И физика, и лирика...
Итак, Виталием поставлен очередной вопрос: что в рыбалке главнее - наука или лирика? Сразу вспоминается советское деление на "физиков и лириков", хотя очень часто именно сотрудники физических институтов и лабораторий были самыми отъявленными "лириками": ходили в дальние походы, пели песни под гитару у костра, рыбу ловили...
И действительно, очень часто в одном человеке много всего намешано. В какие-то моменты он может быть жестоким, но в другие - искренне сострадать; может совершать равно как добрые, так и злые поступки; выступать в роли задиры и примирителя и т.д.
Так вот, совершенно никто не запрещает человеку, склонному к научному объяснению явлений, быть человеком, восторгающимся восходами и закатами. Ну, есть, наверное, крайние проявления, т.е. какие-то абсолютные "сухари" и какие-то законченные романтики, но их куда меньше, чем людей, сочетающих в себе способность думать и чувствовать.
Зачем мы едем на водоем? Не знаю, как себе отвечает каждый, но я еду ЛОВИТЬ РЫБУ. Т.е. я знаю, конечно, что в процессе рыбалки потестирую новые приманки и снасти, что попытаюсь при помощи эхолота или без него нащупать новое интересное место, что покатаюсь по волжским разливам на моторе, что сделаю 10 или 20, или даже 100 фотоснимков... Но на 90% я еду именно ловить рыбу. Ибо я - рыболов.
Я ловлю рыбу с детства, на самых разных водоемах и при любой возможности. Мне очень нравится это занятие само по себе. А тестирование, собирание фактуры для статьи, изучение водоема - это часть процесса, она меня совершенно не отвлекает и не напрягает!
Мне скучно просто забросить поплавочку с абы какой насадкой и просидеть весь день на одном месте. Так я ничего не поймаю. А мне очень хочется поймать. Я люблю ловить рыбу. Поэтому я буду менять приманки, изучать место, приспосабливаться к нему со своими снастями, спрашивать более опытных рыболовов - я буду НАУЧНО подходить к вопросу, чтобы поймать. Ибо рыбы в наших водоемах осталось немного, так что если не подходить научно, ловить не будешь. А я люблю, чтоб ловилось.
Мешает ли это мне восприятию мира во всех его красках? Не думаю. На любой рыбалке, какой бы интенсивной по клеву она ни была, есть моменты, когда - оп! - и вот ощущаешь себя частью мироздания, песчинкой родной природы. И вот тогда рассветы, закаты, волны, иногда даже стихи... Хотя стихов уже лет пять как нет, но это, скорее, возрастное... Ну, рассказики какие-то с претензией на художественность, образы бывают - сплошная лирика, в общем...
В любимом Виталием Сергее Тимофеевиче Аксакове, кстати, довольно удачно уживались "физик" и "лирик". Его главные работы по рыбалке и охоте именно и представляют собой сплав сугубо научного подхода к делу с открытостью, даже восторженностью души от великолепия Природы. И стихи писал до старости, кстати. Такой вот "лирический физик" был.
И в современном рыболове тоже чаще всего и то, и другое есть. И можно приехать на лодке под четырехтактным мотором на дикий остров, разбить палатку и жить так робинзоном неделю или больше, если время и здоровье позволяют, изучая акваторию, понимая ее при помощи эхолота и навигатора - никакого противоречия здесь нет.
Теперь что касается рыболовной литературы. Тут, конечно, свои законы, свои жанры, свои формы существования. Но я не уверен, что книги, журналы и газеты "дали резкий крен в сторону рыболовной науки".
Вот, к примеру, журнал "Рыбалка на Руси" или "Спиннинг-тревеллер", с главными редакторами которых я знаком лично. Эти журналы никогда не печатали рассказов и очерков, только аналитические статьи, репортажи, обзоры, тесты... Более того, сейчас в "Рыбалке на Руси" всерьез рассматривают вопрос о создании новой рубрики с говорящим названием "Рассказ". Конечно, доминирующей такая рубрика в журналах быть не может, есть понятие "формата", есть постоянные читатели, которые уже ждут определенных материалов. Но этот пример показывает, что тенденция может быть и обратной.
Ярким примером существования рыболовной лирики служит наша газета. В "РКГ" очерки, рассказы, стихи, письма читателей всегда были основой, а все эти жанры относятся именно к рыболовной лирике. Ну и методика тоже есть, совсем без нее нельзя. Мы пытались пять лет назад выпускать "исключительно лирическую" газету "Ершович", где печатали образцы рыболовной литературы, но такая газета оказалась читателям не очень нужна - прожила она всего два года...
"Чистой лирикой" сейчас может быть только книга. И книги такие, слава Богу, есть. Я периодически перечитываю замечательную книгу Александра Токарева "Прогулки с Лешим". Вот там - образцы рыболовной лирики: рыболовного рассказа, очерка. Александр - постоянный автор "РКГ", так что любителям лирики можно просто позавидовать.
И Николай Николаевич Красильников. Наш журнал "Нижегородский рыболов" совсем недавно публиковал подборку его рыболовных рассказов. Это тоже классик, дай Бог ему здоровья. У Красильникова тоже есть отдельные книги с рассказами и стихами об охоте и рыбалке - читайте на здоровье!
Самый яркий образец рыболовной лирики - "Старик и море" Эрнеста Хемингуэя. Но и там, обратите внимание, есть подробности, свойственные скорее "научному" произведению: как там лески у старика отвесно в воду уходили, что насаживалось, как на местности ориентировался...
Связь "лирики и физики" такая тесная, что "швов", конечно, не видно - на то и мастер, на то и нобелевский лауреат. Хэмингуэй, сам будучи заядлым рыболовом, наверняка знал, каким узлом привязывать крючок и на какой глубине ловить, чтобы поймать, но это не помешало ему написать главную рыболовную книгу всех времен и народов. Вот вам ярчайший пример удачного сочетания науки и эмоций, "физики и лирики".
В общем, рыболовная лирика совсем не исчезнет, нет. Классика будет переиздаваться, газеты и журналы - отдавать лирике дань, и уж, конечно, способность восторгаться рассветами и закатами останется в каждом живом сердце. А их немало. Можете проверить по тиражу нашей газеты.
Пусть будет и то, и другое. И наука, и лирика. Тем более, как мы убедились, одно очень часто и просто уживается с другим. Так стоит ли чем-то пренебрегать?
Дмитрий Соколов, г. Н. Новгород