Интересные события
Виктор Парфёнов, г. Н. Новгород
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 13(75), 2005 г.
Отдельные моменты, произошедшие на рыбалке, запоминаются надолго, и не важно, сколько прошло лет, сколько было поймано рыбы, некоторые случаи врезаются в память и запоминаются надолго до мельчайших подробностей. Вот об одной из таких рыбалок мне и хочется рассказать.
Погода стояла прекрасная, середина июня, - начало летнего сезона, ну как не посетить любимые острова, гривы и протоки - то есть места, о которых с нежностью вспоминаешь зимними долгими вечерами. И вот наконец мы стоим на берегу Волги, у деревни Хмелёвка, и вглядываемся в противоположный берег реки - там наши места.
Машины оставляем во дворе дома нашего старого знакомого Юрия Борисовича, и скорее на берег - накачивать свои плавсредства и загружаться. Со мной едут два младших сына, один переправляется в моей лодке, другой с другом Юриком, а всего шесть лодок, не считая маленькой - пластиковой. Переправляться решили одной группой, не дай Бог у кого что случится, а тут и помощь рядом. Волга в этом месте широка, по спокойной воде на переправу уходит сорок пять минут - проверено, а против ветра порой и семи часов не хватает и такое бывало.
Вскоре оказались мы на другой стороне, трава пошла - значит, отмель. На дне коряги лежат, нужно внимание, можно и лодку пропороть. Конечно, всем не терпится блесну в воду забросить, но так у нас заведено, прежде всего, палатки поставить, вещи по местам разложить, дров на вечер заготовить, перекусить с дороги, а там делай что хочешь. Мальчишки мои, хоть ещё и маленькие, тоже заняты - хворост для костра таскают, они не первый раз на рыбалке, свою лепту в общее дело вносят - так что полноправные члены нашей компании.
На воду выехали также, как и переправлялись, один со мной, другой с Юрой, всё равно рыбачим вместе на одних ямах и гривах, друг от друга далеко не отъезжая. Безветрие полное, даже ряби на воде нет. Берега утопают в чистой, свежей зелени, отражаясь в зеркальной поверхности воды. Трудно оторвать взгляд от такой красоты. Жёлтые цветы ириса и кувшинки чередуются с белоснежными пятнами распустившейся лилии, даже жиденькие стебельки элодеи выбросили на поверхность воды свои мелкие невзрачные цветочки.
Красота красотой, а щука блесну не берёт, в ямах её нет, или брать не желает, на мелководье в коряжнике тоже, а нашли мы её на подводных гривах, там, в зарослях водной травы, нашла она себе засаду. Но такая рыбалка больше походит на сенокос, когда после очередного заброса за блесной тянется густой, длинный шлейф зелени. Таскать щуку из травы у Юрки лучше получается - опыта больше, я же предпочитаю коряжник, но её там нет, придётся перенимать Юркин опыт.
Ловко у него получается - резким, коротким рывком разорвёт налипшую траву и ведёт дальше освободившуюся блесну. У меня так не получалось, и как я ни дёргал, целый ворох травы каждую проводку подтягивался ко мне. Опыт - дело наживное, мало-помалу у меня стало немного получаться, и как награду за терпеливое обучение ощутил долгожданные, резкие рывки засёкшейся на тройнике щуки. Рыбинка попалась небольшая, килограмма на полтора, но всё равно приятно. Вторая, выдернутая из одной травы, завела блесну в другие заросли - ушла, предварительно намотав на мою снасть целый сноп водной растительности. В следующий раз буду осторожней - щукой тоже нужно уметь "управлять".
Вторая щука, оказавшаяся на кукане, попалась уже в сумерках, и тоже из травы. Возвращаемся на базу всё в том же безветрии, темно-серые очертания берегов размыты, но на небе такие причудливые разливы малиновых цветов от заходящего солнца, что просто невозможно описать словами, нет таких слов, или я их просто не знаю. Наше негласное с Юркой соревнование за сегодняшний день: шесть - два, и не в мою пользу.
Костёр уже горит, указывая нам путь, - наши друзья вернулись раньше, так ничего и не поймав, и очень удивились тому, что нам удалось обрыбиться.
- А мы уж думали консервы отваривать. А тут - уха! Отдыхайте, кормильцы вы наши, мы сами всё сделаем.
Как хорошо распрямить, лёжа на траве, затёкшие мышцы спины, а над тобой только звёздная даль бесконечного неба. Потом уха и вечерний чай с разговорами. Эти разговоры у ночного костра что-то особенное, магическое - своего рода ритуал: тут и рассказы о предыдущих рыбалках для непосвящённых, и рыболовные премудрости - обмен опытом, и споры о политике, - обсуждаемых тем масса.
За ночь всё изменилось: небо заволокло тучами, поднялся небольшой ветерок. Пока завтракали, ветер заметно усилился, поэтому решено было ловить с подветренной стороны острова, так что его порывы не будут нам мешать, благо ещё и комаров разгонит.
В траве щуки не оказалось, или она просто игнорировала наши железки, так что Юркин опыт не пригодился. Повезло мне, щука брала на мелководье, в непосредственной близости от островков осоки. Глубина в таких местах не превышает и метра, вся сложность в том, что даже небольшой перелёт блесны ведёт к неизбежному зацепу, а недолёт - к пустой проводке. По весне в такие места наносит много мусора в виде веток, для щуки это дополнительное место для засады, а для блесны - препятствие.
Любит щука-травянка такие места, особенно где между соседствующими островками есть прогал метр-полтора. Бывает по десять-пятнадцать раз в одно место кинешь, прежде чем выведешь из терпения пятнистую разбойницу. Ничем не выдаёт она своего присутствия, как будто и нет её там вовсе, и если угадал, разозлил, вывел на хватку - то гордость победы наполняет душу. Хоть и прикрывает остров от порывов ветра, но лодку всё же потягивает, и чтобы обстрелять как следует облюбованную точку, нужно всё время подгребать.
Наш с Юркой счёт по хвостам сравнялся. Высадившись на острове, нашли много белых грибов, крепкие, чистые, можно и грибной суп сварить для разнообразия, да и отдых не помешает, тем более что впереди ещё сутки. Можно просто покупаться - от такого решения мальчишки в восторге, мотаться на лодке им уже надоело.
Так в беззаботном отдыхе и прошёл остаток второго дня, впереди у нас ещё один день. Беспокойная ночь дала о себе знать, и, не дождавшись четверых наших товарищей, мы отправились спать.
Проснулись мы с рассветом, сыновья ехать с нами отказались, решили ещё немножко поспать, а потом продолжить купание. Поздно вернувшиеся рыбаки отсыпались, несъеденный грибной суп прокис, пришлось вылить, так что вновь мы едем вдвоем.
Щуку нашли на свале грив: не травянка, а более крупная, килограмма по три, такая редко свечки делает, массой давит и мощными ударами, с такими не церемонимся, дурью тянем, благо леска позволяет, и сходу - в сачок. Иная разбойница так челюсти сожмёт, что подсечь не удаётся, так и вытягиваешь её, и только в сачке она блесну выплюнет, потому и тянем, слабины не давая. Штуки по три-четыре мы до полудня выдернули, что-то тревожно мне за сыновей стало - малы ещё.
- Поеду я, проведаю, что у меня там пацаны делают. Ты где будешь? - спрашиваю у Юрки. - Может, я ещё приеду.
- На Долгую яму скатаюсь, да ещё, может, в Подкову - за горбачами.
Еду назад, к палатке, волнуюсь, щуки, болтаясь на куканах, движение стопорят, а вытащить из воды нельзя: на жаре быстро уснут, до дома не довести - испортятся. Всякие чёрные мысли в голову полезли, но ещё издали услышал радостный смех и визг детей - купаются, брызгаются, бегая по мелководью. Сами костёр раздули, чай разогрели, позавтракали и развлекаются, как могут, - совсем взрослыми становятся. Ехать со мной отказались, отложив рыбалку до вечера. Что ж я не против, у меня часа четыре есть, попробую в другую сторону скататься, там тоже свалы есть да отмели.
Еду по протоке, обстреливая блёснами приглянувшиеся места. Наш остров длинной, узкой полосой тянется вдоль реки, с одной его стороны - отмели с коряжником, с другой - резкие свалы с глубинами до трёх метров и островки осоки. Чем не идеальное место для стоянки крупной щуки? Но надежды мои на поимку "крокодила" не оправдались.
Вот и конец нашего острова, и тут же начало следующего, мелко - лодка днищем царапает, а пройти невозможно - песок зыбучий ноги засасывает. Последний куст ракиты обогнуть остается, а там отмель метров на семьдесят тянется, и пеньки свои корни, как осьминоги щупальцы, под водой раскинули, а дальше к руслу реки коряжник начинается - там когда-то я крупных щук вылавливал. Вот в этот коряжник я и направлялся, когда, огибая последний куст, услышал мощный удар по воде. Что это щука совсем на мелководье вышла? Здесь ведь от силы глубины сантиметров тридцать.
Наблюдаю сквозь куст: удары следуют один за другим - побоище какое-то, а я сделать ничего не могу - блёсны у меня тяжелые, сразу за корни зацепятся, и вращалку не забросить - спиннинг слишком короткий и жёсткий. Сижу в лодке, блёсны перебираю, а у самого от волнения руки дрожат, как у школьника на экзамене. Неподходящие в сторону откладываю, никак нужной подобрать не могу, тут и подвернулся мне девон, сам когда-то его сделал. Потускнел он от времени, раньше яркий был, полированный, - одну щучку только на него поймал, разочаровался я в нём, а тут думаю, дай попробую.
Поставил я его на поводок, хотел ещё блеск навести, да нечем, так и отправил в полёт нечищеным. Только он у меня коснулся воды - спиннинг вверх, и быстрая проводка, чтоб коряги не задеть. Не успел я и пяти оборотов сделать, как резкий удар чуть не выбил спиннинг из моих рук. Яростное сопротивление, брызги вовсе стороны, адреналин в кровь, а я к себе рыбину тащу, не даю в коряги завести. Жерех оказался килограмма на три, а удовольствия доставил столько, что и восьмикилограммовая щука не доставляла. Ещё два заброса, и ещё два жереха вспенивают воду. Азарт меня пьянит, четвёртый заброс неудачен, леска скручивается в жгуты - борода.
Пока распутывал образовавшийся пучок, бой жереха продолжался, но стоило мне показаться из-за куста, чтобы освободить застрявшую блесну, всё прекратилось. Может быть, жерех и вернулся, спрячься я опять за кустом, но мне было достаточно полученного удовольствия.
Виктор Парфёнов, г. Н. Новгород
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 13(75), 2005 г.