И зазвенел колокольчик
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Как мне говорили, река Большая Кокшага до Маркитана выбита "электроудочниками", вероятно, и местными, среди которых много и городских дачников, да и коренные жители живут сейчас так, как будто завтра уже свершатся пророчества Апокалипсиса. Подобные предупреждения, конечно, не в путь, но меня все равно тянет в места, где пацаном белобрысым встречал с отцом рыбацкие зори. А рыба?.. Да пусть ершик попадется, сорожка с палец - и ладно.
Остановились мы с сыном Иваном на бывшем лесоучастке Сабанаково, от которого сейчас остались лишь какие-то дощатые и бревенчатые остовы то ли домов, то ли сараев. Кокшага в этих местах не широта, но красива среднерусской неяркой красотой. Пологие песчаные косы с ивняком перемежаются высокими обрывами, пронизанными кореньями дубов. Под обрывами лежат топляки, и ходит кругом черная вода. Кое-где торчат из-под воды острые сучья-руки мореного дуба.
По берегам гудит вековечно сосновый бор, ели стоят угрюмо, дубы роняют желуди в суровую воду, красно-коричневую, торфяную то есть, трепещут на ветру осинки, прячутся в кустах стыдливо иные березки. Кружат тетеревятники над крутоярами, и сидит на сухостоине мрачный ворон - черное перо.
Мы с Иваном накачиваем двухместную "резинку" и выплываем к противоположному берегу, где торчит из воды крепкая двойная коряжина.
Как раз приткнуться-привязаться к ней вместо того, чтобы якориться ненадежно на гладком песчаном дне. Напротив коряжины видно устье то ли ручья, то ли речушки. Это плюс. Нестандартное место: с притоком и бурылями на встрече струй ручья и реки.
Идет подготовка на ловлю "кольцовкой". Кормушка, в отличие от многокилограммовой волжской, гораздо легче, сделана из фильтра какого-то механического одра. Имеет донышко свинцовое и крышку. Кольцо тоже на порядок легче волжского. Короче и подлесок с поводками, не длиннее полутора метров. Насадка у нас без особых изысков: опарыш, перловка и манная каша вкрутую, размятая с растительным маслом и анисом.
Кольцо с подлеском уходит в стремительные струи Кокшаги, и мы с сыном заворожено смотрим на сторожок "кольцовки" с колокольчиком. Он, как и ожидалось, молчит и лишь подрагивает от набегающих струй. Словно загипнотизированные, смотрим на неподвижный сторожок минут двадцать пять. Затем, очнувшись, начинаю налаживать снасть сыну, успокаивая себя попутно: "Знал ведь, говорили люди, нет здесь рыбы. Да и прошло-то времени всего ничего..." Мелькают эти мысли в голове, вроде бы и ждал бесклевья, а как-то тоскливо-безнадежно делается где-то под сердцем.
Путаюсь в спешке со снастью и тут краем глаза вижу, как пружина с красным пластмассовым шариком и колокольчиком мягко сгибается, а затем, выпрямившись, начинает биться резко и нервно. Бросаю леску Ванюшиной снасти и подсекаю! По руке передается удар, и сразу - слабина...
Поднимаю со дна кольцо и вижу, что на подлеске нет поводка. Крепкая леска 0,25 порвалась, даже не пискнув. Вот тебе и ерши, и сорожки с палец. Ставлю на "кольцовку" леску 0,4 мм в качестве основной, а поводки подвязываю из лески сечением 0,3 мм.
Спустя какое-то время одновременно согнулись сторожки на моей и Ванькиной "кольцовках", зазвенели колокольчики, суматошно и громко. Так же одновременно подсекаем и выводим с сыном по язю за килограмм! Только вот мне пришлось брать рыбину рукой и переваливать через борт, так как Иван перехватил подсак с юной ловкостью и реакцией. С почином!..
Сидели в лодке до позднего вечера, пока нас совсем не скрючило в резиновой "Омеге". Бешеного клева, конечно, не было, но сын поймал леща килограмма на полтора, а я еще - пару подъязков. Затем с сумерками заклевали упомянутые уже ерши, на которых, вроде, только и надеялись... Но в довесок к язям и лещу колючие недомерки - тоже рыба.
А впереди еще раннее утро. Кормушки оставили на дне, и, может быть, за ночь рыба привыкнет стоять в струе пахучего корма. Стоит поутру поднять буйки, привязаться к коряге и...
Как всегда, не спится в нетерпении, перед глазами трепещет сторожок с колокольчиком, ловля на кольцовку, прыгают солнечные зайчики и бегут речные волны.
Рыбалка круглый год № 17(127), 2007 г.