский день на льду Озернинского водохранилища, полное отсутствие клева. Я ловлю на "черта", время к обеду, все знакомые места проверены, применяю активный поиск в безлюдной части водоема...
Приближается мой приятель, звук его шагов слышен издалека, в такт шагам слегка колышется вода в лунке... И когда между нами остается метров 10 - поклевка, и через минуту первый приличный подлещик на льду. Обедаем, расходимся, мучаемся до вечера без поклевок, пора домой, приятель издалека идет ко мне - и все повторяется. За весь день - две рыбы, обе - "с подхода".
Случайность? Нет! Описанное случилось много лет назад, с тех пор кое-какая статистика накоплена, так что уверен абсолютно - закономерность это. И еще уверен, что основная причина таких поклевок - реакция на шаги не рыб, а живого рыбьего корма.
...Малолюдное озеро в Псковской области, чудесное летнее утро, я ловлю спиннингом на прибрежном мелководье щучку-травянку. По фарватеру метрах в трехстах от меня проходит моторка, вот она поравнялась со мной, и в момент "перелома" звука - поклевка... И так - три раза за утро: три моторки - три щучки. И еще одна щучка - "честная", клюнувшая в тишине. Таким образом, из четырех - три. Случайность? Вот уж вряд ли... На щук ли влияет звук мотора, на мальков, на водных беспозвоночных? Последнее кажется мне наиболее вероятным, но вообще-то - не знаю.
Не знаю также механизма воздействия таких традиционно используемых рыболовами явлений, как проход буксира или баржи по воде, поезда по мосту через реку, но считаю доказанным фактом, что все это положительно влияет на клев - пусть не всегда, но часто.
Конечно, полезен не любой шум. Громоподобный акустический удар самолета, пересекающего звуковой барьер, пушечный выстрел треснувшего льда не вызывают поклевок. Трудно сказать, что будет, если пробежаться по льду со стороны берега вдоль выставленных на мелководье жерлиц, - знаток такой ловли А. Андреев советует пробежаться, но только если все другие возможности исчерпаны. К непредсказуемым последствиям приводит рекомендуемая старыми подмосковными окунятниками "бурная прокачка" свежепросверленной лунки - мелкий окунек после этого клюет, пожалуй, лучше, а вот более серьезная рыба - когда как...
И тем не менее советую все это пробовать - постепенно удастся выявить связь между шумом и клевом, и тогда, как пишут в рекламе, "вы будете приятно удивлены".
Александр Неймарк, г. Москва
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(84)