Год назад в январе
Дмитрий Соколов, г. Нижний Новгород
В прошлом сезоне у нас на Горе-море очень неплохо клевала сорога. Попадались приятные бонусы до килограмма, а “средней” быстро избаловавшиеся завсегдатаи называли плотву по 200-300 граммов. Однако (в силу привычки) к мормышке многие нижегородцы, в том числе и я, обращаются не раньше конца февраля – начала марта. Ведь пока еще вполне можно поискать хищника с блесной и балансиром.
PRO судака и берша
Капризный зверь судак, что и говорить. И очень в наших местах престижный. Где-нибудь в Камском устье судак на двушку и даже трешку никого, я так понимаю, сильно не удивляет, а вот у нас в Нижегородской области такой клыкастый – самый желанный зимний трофей. Наша команда первый год уделяет этому хищнику так много внимания. В январе мы ездили с прицелом на судака и 200 верст на север от Нижнего, и почти 200 – на восток. Рыбалки были разные. Иногда коллективные усилия заканчивались поимкой кем-то из нас хорошего (от килограмма до 2,7 кг) хищника, а иногда и нет.
Показательной в этом смысле оказалась поездка в соседнюю Ивановскую область, на Горе-море в район Юрьевца. По рассказам местных рыболовов, судак там есть, причем очень крупный – до “десятки”. Но это как исключение, конечно, но и в целом клыкастого много. И берша. За три дня до нашего приезда средний улов бершатника составлял 20 рыбин от полкило до… полутора килограммов весом! Опять же, у нас на Нижегородчине берш под кило является нерядовым событием, а в соседней Ивановской области – в порядке вещей.
Ловят там судака и берша на тюльку, что меня несколько огорчило. Даже продвинутые рыболовы на крупных чертей собственного производства вешают кусочек “мяса”. Тем самым, как мне кажется, убивая на корню идею оригинальной приманки. Вешают тюльку и на вертикальные блесны, и на балансиры… но мы не искали легких путей. Личный итог той поездки – порядка восьмидесяти лунок и ни одной поклевки. Мои коллеги тоже пролетели. Местные рыболовы вытащили кто берша, кто судачка, нормальных рыбин я видел за день всего две – по полторахе где-то были судаки. А ведь в пределах видимости с полста человек ловило… В общем, мы банально на клев не попали – обычное дело. Но убило меня не отсутствие клева – я к своим 45 годам научился с бесклевьем мириться. Убило меня отсутствие выраженного рельефа, течения и коряг. Вот это действительно для меня психологически сложно. Буришь серию лунок на дистанции 4-5 метров одна от другой. А глубина от лунки к лунке почти не меняется! И течения нет. Окуневая “Рапала-пятерка” спокойно пробивает десятиметровую толщу, можно ловить и ей.
Я понимаю, что время от времени на эти “столы” выкатывается большая стая бели, а за ней подтягивается хищник – и все, кто оказался на льду в этот благословенный день, ловят. Но мне нравится все же другие места ловли и другой подход. Чтобы ощутимое течение, чтобы коряжки на глубине (а не только непосредственно на свале) встречались, чтобы значительно изменялась сама эта глубина… Вот в таком месте я готов провести все 9 часов светового дня, постоянно перебуриваясь и пробуя новые приманки.
И приманки, кстати, подойдут далеко не все. Для ловли в корягах хорошо себя зарекомендовали балансиры без переднего впаянного крючка. На фирменных я их откусываю мощными кусачками, а на некоторых кустарных этих крючков уже изначально нет. Например, на авторских балансирах “Килька” балаковского рыболова Константина Кудинова. Хорошая, кстати, приманка. Тяжелая для своих габаритов, что позволяет ловить на ощутимом течении. Без носового крючка, что дает возможность ловить в самом глухом коряжнике, лишь изредка прибегая к помощи отцепа. И третье выявленное качество – “тупая” игра. В хорошем смысле этого слова. Т.е. не та разлётистая игра, которая присуща классическим балансирам, а с очень скромным отклонением по горизонтали, что однозначный плюс при ловле в коряжнике и, кроме того, похоже, нравится рыбе.
На очередном выезде я поймал 7 бершей на этот балансир, и поскольку один мой коллега поймал двух полновесных судаков, а другой – щуку под треху, автор считал личное выступление не слишком удачным. И сильно удивился, когда заядлый бершатник, которому я описал рыбалку, сказал, что 7 бершей на голое (без подсадки тюльки) железо – это очень достойный по нынешним временам результат. Было бы интересно половить и на новые “самоделки” Кудинова – у меня уже есть в арсенале модель “Малек” более тяжелая (21 грамм против 16) и с возможностью быстрой смены тройника через “скрепку”.
Балансиры по весу, как я понял, надо иметь разные. Ну, во-первых, чтобы просто иметь возможность пробивать разные глубины и течение. А, во-вторых, чтобы, подобрав вес по месту, ловить “на снос”.
Вот сбросили десять метров лески, нашли дно. Течение на леску давит, балансир сносит, сдаем еще лески – и таким образом имеем возможность загнать приманку на несколько метров ниже оси лунки. Для пассивного хищника (а ловим-то, в основном, как раз пассивного… ну или малоактивного) – это важно. Приманка “обратной ступенькой” приближается прямо к носу хищника – вот тут и следует поклевка. Насколько я понял, именно такую игру, с постоянным контактом дна, любит берш. Согласно изученной по теме литературе, февраль – неплохой месяц для ловли судака. Некоторые авторы даже называют его лучшим после короткой поры перволедья. Проверить это утверждение предстоит уже совсем скоро. А пока расскажу про окуня.
PRO окуня. Коротко
В отличие от “подруги” сорожки окунь этой зимой клюет отвратительно. (Напомню, речь идет о сезоне 2014-2015) Причем, судя по всему, повсеместно. Нет, перволедный полосатый праздник кой-где отмечался, конечно, но это ж когда было! А в декабре и январе окунь редко баловал. Опять же, случались рыбалки у отдельных компаний, когда удавалось и половить, и даже “набомбить”, но в целом клев окуня никакой стабильностью нынешней зимой не отличается, увы.
На одной из рыбалок, когда я поимел и реализовал ровно дюжину резких судачьих поклевок (клыкастик оказался мелковат, но свое рыбацкое удовольствие я получил), мы решили опустить на дно камеру и посмотреть, что там вообще происходит. В нескольких лунках действительно обнаружился мелкий судак, видели и плотву. Но главное удивление вызвал… окунь!
Оказалось, что на закоряженном плато с восьмиметровой глубиной окунь есть, и его немало. Так почему же ни один из вполне взрослых (200-300 граммов) полосатиков не откликнулся на балансиры? Мы достали более мелкие приманки, а один из товарищей даже удочку с мормышкой – но ни один из окуней так и клюнул!
Вот что я называю “культурным шоком”. До этого дня я считал, что если стайный окунь под лункой есть, уж один-два представителя этой стаи обязательно заинтересуются приманкой, а тут – полный фиг.
PRO форель
Форелью у нас в области занимаются слабо. Есть один пруд, куда зимой привозят эту экзотику, но все дело поставлено как-то криво. Представьте картину. Еще в сумерках наш коллектив подъезжает к пруду, а самое “шоколадное” место в районе аэратора и слива уже утыкано полсотней форелевых поставух! К сливу просто не подойти! Егерь считает рыболовов буквально по головам. Ага, 20 человек приехало. Выпускаем ровно 20 форелей. Частокол из жерлиц заставляет сомневаться, что какой-то, пусть мизерный, процент форели просочиться на простор и станет добычей других рыболовов. На это егерь отвечает, что вот вчера, дескать, тоже запустили 20, а поймали всего пять. И здесь егерь жестоко ошибается. Люди с жерлицами большую часть улова просто не декларируют, чтобы не платить за перелов, самый “успешный” рыболов-жерличник нам об этом в конце рыбалки по секрету поведал.
Т.е. имеем:
1. Разрешение ловить на сколько угодно снастей.
2. Слабое зарыбление.
3. Отсутствие егерского контроля за выловом.
В итоге кто-то поймал 5, а кто-то не поймал ничего. И не потому, что не умеет – просто рыбы больше нет. Вот уже час жерличники бегают от одной жерлицы к другой, обрывают лески, вытаскивают рыбу, а блеснильщики… Ну, у блеснильщиков все же другой подход, теперь непосредственно о нем.
Постояв в четвертом ряду лунок (первые три забиты жерлицами), традиционно отправляюсь в свободный поиск. Все же какая-то часть форели действительно остается от предыдущих запусков, успевает акклиматизироваться, стать умнее, но, тем не менее, ее можно поймать. Рецепт прост – бур наперевес – и вперед! Слава богу, описываемый пруд достаточно велик, имеет разные уголки, коряжнички, мыски – то что надо для думающего рыболова.
Поклевок обычно не очень много – от одной до пяти, но главное – они есть. Задача быть всегда в полной концентрации, чтобы свои немногочисленные шансы не упустить. И снасть. Она должна быть в полном порядке. Путем долгих проб и ошибок пришел к леске 0,28, жесткому удильнику, безотказной катушке… И приманки. Эксперименты постоянно продолжаются, но вот от балансиров, например, решил пока отказаться. Поклевок на них, пожалуй, и не меньше, чем на вертикальные блесны, но реализация неизменно страдает. На форелевую вертикалку тройник можно поставить мощнее – если форель взяла его “в замок” наши шансы очень высоки.
Большой тройник на маленькую блесну не поставишь, поэтому я все чаще отдаю предпочтение блеснам достаточно большим – крупную форель это не смущает, а, возможно, даже больше привлекает. Возвращаясь к организации хозяйства.
На мой (сильно дилетантский наверняка, но довольно заинтересованный) взгляд надо что сделать. Надо ограничить одного рыболова одной удочкой: хочешь – на малька лови, хочешь – на креветку, хочешь – на “железо”. Нравится ловить на стоячку – поставь свою удочку на лед и смотри на нее, созерцай. Нравится бегать – удочку в руки и побежал, водоем не такой уж и маленький, за день набегаешься вдоволь. Егерский контроль установить – пусть один сотрудник все время на льду будет. Кому надо – советом поможет, кому не надо – пусть не мешает. Ну и третье. Рыба.
Она должна быть. Не 20 штук на 20 рыболовов, а много: 100, 200, 300 штук чтобы плавало. И чтобы каждый имел возможность ее поймать. Ну а кто поймает много, пусть доплатит за перелов, на то и егерский контроль. Да чего Америку-то открывать, в Подмосковье уже давным-давно отличная форелевая рыбалка налажена – езжай, перенимай передовой опыт, внедряй на родной Нижегородчине – тогда и люди на форелевую рыбалку потянутся.