Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Галя за стеклом...

Галя за стеклом...



Алексей Демидович 

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №2 (73) март-апрель 2019 

Щука. Всем известная пятнистая рыба. Сколько людей ее ловит – столько и мнений по поводу ее вкусовых пристрастий… То она привередливо, кончиками губ, трогает тройничок самого красивого и уловистого воблера, то без разбору хапает любую кинутую железяку. То на мели подавай ей ступенчатую проводку, то она с трехметровой глубины выпрыгнет за поппером…

Щука. Всем известная пятнистая рыба.

Иногда щука как бы одумывается и на пару дней скромно придерживается книжных истин, но это только на пару дней… Вот и выходит – то ли она есть, то ли ее нет, то ли она ест, то ли она не ест… а короткий день-то уже и кончился, и пора собираться домой. Понятно, что проделывает она все это не из вредности и нежелания оказаться на нашем кукане, а подчиняясь своим инстинктам (и накопленному с годами опыту), просто перемещается и питается по той схеме, которая ей сейчас наиболее выгодна (или доступна).

Систематизировать накопленные знания хотелось давно, но все, казалось бы, безупречные системы, собственные или вычитанные в литературе, рушились с каждым новым выездом на рыбалку, особенно на новый водоем, и приходилось опять строить новые… А еще лучше было бы “один раз увидеть – чем десять раз придумать”, ведь “в поле” крайне сложно отделить факторы, действительно приведшие к поклевке рыбы, от догадок и случайных совпадений сопутствующих каждому забросу… 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Дело было в начале века. Ловили мы с друзьями в феврале на Истринском водохранилище. Водоем сложный, но, часто посещая его, можно приблизительно установить некоторую, пусть призрачную, но все же закономерность выходов и активности рыбы, дающую уверенность и надежду на успех. При таких условиях настраиваться лучше на один вид рыбы и на один способ ловли – тогда и вероятность поклевки выше, да и даже одна рыба, выловленная осмысленно, доставит гораздо больше радости, чем пяток, попавшихся “дуриком”. Для меня вопрос “настраивания” решен уже давно. С тех пор, как я начал ловить рыбу зимой, “подсел” на балансиры и охочусь с ними, соответственно, только на хищника. На мой взгляд, это наиболее близкий к спиннингу вид зимней ловли: и балансир – это как бы воблер (или джиг?), и удилище с катушкой и тюльпаном… и даже рукоятка часто из привычной пробки... И вот, отправляясь на Истринское в компании опытных рыбаков, я настроился в основном на ловлю окуней и небольшой прибрежной щучки. Скажете: “Неспортивно, мелочь, шнурки…” Не соглашусь. Где в часе езды от теплого дома можно поймать крупную щуку зимой, да еще на искусственную приманку? Я такого места не знаю… А с соответствующей снастью (зимним ультралайтом) и 2-сантиметровым мини-балансиром придется еще поупражняться в выкачивании этих “карандашей” или 200-300-граммовых окуней. 

ПОЙМАЛ 

С утра, как обычно, пусто. Рыба оживает только часам к 10. Поймав пару полосатых, иду под берег, в траву – к своей любимой “карандашной компании”. Играю по привычной схеме: пара быстрых взмахов и долгая пауза… Вижу, как наяву: вот красная мушка остановилась, распушила хвост, потихоньку развернулась вокруг своей оси… резко дернулась… замерла… Так… еще цикл.. еще один. На паузе леска вытягивается в прямую линию, и при малой, в 1 метр, глубине удар предается не хуже судакового “тука” по плетенке. Удильник прыгает в руке, и простенький фрикцион даже разок треснул, сдавая пару сантиметров лески. Десять секунд – и вот “крокодил” на льду. До полудня еще пара таких же и пара окуней. Ну все, пора собираться, больше ловить нечего. Первого утреннего “крокодильчика” посадил в след от ноги, заполненный водой. Щучка вполне бодра и даже пытается стоять вертикально, не заваливаясь на бок. Вдруг становится жаль ее, маленькую, голодную, поддавшуюся велению инстинкта и позарившуюся на попугайскую импортную муху. Полезай-ка в термос, и поехали в город. 

ДОМА 

В квартире аквариума нет, переселил из термоса в 3-литровую банку, а банку на первое время выставил на балкон, где как раз небольшой плюс, как в водоеме. На следующий день банка переехала на подоконник под открытой форточкой – и днем рыба вела себя, в общем, тихо, за исключением лишь того, что при каждом резком звуке или движении вблизи выскакивала почти на метр вверх из банки и в конвульсиях падала на пол. 

Прикрыв верх банки тяжелыми коробками и оставив щель для доступа воздуха, лег спать. Часа в 2, а потом еще в 4 и в 6 и еще…просыпался от дикого грохота. Щука как таран разбивала отделяющую от свободы преграду и вместе с коробками падала на ковер. Этот шум, собственно, и спас ей жизнь… Выпрыгни она потихонечку и побейся на мягком ковре, – ничего б никто и не услышал – засохла бы. Но видно под счастливой звездой вылупилась из икринки моя подопечная. В понедельник утром все в той же банке поехали на новоселье... водный мир 

В АКВАРИУМЕ 

В офисе, где я тогда трудился, стоял 120-литровый аквариум, в котором обитали семь ротанов. Рыбки вполне обжились, людей не боялись и в буквально смысле брали еду (маленькие кусочки мяса) из рук. 

Щука. Всем известная пятнистая рыба.

Ротаны обступили бледно-зеленую незнакомку и безбоязненно оглядывали со всех сторон, соблюдая дистанцию в 10-12 см. Щука же, забившись под куст, долго приходила в себя от таких разительных изменений среды. До следующих выходных состояние щучки не улучшилось, вид ее не обещал успешной акклиматизации… 

Приехав в понедельник на работу, первым делом поспешил к аквариуму, и, честно говоря, был уже готов увидеть белое брюхо на поверхности. Однако за прозрачной стеной предстало продолговатое бугристое существо, напоминающее некий пятнистый носок, набитый огурцами. Ни одного ротана видно не было… Только при тщательном осмотре удалось обнаружить трех “головешек”, но как же изменилось их поведение! До этого они были полными хозяевами водоема, а теперь забились под камни, где проводили все дни напролет. Мотылей и червей осмеливались есть только ночью, я мог это понять только по отсутствию “позднего ужина”, когда на следующий день приходил в офис. Щука же, получив после этого имя Галя, все так же тяжело дышала и все время пыталась убежать вдаль – за стенку аквариума. 

Прошла неделя: дыхание щучки потихоньку нормализовалось. Все так же боится теней и бьется головой о стенку… 

Неделя вторая: по утрам стал замечать, что в отсутствии людей в комнате Галя двигается, определяя границы владений. Если подходить медленно и без резких движений, то вполне можно было любоваться ей с близкого расстояния. А любоваться есть чем! Вот она перед носом – точная копия желанного пятнистого трофея-“крокодила”. ОНА! 

На третью неделю Галя освоилась. Дыхание, наконец, стало редким. Прекратились истерические метания с биением головой о стенку при малейшем стуке или тени, теперь мы просто и с достоинством плавно отходим в тень. 

НАБЛЮДЕНИЯ 

Все наблюдения проводились в светлое время суток в рабочее время, т.е. с 9 до 20 часов и при постоянной температуре воздуха и воды. В целом определим состояние активности рыбы как среднее, где-то даже пассивное, что нам на руку – ловим мы как раз большей частью именно пассивную рыбу именно в дневные часы. 

Щука. Всем известная пятнистая рыба.

Есть просто падающие кусочки мяса или рыбы Галя отказывается – причем как будто бы и хочется, но нельзя. Инстинкт говорит, видимо, что еда должна двигаться, убегать, а не просто падать. Галя довольно быстро, но плавно подходит к месту падения корма, встает носом в 3 сантиметрах от кусочка рыбы (мяса) и застывает неподвижно на несколько минут. Если привязать мясо на тонкую леску или нитку и через минуту после падения слегка сдвинуть с места, то в ту же секунду следует атака. Или даже, набрав в себя воды, лакомый кусочек сам потеряет равновесное положение и лишь слегка сдвинется с места, хотя бы просто наклонится – атака! 

Червь ей показался поначалу как-то непривычен. При слишком активных дный мир и непрерывных движениях оного – не атакует, а подойдя вплотную, позволяет скрыться под грунт. Если же червяк долго лежал на руке и слегка увял, перегревшись, и лишь еле заметно шевелит телом – то это то, что надо, он съедается, опять же – при первом движении после минутного лежания. То есть это первое движение после паузы и есть сигнал к атаке. 

РЫБЫ 

Эксперименты с ротанами не совсем удались. Ротан при пересадке из банки в аквариум сразу резко стреляет на дно и залегает между камней. Если он по случайности заканчивает свой короткий вертикальный маршрут ко дну в непосредственной близости от головы Гали, то молниеносным движением оказывается захваченным в пасть. Если, по счастливой случайности, ротанчик успевает залечь вдалеке, то Галя плавно подплывает к месту приземления и, если спугивает жертву, заставляя ее двинуться, – тут же следует атака. Сам момент атаки никогда не виден, только подготовка (разворот, изгиб спины, мелкая дрожь грудных плавников и т.д.), после уже видишь только рыбу в пасти хищника и дальнейшее заглатывание. Что примечательно, все рыбы были атакованы и захвачены поперек туловища и всегда за первую треть тела, ближе к голове. После этого следовало полуминутное-минутное удержание и обязательный разворот хвостом вперед. Хотя, казалось бы, с головы и глотать удобней, и ближе повернуть, и по ходу чешуи проходить должно легче, тем не менее, всегда только так – с хвоста. 

Однако определенная логика в таком методе все же есть. Если добыча, заглатываемая с хвоста и смотрящая соответственно на “свободу”, вырывается, то всегда, убегая в панике, она старается оказаться как можно дальше от зубастой пасти и отскакивает всегда вперед и вверх. И таким образом долго остается в поле видимости хищника. Повторный бросок на обессиленную жертву в таком случае следует незамедлительно. 

Если же рыба вырвется из пасти в момент ее разворота в положении головой вперед к пасти – то, скорее всего, она отскочит вбок и может быстро оказаться за спиной, и спрятаться или уплыть … и прощай обед, Галя! Широкотелых рыб могла заглотить и с головы, мелких и юрких – только с хвоста.  

СВЕТ, И ЦВЕТ, И РАЗМЕР 

Из других видов рыб для экспериментов употреблялись только аквариумные: гуппи, меченосцы, пецилии, моллинезии, гурами – сходные по форме и характеру движений с мелкой плотвой и уклейкой, и отдаленный прототип карася – широкотелые телескопы и золотые рыбки. 

Явных и однозначных предпочтений по форме тела и по цвету рыб не обнаружилось. После недельного поста предпочтение отдавалось всегда самой крупной из пущенных рыб (например, золотая рыбка), независимо от цвета и формы, далее наступала очередь самой малоподвижной, в последнюю очередь сьедалась самая мелкая и шустрая, иногда даже она совсем не трогалась, оставлялась на закуску – на т.н. вечерний жор. О нем чуть позже. 


Щука. Всем известная пятнистая рыба.

При затенении аквариума (пасмурно на улице и приглушенный свет) наиболее желанными оказывались темноокрашенные рыбы среднего и крупного размера, лучше всего просто черные. Например, черный телескоп с большим развевающимся хвостом или бордовый крупный меченосец или красная пецилия. Они были всегда первыми на очереди, даже при активном характере движений, и лишь потом наступала очередь прочей мелочи. Светлым же рыбам (гуппи, моллинезии, мраморные гурами) отдавалось предпочтение в светлое время суток. 

Замечу, что освещенность в аквариуме – параметр совершенно не сравниваемый с аналогичным в естественных условиях и, что еще более важно, с замутненностью водной среды. В наших условиях вода всегда оставалась прозрачной, и темнота при четырех прозрачных стенках тоже весьма относительна. Возможно, что при ярком солнце, как и при включенной лампе, рыбе просто хуже видно, особенно в верхних слоях воды. 

Поэтому она атакует просто наиболее доступную и близко идущую жертву. При затенении же ей просто становится лучше видно, и она выбирает наиболее крупную добычу. Так что наиболее вероятным фактором привлекательности представляется размер и обнаруживаемость потенциальной добычи на фоне окружающей обстановки, и используется в первую очередь зрение. При слепящем же свете, видимо, большее внимание уделяется сигналам, принимаемым боковой линией, и поэтому важен не сам цвет, а именно вялые колебания и средний размер, то есть, доступность добычи. 

ЗАВТРАКИ И ОБЕДЫ 

На протяжении дня у Гали 3-4 раза просыпается аппетит (т.н. мини-жор), во время которого она__ начинает проявлять чуть большую активность, и, выходя из укрытия, внимательно осматривает территорию и подплывает к любой двигающейся обманке. 

В эти короткие промежутки времени (как правило, 5-10 минут), она непременно погонится за неожиданно запущенной в аквариум рыбкой, и будь это даже юркая гуппешка, обязательно ее догонит. После 2-3 таких угонок, щука успокаивается и уходит обратно в укрытие. Обычно это некоторое усиление активности происходит в следующие часы: 1) с 10 до 11; 2) около 14 часов; 3) с 15:30 до 17:00; 4) с 19:00 до 20:00. Безусловно, этот распорядок может быть несколько иным на каждом конкретном водоеме, однако, по моим наблюдениям, обычно он укладывается в эти промежутки (не считая, возможно, ранних зорек). Обнаружив некоторую сходную последовательность поимок щуки на своем любимом и регулярно посещаемом водоеме, можно сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных участках именно в эти часы. Мне эти наблюдения уже неоднократно помогали. Особенно такие обеды по часам характерны для малых рек и прудов. В крупных реках и водохранилищах, с их разнообразным донным ландшафтом и большим разбросом гидрологических условий, такие закономерности менее ярко выражены, и искать некие временные привязки на их просторах представляется занятием менее актуальным. 

ЖОР 

Эта кратковременная вспышка активности происходила довольно редко, как правило, во второй половине дня, и длилась от 5 до 30 минут. Температура в аквариуме, как было сказано выше, оставалась почти всегда постоянной, показатели атмосферного давления были крайне разнородны, так что никакой четкой зависимости установлено не было. Иногда раз в неделю, иногда через два дня в Галю как будто вселялись демоны, и она начинала ЖРАТЬ! Именно в эти моменты наивысшей активности мы, кажется, чаще всего щуку и ловим. Просто потому, что поймать ее в это время можно абсолютно на все что угодно… Она сама ловится… 

Неименным был жор перед грозой. Минут за 5-10 или прямо во время ее начала. Этот момент очень трудно предугадать заранее, однако, находясь на рыбалке, я теперь ни за что не залезу в палатку, каким бы сильным ни был начавшийся дождь, и каким бы усталым ни был я сам! Это стоит увидеть хотя бы один раз! Во время жора Галя обращает внимание на любой объект в воде или над водой, и реагирует даже на движение малых объектов за стеклом. Все попадающее в воду, даже кусок бумаги, шариковая ручка, кусочек моркови или картофеля – будет обязательно атакован. Зеленой молнией мечется щука по аквариуму за любой тенью или каплей воды, ползущей по стеклу, бросается даже на листья растений, колышущихся от ее собственных движений, и не останавливается даже тогда, когда живот уже полон и хвост предыдущей жертвы еще торчит изо рта... 

Щука. Всем известная пятнистая рыба.

Вот и сейчас Галя, степенная и плавная еще пять минут назад, переменившись до неузнаваемости, “бойким окунем” вьется у стенки аквариума, в полуметре от которой на столе стоит банка с меченосцами и телескопами… А за окном хмурятся тучи, и первые капли уже упали… Эх, сейчас бы на речку…  

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №2 (73) март-апрель 2019