Грязная рыбалка
Татьяна Бабанова, г. Калуга
Самый большой рыбхоз в Калужской области - Брыньский. Я была на Брыни несколько раз, но эта поездка оказалась очень необычной.
От Калуги до водоема путь не очень длинный, менее 200 км, но киевская трасса настолько разбита и перегружена, что добираться приходится достаточно долго.
Ранним осенним утром мы с друзьями отправились в дорогу в надежде порыбачить в течение дня и вечером вернуться домой. Но когда мы подъехали к условленному месту, встречающий нас егерь сказал, что водоем уже спустили, и он отвезет нас на русло. Я не совсем поняла, о чем речь, так как в предыдущие поездки перед рыбаками простирались необъятные просторы водной глади, и на лодке можно было выбрать любое место ловли.
Когда мы подъехали к берегу, преодолев шлагбаум, оказалось, что вместо водной глади до линии горизонта простирается гладь грязевая, почти 700 га. Огромного водохранилища не было, лишь небольшой ручей, именуемый речкой Брынь, протекал метрах в тридцати от нашей стоянки.
Первую плотину на Брыни построили в 18 веке, в 30-х годах прошлого века она разрушилась, и была восстановлена лишь спустя 40 лет.
Мелкое и каменистое русло, быстрое течение, мутная вода. Как здесь можно ловить карпа?
Мои спутники, посовещавшись, решили идти влево на крутую горку, и, взяв снасти и бутерброды, мы отправились в путь, шлепая по грязи. Но перед горкой оказалась низина, метров 15 болота. Было видно сразу, что глубоко. Валера в болотниках пошел в разведку и сразу погрузился по самое «не балуйся». У Александра сапоги были до колен, он, как и я, не смог пройти и шага.
Мне было не понятно, зачем переться туда, куда пройти невозможно! Но хотя организатором поездки была я, спорить с двумя мужчинами не стала.
Погода стояла отличная, солнечная и прохладная. Мужики решили раздеться до трусов и пройти болотину босиком, а мне отдать болотники Валеры. Я была против, но выхода не было. Сняла свои резиновые сапоги 36-го размера и одела 42-го размера болотники. И пошла. Но недалеко. После двух шагов я погрузилась по то самое место и не смогла сдвинуться ни на шаг дальше. Сапоги оставались в вязкой субстанции, и выдернуть их оттуда вместе с ногой у меня не было никаких сил.
Валера, худощавый, тренированный и закаленный, поспешил мне на помощь. Перед этим он уже за два раза перетащил свои и мои вещи на горку, и теперь ему предстояла задачка - вытащить из болота меня. Шаг за шагом, каждую ногу (вернее, сапог) он помогал мне вытаскивать из вязкой жижи. Через несколько метров я решила, что лучше мне тут и остаться. Довольно спортивная, активная и позитивная, я абсолютно оказалась неготова к такому испытанию. Сил не было. Александр тоже с видимым усилием вытаскивал ноги из вязкой жижи, подняв руки со своими вещами над головой и с трудом сохраняя равновесие.
Когда мы дошли до относительно твердой поверхности холма, у меня дрожала от усталости и напряжения каждая клеточка тела. А ребята быстро помыли ноги, переобулись и пошли дальше. Я поплелась за ними, увязая по щиколотку в грязи и в ужасе представляя, что мне придется преодолеть обратный путь.
Мы прошли какое-то расстояние и распределились на высоком когда-то подводном холме в рядок в 10 метрах друг от друга, справа - Саша, слева - Валера. Присесть было некуда, к речке подойти тоже сложно, глубина грязевого слоя увеличивалась по мере спускания к берегу.
Поплавок у меня на удочке был скользящий, 5-граммовый. В данной ситуации это значительно облегчало задачу прицельного закидывания в узкое русло. Еще толком не отдышавшись, я насадила кукурузу и закинула удочку. Поплавок со смачным звуком воткнулся в грязь противоположного берега. Мне стало смешно. Посреди грязевой пустыни стояли трое чудаков, пытающихся наловить рыбы в мутной стремительной воде.
Со второй попытки заброс удался, но поплавок быстро унесло сильным течением. Методом проб и ошибок я нашла местечко перед изгибом реки и уложила груз на дно. Меньше чем через минуту полулежащий поплавок плавно стронулся с места и поплыл по течению. На всякий случай я подсекла, и первый 1,5-килограммовый карп оказался мой. И второй, и третий, с интервалом в пять минут. Мужчины заволновались и начали подтягиваться поближе.
И вот мы уже плечом к плечу дружно выуживаем рыбу из аквариума. Я знаю, что это не спортивно, а что делать? Не ехать же назад за сотни верст, так и не закинув удочку. Периодически рыба срывалась у меня с крючка, и приходилось сползать за ней по вязкой грязи крутого склона. Подняться без посторонней помощи наверх я не могла, и ребятам приходилось помогать мне. Через час я была в грязи с головы до ног.
Чаю выпить было невозможно. И не только потому, что было грязно, просто клевало без перерыва, стоило только забросить. Азарт поглотил нас. Точно не знаю, сколько продолжалась эта ловля, но остановились мы только тогда, когда все сумки и пакеты были забиты карпом.
Надо было возвращаться. В азарте страх перед обратной дорогой отошел, но теперь вернулся снова. Кроме того, я уже порядком устала, и прохождение грязевого участка мне было не под силу.
Когда мы дошли до края нашей горки, я оценила сверху ситуацию и решила пройти по воде. От реки расстояние по низине до твердой суши было в два раза короче. Мужчины повторили процедуру с раздеванием и стали перетаскивать вещи и рыбу. Я же облачилась в болотники и, пытаясь не навернуться в воду, пошла по скользкому, резко уходящему в глубину дну Брыни против стремительного течения. Плюс был только в том, что ноги можно было передвигать самостоятельно. Пока я добрела до точки выхода на берег, меня уже ждала помощь. Еще одно последнее усилие, и наконец-то под ногами твердая земля.
Мы отправились выше по течению, где был плоский и каменистый участок берега, и где можно было помыть руки, ноги, лица и сапоги. Почему мы не стали ловить здесь? Вечно эти мужчины выбирают самый трудный маршрут. А ведь река-то одна, главное - умение. Хотя, с другой стороны, карп не форель, и может, они и правы.
Погода стояла солнечная, настроение было отличное, и можно уже уделить внимание краскам осеннего леса и чаю с бутербродами. Кушать хотелось очень. В тени ярко-красных кленов стоял длинный деревянный стол, за который мы с огромным удовольствием уселись, чтобы перекусить перед длинной дорогой домой.