Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > И червячку щука рада

И червячку щука рада

169-11-1.jpgСпособов ловли рыбы несчетно. А я остаюсь вечным почитателем поплавочной удочки с червячком на крючке.

"Малопроизводительно"? Не спорю. Но ведь кому пенять на это? Рыбу-то уж сколько тысячелетий рыболовы изводят, изобретая новые способы и совершенствую снасти. А она, сердешная, все еще водится в наших реках да водоемах. А всякая другая "болесть"? Сброс всякой нечисти с заводов и городов - что не труба, то обязательно с нее малая толика да угодит в среду рыбьего обитания. С чего ж ей плодиться-то с приростом? Потому и довольствуйся рыбачок тем, что ловится, и будь благодарен, что все-таки попадается еще рыбка мала и велика.

Малая в основном на удочку рыбка идет? Согласен. Зато когда уж экземпляр добрый угодит на крючок - то уж обязательно событие, бывает, и надолго запоминающееся. Но ведь и большую да знатную рыбу тоже в иных краях на удочку да червячка ловят. Вспоминаю Север и хариуса, которого лавливал, работая там геофизиком. На многих речках в Коми походил с этим нехитрым рыбацким инструментом. И уловы были, и многое другое занятное, но это не на газетную статью уж, а на целую книгу о деревенском романтике, погнавшемся "за туманом"....

20 мая сего года в очередной раз поехал на пасеку к дяде Коле на речку Ярань в Кировскую область. Автобусом до Яранска. Пересадка. На Котельническом автобусе до Зубарей. Затем иду берегом Лесной Шошмы с "босяцким" своим рюкзачишком емкостью в полсотни литров, оглядывая неспешно пришошминскую "географию". С одной стороны поля распаханы-засеяны; с другой - выгоревшие от весеннего пала пустоши, заросшие березнком да ивняком. Скоро Шошма опять Лесной станет при таком зарастании берегов ее.

Дядя Коля на пасеке, как он говорит, шебенькается по хозяйству. Обмениваемся новостями, излагаю хозяину "план" и сроки предстоящего действа. И то, и другое просто и бесхитростно: беру удочку - и на Ярань. На Шошме ручейника майонезное ведерко набираю.

Удочки закинул. Через полчаса пара окушков уже "отрицательным балансом" компенсировали ершовую "наличность" в количестве пятка "голов". Кто-то кашлянул за спиной. Мужичок со спиннингом.

- Как улов?

- Только пришел еще.

И в самом деле так, и хвастаться покуда нечем.

Дело к вечеру, "цыплят пора считать". Да, есть немного. Пара десятков окушков, густерок да ершей на ушишку.

Слышу где-то кричат:

- Сер-рег-га!

Поднимаюсь на берег - дядя Коля бредет со спиннингом на плече и "сидорком" на горбу. Подошел. Доволен вроде. Да и есть чему радоваться. У него все три щуренка усидели на блесне, в отличие от коллеги, уже прошерстившего Ярань блесной, и "баланс" нулевой - ни одной блесны "не посеял". Что значит знание речной "географии"!

Удочки смотал, товарищ мой кофейком из термоска побаловался. И, как писали раньше в школьных сочинениях, "довольные и счастливые" вернулись на пасеку. Хоть и в кавычках довольство и счастье, но, поверьте, почти настоящие...

На ночь я донки поставил на голавля. Утром следующего дня с их проверки и начал "промысел" свой.

Не проснулся еще голавль для летней гульбы. Один небольшой "гаврюшка" попался - граммов на триста. Но ведь рыба-то солидная, так просто не сдалась и в сучки забралась. Вместе с "убежищем" и выволок горемыку.

До обеда клевало плохо. Чтоб разнообразить жизнь рыбацкую, пошел с одной удочкой по реке, в небольших речных заувейках вылавливая то мелкого окунишку, то голавленка такого же "калибру", то мелких густерок и редких сорожек.

В полдень потопал в Яранцево, где под березами мой "балаган". Там костерок развел. Кашу гречневую разогрел, кипятку в термос накипятил и вздремнул малость - время то дивное: ни комаров, ни мух, ни прочей летающей нечисти.

Подремав, неспешно собрал свои причиндалы и пошел к устью Шошмы. Место там знатное: после песчаной косы затишок длиной метров тридцать. Летом лопухи вдоль берега растут, а за ними до речной струи полоска открытой воды.

Закинул две удочки, угнездился на кочке и стал ожидать дивного клева. И надо же - дождался! Окунь нечасто, но намертво стал хватать. Так что и крючок не так просто освободить после поклевки. А тут еще и парочка сорожин позарилась на червячка. Густерки не самого мелкого "стандарту" довеском пошли в счет улова.

169-11-2.jpgВот и первое диво. Резко поплавок сыграл и под острым углом относительно речной глади под воду не погружаться стал, а стрелой нырнул. Все ж подсек! Есть! Но не окунь: не поволок, упираясь, наживку в сторону. Стрелой "шнурок" граммов на триста вылетел из воды. Не сорвался даже на берегу, когда его фотографировал. Закончил действо, стал щуренка с крючка снимать. Понял, почему он леску не перекусил - за уголок рта крючок зацепился. Вот ведь как бывает! Впору поговорку ввести на сей счет: коли жор, так и червячку щука рада.

Порадовался такому разнообразию рыбного "богатства". Свежего червячка на крючок насадил и в речку запулил. После шума, поднятого "шнурком", минут десять не клевало. Но зато потом окунь граммов на двести клюнул. И опять морока с вытаскиванием крючка.

Насаживаю червячка посолидней. Минуты не прошло - поклевка. Подсек, но рыбина в сторону пошла. Да с таким упорством, что я даже представил, какой окунище так мне противится. На длину лески убежавши к середине реки, из воды вынырнул... ерш. Думал, за брюхо зацепил его. Бывает и такое. Рыбеха в таком случае пятикратно упирается.

Однако фокусы в тот день на щуренке, схватившем червяка, не кончились. Ерш угодил в петлю, которая крючок держала. А сам крючок где? Под брюхом у рыбинки так и свисает с ненадкушенным червячком...

К выходным погода испортилась. Дядя Коля уехал в Яранск - хозяйку Лену отвез. Я же несмотря на непогодь отправился на реку. Дождь и дождь - лишь бы рыба клевала. Не клевала.

Снова пошел "в разведку" по заувейкам мелочишку отлавливать. До вечера километра полтора прошел. Поймал десятка полтора окушков да сорожек и ершей. Число последних соответствовало количеству обловленных затишков. Забросишь удочку в него, клюнет окушок или сорожка. А после следующего заброса ерша тащишь.

И все-таки дождался своего "звездного часа", чтоб опровергнуть мнение, что простенькой удочкой крупной рыбы не поймаешь.

В понедельник уже с утра дождь зарядил. Ну а мне-то что - рыбалка состоится при любой погоде. Дошел до того места, где накануне промысел закончил. Нашел добрый затишок. Удочки закинул и сел за утреннее "кофийпитие". Так и дадут подлые окушки спокойно совершить утренний обрядец. Да и ладно. Пусть лучше от дела отрывают, нежели без дела оставляют.

Еще в нескольких местах порыбачил. К полудню к заброшенной деревне Муржино подошел. Родничок на берегу с чистой водой. Как мимо пройдешь? Кашку гречневую прямо в банке, добавляя воды из термоса, чтоб не подгорала, разогрел. Пообедал. Термос дозаправил кипятком и дальше.

Вроде дождь стих. В конце переката устроился с одной удочкой. За час наловил мелочишки примерно столько же, сколько в тот день до обеда. Хорошее местечко, но и тут клев прекратился.

Еще метров триста прошел - плес и кусты по берегу. Какая тут рыбалка? Но вот перед поворотом в кустах прогалинка. Часть берега в воду сползла, а ниже затишок, и над ним кусты нависают.

Место хорошее, но с клевом заминка. Все ж окушка выловил. Дальше сижу. Не верится, что больше нет "желающих" червячка отведать. Нашелся таковой - голавлишко граммов на триста! Уже хорошо.

Дождь, мало того, снова заморосил, он еще и усилился. Надо бы "поворачивать оглобли" - от пасеки уж километров на семь утопал.

И тут клюнул он! Кто? Да "гаврила". Удочку выгнул, в воде широким боком сыграл. А у меня даже сачка нет. И леска слабенькая. "Упущу", - сразу же смирился с предстоящей потерей. Все же пытаюсь подержать немножко его, и даже мысль "крамольная" мелькнула: вывести рыбину на поверхность и сфотографировать. Вот только никак не удается одной рукой задумку осуществить. Все ж вывел голавля на поверхность. А он воздуху глотнул и на бок лег. Тут уж и вовсе о невозможном подумал: "А вдруг выловлю!". К тому же увидел, что в затишке часть берега под воду полого уходит. В эту "гавань" и завел "корабль".

А уж прыгнуть "горным орелом" на лежащую под берегом добычу - это мы можем.

С головлем на берег выбрался. И в траву его положил. Фотографировать стал "енту фотомодель". Но в траве он, понимаю, не смотрится. Положил на рюкзачишко свой босяцкий. А он немалый. Когда я его купил, работая на изысканиях газопровода Ямал - Западная Европа, то пояснил шоферу Василию, любителю "крепкого": "Вот, Васька, напьешься, так в "сидорок" этот упакуем". Не упаковывали, но вполне могли.

Закончил "фотосессию", на бережку снова уселся. Минут пять посидел, рассуждая о том, что на такой доброй "ноте" не грех и закончить "эпопею". И закончил бы, но тут новый "гаврила с гориллу" на червячка позарился. Этого уже по отлаженной "технологии" к берегу подвел. Но вижу - поменьше, и прыгать не хочется "орелом", чтоб "гаврюху" "за зебры" ухватить, как известного налима. Чуть не поплатился за самонадеянность. Леска-то не для "гаврил", не выдержала. Все же "полет орела" пришлось совершить с обрыва в грязь.

Хотел голавлей еще и парой запечатлеть. Первый-то "гаврила" на килограмм оказался, а второй - на шестьсот граммов. Увы, аккумулятор в аппарате сел. Ну ладно.

Смотал удочки, уже не сомневаясь в таком раскладе, и в Муржино направился. В заброшенном доме, но под крышей, попил чайку - и на пасеку. Что там семь верст для обрыбившегося рыбака?

А на следующий день дождь кончился. Снова пять километров по лугу, еще не заросшему густой травой, до Зубарей. Там на автобус...

Сергей Шелепов, г. Йошкар-Ола

Фото автора