Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Готовящийся закон о рыболовстве

Готовящийся закон о рыболовстве

Вячеслав Михайлов, юрист


Многие информированные любители рыбалки уже не первый год ждут принятия Федерального закона “О любительском рыболовстве” (далее – Проект), который был принят в первом чтении еще 10 декабря 2013 г. Одной из причин, которая потребовала разработки специального закона о любительской рыбалке, стала деятельность РПУ, родившихся вместе с ФЗ о рыболовстве в 2004 г., до 2007 г. представляли собою не только водный объект, но и прилегающую к нему прибрежную территорию.  


Получив РПУ для развития товарного рыбоводства с обременениями в качестве обязанностей воспроизводства рыбных запасов, многие пользователи переквалифицировались на оказание услуг по спортивному и любительскому рыболовству. Территории обросли заборами, аншлагами о том, что здесь рыбалка платная. Многие из получивших РПУ бизнесменов забыли о своих обязательствах по договорам. Рыба, аборигенная или дикая, сама себя воспроизводила. 

С 2007 г. прибрежные территории вместе с РПУ в пользование передавать прекратили, но и те, что раздали ранее, назад не забрали. До окончания договоров пользования РПУ. 

К тому же за прошедшие годы чиновники не наладили должный механизм контроля за использованием РПУ, исполнением пользователями взятых на себя обязательств, воспроизводством рыбных богатств. Нет и понятного любителям механизма ценообразования на так называемые услуги по любительскому рыболовству. 

В марте 2011 года во многих регионах России прошли массовые акции протеста любителей рыбалки против принятия нового закона о рыболовстве. Президент России поручил чиновникам разработать новый вариант закона за две-три недели, убрав из него норму о платной рыбалке. Доработка Проекта затянулась на годы. Над Проектом, кроме депутатов ГД РФ и чиновников, трудились Общероссийское общественное движение “Народный фронт “За Россию” (ОНФ), инициативные организации рыбаков-любителей, субъекты Российской Федерации. 

Заметная активность в работе над Проектом отмечалась в январе – феврале 2015 г., когда свои новые поправки внесло в ГД РФ 

Правительство РФ. Однако и они не привели к принятию Проекта хотя бы во втором чтении. И 10 февраля этого года на общественное обсуждение были выставлены поправки в новый проект этого ФЗ, разработанные Минсельхозом России. В этой публикации я остановится лишь о новшествах, касающихся непосредственно любителей рыбалки. Главное то, что разработчики подтверждают право рыболововлюбителей на бесплатный доступ к рыбным местам. Проект предложено наименовать: “О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. 

Предложено отменить статьи: статью 5. Оказание услуг и выполнение работ в области любительского рыболовства; статью 6. Участники отношений в области любительского рыболовства; статью 13. Рекреационное рыболовное хозяйство; статью 14. Рыболовный участок; статью 15. Договор о предоставлении рыболовного участка; статью 16. Рыбохозяйственная мелиорация на рыболовных участках; статью 17. Зарыбление. 

В новой редакции предложены практически все другие статьи Проекта. 

Статья 1, если ранее она определяла цель настоящего ФЗ, то теперь устанавливает правовые основы регулирования в области любительского рыболовства. 

В статья 2, даются определения: любительского рыболовства; именного разрешения рыболова; суточной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов; лимита добычи (вылова) водных биоресурсов индивидуальной нормы добычи (вылова) водных биоресурсов. 

Иные же понятия, используемые в проектируемом ФЗ, предлагается применять в значении, используемом в ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”. 

Принципы правового регулирования отношений (статья 3 Проекта), провозглашая право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство, за исключением случаев, указанных настоящим ФЗ и другими федеральными законами. 

На первое же место здесь поставлен принцип о том, что развитие любительского рыболовства при соблюдении приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов. И конечно же, в наступившем Году Экологии, разработчики поправок не могли пройти мимо требований осуществлять любительское рыболовство способами, соответствующими требованиям гуманности и не наносящими ущерба окружающей среде. 

В качестве принципа отнесли и участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в подготовке решений, которые касаются любительского рыболовства и реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, обязаны обеспечить органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации. 

Сферу действия проектируемого ФЗ (статья 4) предлагается распространить на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации, а также на сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства. 

Статья 5 констатирует, что граждане, которые осуществляют любительское рыболовство в соответствии с настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством. 

Статья 6 Проекта посвящена осуществлению любительского рыболовства. Часть 1 устанавливает, что любительское рыболовство осуществляется на: 

1) водных объектах общего пользования в соответствии с настоящим Федеральным законом, водным законодательством и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации; 

2) водных объектах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, с учетом настоящего Федерального закона, законодательства об особо охраняемых природных территориях, водного законодательства; 

3) водных объектах, находящихся в собственности юридических лиц или граждан. 

Причем, как поясняет пункт 1) части 2, это можно делать свободно и бесплатно с соблюдением ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей части и пунктом 3 части 1, частью 41 настоящей статьи) в области любительского рыболовства, а также с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации; Здесь же, в части 4, чиновники Минсельхоза предложили свои варианты преодоления конфликта интересов между субъектами товарного рыбоводства (аквакультура) и рыбаками-любителями. 

Новая часть 4.1 устанавливает, что любительское рыболовство иностранными гражданами осуществляется на платной основе в порядке, утвержденном соответствующим субъектом Российской Федерации. 

Кроме этого, часть 5 устанавливает, что особенности любительского рыболовства на соответствующих территориях определяются в соответствии с ФЗ “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”. 

Часть 3 допускает также осуществление любительского рыболовства по принципу “Поймал – отпусти”, если добытая (выловленная) рыба имеет наименьшие повреждения и, если иное не установлено правилами любительского рыболовства. 

Статья 7 Проекта. предлагает установить: 

ограничения в области любительского рыболовства (часть 1): 

1) запрет на добычу (вылов) водных биоресурсов в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; 

2) минимальные размер и вес добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов; 

3) виды и количество разрешаемых орудий добычи (вылова) водных биоресурсов (в том числе пистолетов и ружей для подводной охоты) и способы их добычи (вылова); 

4) размер ячеи орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, размер и конструкция орудия добычи (вылова) водных биоресурсов; 

5) периоды добычи (вылова) водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения; 

6) суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (количество, вес) определенного вида, разрешенная гражданину для добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства. 

– запрещается (часть 3) осуществление любительского рыболовства: 

1) с использованием взрывчатых и химических веществ, а также электротока; 

2) с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случая, установленного статьей 9 настоящего Федерального закона; 

3) способом подводной охоты: 

а) в местах массового отдыха граждан; 

б) в темное время суток с применением осветительных приборов, в том числе фонарей различных конструкций; 

в) с использованием индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой; 

г) с использованием аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов; 

д) с применением пистолетов и ружей для подводной охоты над поверхностью воды. 

Прим. автора. Настораживает пункт в) части 3 этой статьи, где сказано о запрете применения так называемых рыболовных гаджетов – эхолотов, навигаторов и прочих средств слежения за рыбами. Именно эти приборы показывают еще и рельеф дна. Вполне вероятно, что рыбакам придется забыть о привычке использовать всю эту электронику раз и навсегда. 

Новая часть 6 статьи касается любительской рыбалки на анадромные виды рыб, т.е. это виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения. 

К примеру, в Астраханской области к ним отнесены белорыбица и кутум. Любительское рыболовство в отношении анадромных видов рыб, указанных в перечне анадромных видов рыб, утвержденным в соответствии со статьей 29.1 ФЗ о рыболовстве, осуществляется с соблюдением определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб условий их добычи (вылова). 

Статья 8, устанавливает требования к Правилам любительского рыболовства, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, для каждого рыбохозяйственного бассейна по итогам проведенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке общественного обсуждения. 

В бассейновых правилах определяются не только ограничения и запреты, предусмотренные частью 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 7, но и требования к сохранению водных биоресурсов. 

Кроме того, статья (часть 5) наделяет субъекты РФ в определенном порядке устанавливать дополнительно на территории субъекта РФ ограничения сроком до 90 дней. Особенности использования сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства на водных объектах рыбохозяйственного значения, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока определяется в статье 9 Проекта. Особенности осуществления любительского рыболовства при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий определены в статье 10 Проекта. 

Все связанное с именным разрешением рыболова, выдаваемому для добычи (вылова) тех видов водных биоресурсов, которые включены в Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) установлено в статье 11 Проекта. 

Именно здесь, в частности, сказано о индивидуальной норме добычи. Это часть лимита вылова водных биоресурсов, доступная гражданину в соответствии с именным разрешением рыболова, то есть то, что один рыбак сможет выловить за год или меньший период времени 

Проект в статье 12 уточняет участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в сохранении водных биоресурсов и среды их обитания, а в статье 13 правоотношения в области общественного контроля в области любительского рыболовства. 

Полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления предложено установить в статьях 14 – 17, а в вопросах федерального государственного контроля (надзора) в области любительского рыболовства – в проектируемой части 18. 

И последнее. Известные РПУ должны прекратить свое существование с 31.12.2017 г., а сам ФЗ заработать с 1 января 2018 г. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 5(355), 2017 г.