Главная > Статьи > Где такая - Лутоша?

Где такая - Лутоша?

Дмитрий Соколов

Этот редакционный выезд получился ударным. Кроме сотрудников редакции в составе Михаила, Игоря, Евгения и автора этих строк половить рыбу по первому льду в васильсурских протоках выразили желание сразу четыре наших автора: Владислав Андрианов, Александр Могилкин, Виктор Маслов и Сергей Грачев. Коллективом в восемь подготовленных человек мы могли надеяться и найти рыбу на широких просторах Заволжья, и понять ее вкусовые пристрастия. На все про все отводилось два коротких декабрьских дня.

Место паломничества было выбрано отнюдь не случайно. В одной из васильсурских проток, на острове Разин, приютилась небольшая рыболовная база наших давних друзей из клуба "Акватория-НН". Командир клуба - Виктор Аксенов - уже давно не первый год зовет к себе в гости, но все как-то не получалось, а тут все вдруг "срослось": и компания подходящая, и база свободна, и транспорт, соответствующий, в наличии есть. В качестве транспорта выступило судно на воздушной подушке, которое должно было перевезти нас через тонкий лед Волги на левый ее берег.

19-24-2.jpgМногие из нас, в том числе и автор, прокатились на аэроходе первый раз в жизни. Занятное приключение. За бортом -20 мороза, а в кабине судна тепло и уютно; "подушка" идет довольно быстро, без проблем преодолевая участки с торосами. Только на поворотах аэроход демонстрирует некую неуклюжесть, водителю приходится до минимума сбрасывать скорость, чтобы вписаться в очередной поворот вертлявой протоки.

База, куда мы прибываем уже через каких-то двадцать минут, располагается на берегу затопленного озера Черное. Мне доводилось бывать в этом месте, правда, осенью, тогда в пределах видимости базы удалось поймать на спиннинг две кондиционные щучки. Два теплых домика с баллонным газом, банька - все, что нужно для приюта нетребовательных к условиям рыболовов.

Кроме егеря Сергея, живущего на базе по три недели кряду, с нами знакомятся и прочие "аборигены": лайка с умными "человеческими" глазами и два котяры, при виде рыболовов поднявшие ужасный вой, предвкушая два дня бесконтрольной обжираловки. Один из котов, высказывая свою признательность за будущее угощение, запрыгнул Виктору Маслову аж на плечо - наш товарищ тут же "растаял" и пообещал котику принести к ужину свежемороженной рыбки. Котик, конечно, поверил.

После недолгих сборов, покидав лишние вещи в теплые комнаты, отправились на поиски своего рыбацкого счастья. Путь наш лежал в устье реки Лутоша, в то место, где река соединяется с бескрайними закоряженными волжскими поливами. Не сказать, что место мы знали хорошо, но кое-кто из нас зимой в этих местах ловил, так что было хотя бы от чего "отталкиваться".

Прошли 3 км, пару раз перелезли через малозаснеженные гривы островков, а Лутоши все не видно. Уже закралось опасение, что "сбились с курса", но после очередной гривки увидели просторные волжские коряжники и поняли, что пришли. Ввосьмером искать рыбу на глубинах 1,5-2,5 метров довольно просто. Уже через двадцать минут нашли пару пятачков с мелким окунем и сняли рыбацкий зуд десятком-другим поклевок.19-24-7.jpg

После "первого раунда" компания наша разделилась: два человека отправились к самой Лутоше, а пятеро (главной задачей которых была жерличная ловля) - вернулись ближе к базе. Влад разрывался на части: ему хотелось и нам с Сергеем помочь окуня "душить", и в то же время жерлицы поставить. В результате Влад пошел по своему, индивидуальному, пути - ушел на окуневые поливы и там расставил жерлицы.

19-24-8.jpgДень уже клонился к вечеру, когда мы с Сергеем нащупали небольшую "чашку" среди коряжника - локальная такая ямка с глубиной 3,5 метров при фоновых 2. В этой "чашке" окунь ловился чуть крупнее, до 150 граммов, так что в рыбалке появилась какая-то интрига.

Подошедший Влад признался, что жерлицы поставил не там, что сейчас пойдет их и снимет, и что во второй день выставится в Черном, на нормальных глубинах. Мы с Сергеем не возражали. На обратном пути "забрали" наших жерличников, успехи которых выразились в паре щук по полтора килограмма.

Вечер прошел за приготовлением и поеданием ухи, мытьем в бане, а самые отважные еще и в проруби искупались - этими коллегами я просто горжусь. Ночь прошла довольно спокойно, если не считать моей мелкой оплошности: придя ночью с улицы, я плохо закрыл дверь и двое моих "сокомнатников" под утро подмерзли. Ничего, отколупали, напоили горячим чаем, накормили гречкой с тушенкой - жизнь наладилась.

19-24-6.jpgНа второй день в Лутошу пошли только мы с Сергеем. Остальные экспедиционеры остались в Черном: кто прибрежного окуня балансирить, кто щуку у жерлиц караулить. Расчет жерличников оправдался: было поймано еще несколько "хвостов", а Владислав так и вовсе поймал свою первую в жизни жерличную щуку на два кило - вполне достойный почин.

Мы с Сергеем начали с того, чем закончили день предыдущий - с ловли на "чашке". И зря. Если бы продолжили поиск, могли бы воткнуться в действительно крупного окуня - как нам позже рассказали незнакомые рыболовы (тоже прибывшие на "подушке", кстати), они поймали утром несколько окуней до 800 граммов.19-24-4.jpg

Но нас в принципе устраивал и окунь до 200. Не сказать, что его было много, но до обеда, когда клев оборвался, по три кг на брата мы поймали. К большому огорчению, ждать вечернего выхода хищника мы не могли: надо было возвращаться на базу, в три пополудни нас уже должна была ждать "подушка". На недельку бы вот сюда приехать - мы бы уж постарались и крупняка найти...

Сборы, как поется в песне, были недолги. Особо трогательно выглядело прощание Виктора с полюбившими его котами. Кажется, любовь оказалась взаимной. А лучшим рыболовом двухдневной рыбалки был признан Евгений Бокарев, поймавший пару щук на полтора и два с лишним килограмма.

Вот такой коллективный выезд состоялся в декабре прошлого года в сказочные места под Васильсурском. Все его участники сошлись во мнении, что место это надо обязательно посетить тем же составом еще как минимум раз, летом или осенью, со спиннингами - любимой снастью каждого из нас. Доживем - приедем.

До новых встреч, Черное! До будущих рыбалок, Лутоша!