Искатель озер
Многие нижегородцы знают и благодарно помнят своего старшего товарища и учителя Владимира Васильевича Уткина, которому 10 августа с. г. исполнилось бы 100 лет со дня рождения.
Такого человека – неутомимого искателя озер – мне не приходилось встречать на рыбацких тропах. После его ухода из жизни в 1987 году мне достались рыбацкие дневники Владимира Васильевича. При чтении их понимаешь, что целью его поисков было найти новые озера, уточнить от местных жителей их истинные названия и выведать примерное местонахождение дальних от берегов Волги или Оки других озер.
Побывав на новом для него озере, Владимир Васильевич приглашал кого-нибудь из работников нашего предприятия или случайных спутников по прошлым рыбалкам и знакомил их с маршрутом следования до открытого им озера.
В течение 15 лет я с ним побывал на многих озерах по обеим берегам Волги: от Городца до Работок, и Оки: от Горбатова до Дзержинска. Если на пути попадалось неизвестное озеро, мы давали ему временное, свое выдуманное название. Однажды вышли на одно небольшое озеро в районе Жолнино, и поскольку мы на нем обрыбились и почти всегда ловили в дальнейшем, то назвали его “Безотказным”. Его истинное название оказалось Нижняя Канава.
Конечно, редко удавалось поймать на озерах крупную щуку. Но вот однажды мне позвонил из дома Владимир Васильевич, чтобы я непременно к нему зашел. Придя, увидел: во весь стол лежала на боку красавица восьмикилограммовая щука. Владимир Васильевич вытащил ее с помощью своего спутника. Они рыбачили на озере Тимонькино, которое в разлив соединяется с Сеймовским затоном. Эта щука оказалась вкусной. В водоеме прожила всего 12 лет, как мы установили по ее чешуе, то есть быстро набирала вес.
Примерно в это время наши рыбацкие пути разошлись, так как я, купив надувную лодку и применив самодельную тележку-“вездеход”, стал осваивать малые реки, а затем Волгу и Оку. Владимир Васильевич, выйдя на пенсию в 1970 году, продолжал активный поиск озер. Мы с ним часто обменивались информацией и до его кончины сохраняли самые дружеские отношения.
Владимир Васильевич был воистину настоящим русским интеллигентом, человеком слова, доброжелательным и уважительным к людям, редкостно независтливым. Был он, кажется, сыном сельских учителей.
Владимир Васильевич ненавидел лишь браконьеров. По-возможности записывал номер их транспортных средств. Уж не знаю, сообщал ли куда. Увидев на берегу выброды он говорил: “Сегодня здесь делать нечего, уходим”.
Илья Годес, г. Н. Новгород