Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Фотография и рыбалка...

Фотография и рыбалка...

27-114-1.jpg

Как правильно фотографировать на рыбалке

Сергей Крючков

Современные фотоаппараты являются достаточно сложными техническими устройствами, но при этом ими достаточно легко и удобно пользоваться, если хорошо разбираться и понимать, какие съемочные параметры установить для получения хорошего снимка. Режимы съемки могут быть полностью, частично (полу-) автоматическими и ручными.

Автоматический режим ("зеленый" или "авто"). В данном случае камера устанавливает все параметры сама, без вашего вмешательства, в том числе может быть включена вспышка. От человека требуется лишь выбрать сюжет съемки, фокусное расстояние и нажать кнопку спуска затвора. Режим предельно простой, но очень часто не оставляющий места для творчества.

Программный режим ("Р"). Относится к группе автоматических режимов, но в отличие от предыдущего позволяет устанавливать необходимый параметр (параметры), за исключением пары (экспопары): выдержкадиафрагма. Она выбирается аппаратом, исходя из установленной светочувствительности и яркости освещения. В этом режиме можно выбрать: величину светочувствительности, баланс белого (цвета), режим экспозамера и прочие параметры. Наиболее удобный режим для новичков и начинающих фотографов. Лично я долгое время снимал в этом режиме, пока не перешел за более старший уровень фотоаппарата.

Группа полуавтоматических режимов

Портретный (рисунок с изображением портрета человека). В зависимости от установленной светочувствительности (ISO) выбирается наиболее открытая величина диафрагмы (увеличиваем количество света, попадающего на матрицу), выдержка же соответственно уменьшается. Это необходимо для получения наименьшей глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) и отделения главного объекта от фона. При фотографировании собственно портрета и применении правильной для данного жанра (по глазам) фокусировке на лице частично уменьшаются косметические дефекты, снимок становится более выразительным.

Спорт (на диске выбора режима нанесено изображение спортсмена). Аналогичен предыдущему, но с той разницей, что устанавливается камерой наименьшая выдержка (время прохождения света), а диафрагма увеличивается. Благодаря этому происходит "замораживание" движения, его остановка. Обычно используется с увеличением числа ISO, и часто с применением вспышки.

Макро (нанесен рисунок цветка). Устанавливается минимальная (наиболее закрытая) диафрагма для получения наибольшей ГРИП, выдержка пропорционально увеличивается. Когда использовать? Разумеется, макросъемка (всевозможные букашкицветочки, мормышкикивочки и прочие мелкие предметы), пейзажная, особенно если надо передать в кадре динамику движения. Для съемки в этом режиме рекомендуется использовать штатив.

Пейзаж. Процессор камеры дополнительно усиливает синезеленую гамму цветов

Полуавтоматические режимы: приоритет выдержки ("Sv" или "Tv", в зависимости от производителя) и приоритет диафрагмы ("Av").

"Sv" режим. Фотограф самостоятельно устанавливает необходимую ему выдержку, причем практически любой длительности, и светочувствительность, а аппарат подбирает нужную диафрагму. Аналогичен режиму "спорт" (фото 1).

27-114-2.jpg

"Av"режим. В отличие от предыдущего устанавливается диафрагма. При этом, используя только этот режим, остальные можно не задействовать, поскольку управляя диафрагмой, можно изменять ГРИП("портрет", "макро", "пейзаж"), и выдержку ("спорт", "портрет").

После приобретения зеркального фотоаппарата сам стал снимать только в этом режиме.

Режим с полностью ручным управлением ("M" или "Manual"). Полная противоположность режиму "Авто", управление настройками берет на себя человек, процессор камеры только производит запись полученного результата на карту памяти. Применяется не часто.

Многие из вас, наверное, сталкивались, с таким термином, как "баланс белого". Возникает резонный вопрос: белого - это чего? ЦВЕТА. Объясню на простом примере. Взять лист белой бумаги и его сфотографировать в рассветное время и в середине дня. Лист, тот который в руках, будем видеть ВСЕГДА БЕЛЫМ, такова особенность нашего зрения и мозга. Камера же сделает его в утренние часы с желтоватым, а в дневные часы с голубоватым оттенком. Поэтому и необходимо его скорректировать, чтобы аппарат белый цвет "узнавал" белым без лишних оттенков.

Для этого используем соответствующие настройки цветовой температуры (баланса белого (ББ)): "солнечно", "пасмурно", "тень", "лампы накаливания", "люминесцентные лампы", в сложных случаях настройка его осуществляется вручную. Хотя иногда его "неправильность" идет на пользу снимку.

На этом разбор технических вопросов закончим и перейдем к практике.

Фотография как вид изобразительного искусства подчиняется правилам, заложенными еще в античные времена, несмотря на то что появилась она сравнительно недавно. В ней должен присутствовать ритм, обязательно композиция и сюжет, фотографирование необходимо проводить с определенного ракурса, учитывать тип и направление света.

Композиция

Композиция - это объединение отдельных элементов в единое художественное целое. В ее построении фотограф опирается на объективно заданные формы и придает им посредством использования ряда выразительных средств определенную смысловую окраску. Она является одновременно отражением реальной действительности, не созданной воображением художника, и внутреннего отношения к ней автора, его философского, эстетического и этического осмысления окружающего мира.

Основой конструкции фотоснимка служит четко выделенный сюжетно­композиционный центр. Поэтому фотограф для воплощения своего творческого замысла должен найти детали (объекты), с наибольшей силой характеризующие отображаемое явление, и именно они должны образовать идейнокомпозиционный центр, акцент на котором может быть сделан любыми выразительными средствами.

Необходимо помнить, что в любом художественном произведении каждая, на первый взгляд, незначительная деталь имеет свою эстетически завершенную форму. Фотограф должен выбрать такую комбинацию предметов съемки, при которой была бы не только соблюдена иерархия главных и второстепенных элементов, но и подчеркивалась их эстетическая значимость.

Одно из требований композиции - гармония. Это может быть гармония горизонтальных и вертикальных линий, дополняющих друг друга, гармония красок света и тени...

Гармоничное единство отдельных элементов невозможно без уравновешенности, дополнения их друг другом. Например. Во избежание однообразия, композицию, построенную на одних горизонтальных линиях, рекомендуется оживить вертикальным акцентом или усилить диагональными линиями (фото 2).

27-114-3.jpg

Принципы построения композиции известны с античных времен. Это правило третей и правило диагонали.

Правило третей. Вся площадь кадра делится двумя горизонтальными и двумя вертикальными воображаемыми линиями на 9 частей. В точках их пересечений либо на самих линиях и располагаются важные нам объекты. Если на дисплее камеры отражается данная сетка, то ее применение оправдано.

Диагонали. Из нижнего угла кадра в противоположный верхний проводится диагональ, а из остальных углов к ней под прямым углом проводится по одной линии. Размещение объектов аналогично.

Свет как выразительное средство

Свет необходим не только для создания определенного уровня освещенности, но и несет в себе идею, творческий замысел художника. С его помощью можно подчеркнуть пластику объектов съемки, их объем. Им можно создать сложный рисунок светотеней и внести определенный смысловой акцент, выделить сюжетнокомпозиционный центр...

Солнечный свет, непрерывно меняющийся, может быть направленным или рассеянным атмосферой. Вторичным же источником может быть небо. В ранние утренние и предрассветные часы естественное освещение содержит больше красных и оранжевых лучей, чем в середине дня. Это зависит и от времени года, атмосферных условий, географической широты.

В зависимости от высоты солнца естественное освещение делится на периоды эффектного утреннего и вечернего, нормального, зенитного и сумеречного освещения. Эффектно освещающие горизонтальные лучи солнца образуют длинные вытянутые тени, хорошо выявляющие рельеф местности. Часы близкие к полудню - период зенитного освещения. Это время резких контрастов освещенности поверхностей. Вертикальные поверхности получают в 1,5 раза меньше света, чем горизонтальные. Поэтому светотени в этот период резко контрастные, скрывают детали, искажают перспективу. При сумеречном освещении направленный свет отсутствует, вся поверхность земли и объектов освещена рассеянным светом неба.

Следует помнить об атмосферной дымке. Пейзаж, снятый в дымке, имеет легкость красочных и тональных сочетаний, тогда как пейзаж, снятый при прозрачном воздухе, имеет яркость красок и контрастность света и тени (фото 3, 3а). При дымке прямой свет рассеивается, контрасты светотеней смягчаются, и такое освещение наиболее благоприятно для съемки портрета на открытом воздухе.

27-114-4.jpg  27-114-4à.jpg

Так же расположение и вид облаков влияют на результаты съемок. При кучевой облачности благодаря отраженному от них свету повышается освещенность в тенях. В облачную погоду может образовываться зональное освещение (фото 4). Оно возникает тогда, когда луч света пробивается через облака и освещает небольшую часть поверхности.

27-114-5.jpg 

Теперь вводную часть статьи можно считать законченной, поэтому перехожу к практическим рекомендациям. Начну, пожалуй, с портрета.

Портрет (автопортрет)

Наиболее распространенный жанр фотографии, особенно любительского направления.

Одиночный портрет. Секрет успешной съемки портрета состоит в правильностипозирования. Если человек перед камерой выглядит скованно и неуверенно, скорее всего, это объясняется позой, которую для него выбрали. Поскольку поясной портрет открывает большую часть тела и детали фона, необходимо учитывать такие факторы, как одежда и положение рук модели.

Желательно поместить модель под углом 45° к камере. Это более привлекательно и визуально интереснее, чем постановка модели прямо к объективу камеры, и позволяет попробовать разные позы, изменяя лишь положение головы и направление взгляда.

Исходя из "правила третей", компоновать кадр необходимо так, чтобы глаза находились в верхней его трети. Возможен незначительный наклон камеры для придания за счет диагональных линий большей динамичности (фото 5).

27-114-6.jpg

Если необходимо сфотографировать человека в полный рост, тогда нужно предоставить ему какуюлибо опору. Например, он может стоять перед деревом, сидеть на стуле, бревне, опираться на катер и тому подобное...

Следите за тем, чтобы цвет и фактура взаимно дополняли друг друга. Фон лучше простой, так как обилие ярких деталей или сочетание ярких красок будут отвлекать внимание. Желательно установить связь между фоном и моделью: рыболова сфотографировать на фоне водоема, а не леса, например. Ну а охотника или грибника, напротив, в лесу (фото 6).

27-114-7.jpg 

В случае фотографирования рыболова с уловом необходимо рыбу повернуть к объективу камеры, чтобы зритель видел как видовую принадлежность, так и размеры трофея. Хорошо получаются кадры, сделанные во время вываживания рыбы, во время борьбы охотника и трофея и, разумеется, сразу после поимки, пока все эмоции, так сказать, на лице.

Групповой портрет. Более сложен в плане позирования. Размещать людей необходимо так, чтобы они равномерно заполняли кадр и находились на разной высоте. Некоторых можно усадить на землю, когото оставить стоять. Желательно организовать какоелибо взаимодействие между ними, хороший пример этому - картина "Охотники на привале".

Детей не следует снимать с высоты своего роста, изза оптических свойств объектива камеры изменятся пропорции человека, и на снимке это будет выглядеть некрасиво. Если ребенок ниже фотографа, то приседаем приблизительно до уровня его глаз.

Пейзаж (фото 7, 8)

 27-114-8.jpg  27-114-9.jpg  

Диск выбора режима съемки устанавливаем в положение "пейзаж" (пиктограмма с изображением горы) либо, если снимаем с использованием приоритета диафрагмы (Av), выбираем ее минимальное значение.

Можно использовать любое расстояние "зум"объектива, лучше, конечно, минимальное или близкое к нему. Хотя лучше поэкспериментировать, техника сейчас это позволяет, результаты удивят.

Фокусировка... Необходимо выделить главный объект и уже вокруг него и выстраивать композицию. Если освещение слабое, то лучше сделать это вручную.

При пейзажной съемке лучше использовать штатив. Выдержка может быть достаточно длительной, камеру должным образом не закрепить в руках. С приобретением навыков можно экспериментировать и с выдержкой, увеличивая ее до больших значений. Если снимаем со штатива - автоспуск обязательно, либо, если позволяет камера, то дистанционный спуск.

А вот вспышку не используем, это бессмысленно. Ее импульса хватит только, чтобы осветить объекты, находящиеся от нас на расстоянии не более 13 метров, это максимум. В результате мы получим освещенный передний план и черный провал на заднем фоне.

Если в кадре присутствует четко видимая линия горизонта, то она не должна делить кадр пополам, лучше в соотношении 1/3 или 2/3. Это связано с физиологическим восприятием линии горизонта человеком.

Макросъемка и крупный план

Различают два вида такой съемки: художественная и техническая. Если последняя несет в себе задачу показать, как сделан предмет или какиелибо его составные части, при этом не обращая внимания на эстетику, то первая - наоборот. Например, стадийность завязывания узла, последовательность изготовления застежкиакнота, заусенки на дужке лесоукладывателя... Это примеры сюжетов технической макрофотографии, хотя и завязывание узла можно показать очень красиво.

Фотографию нельзя назвать макроснимком, если объект не воспроизведен на матрице в натуральную величину (1:1) или даже больше. К макрофотографии относятся снимки, сделанные с отношением объекта между величиной 1:1 до 4:1. Хотя для такого увеличения необходимо специальное оборудование (фото 9).

27-114-10.jpg

 Итак, снимаем. Камеру устанавливаем на штатив! Поскольку размер объекта незначителен, а у человека имеются различные колебания организма (дыхание, биение сердца), то камеру твердо в руках зафиксировать не получается, изображение будет смазанным.

Выбираем на диске режимов либо "макрорежим" (изображение цветка), либо при съемке в режиме приоритета диафрагмы ее минимальное значение (числовое будет максимальным). Вспышку стараемся не использовать. Светочувствительность выбирается исходя из условий освещения, но больше 400 лучше не устанавливать.

Улучшение фотографий

Фотоснимки сделаны, но им иногда требуется коррекция, "лечение". Зачастую мы не всегда имеем возможность сделать все так, как необходимо, во время съемки. Для этого требуется графический редактор изображения. Наибольшее распространение получил "Фотошоп". В случае, если вы используете иной редактор, и он вам нравится, то ничего плохого в этом нет.

Разберем основные ошибки снимков.

Завал линии горизонта. Весьма распространенная ошибка, причем не только у любителей. Ее хорошо видно на снимке с присутствием водной поверхности (фото 10).

27-114-11.jpg 

Решение проблемы.

1. В меню "инструменты" выбираем линейку, ставим первую точку точно над одним из краев линии горизонта, кликаем и тянем вдоль него линию к противоположному краю. Получилась прямая линия.

2. Выбираем в меню "изображение" команду "поворот холста". В появившемся окне нажимаем кнопку "произвольно". Программа сама и, как правило, точно поворачивает изображение на нужный угол.

3. После поворота по углам изображения станут видны уголки холста. Придется применить более плотное кадрирование. Нажимаем клавишу "С" ("Crop"), задаем новые границы снимка, подтверждаем действие. Все (фото 10а).

27-114-11à.jpg

Эффект красных глаз. Этот эффект, пожалуй, является главным недостатком встроенной вспышки. Увы, несмотря на все усилия производителей, нет надежного способа избежать его, не прибегая к использованию выносной вспышки. Этот эффект вызван моментальным освещением кровеносных сосудов на ложе сетчатки глаза. Отраженный свет попадает в объектив камеры, чаще это происходит в условиях низкой освещенности, когда зрачки человека широко раскрыты.

1. Открываем необходимую фотографию.

2. Выбираем инструмент "Удаление красных глаз", наводим его на нужную область и ее выделяем. Повторяем аналогично для другого глаза.

Корректировка яркости-контраста. Недоэкспонированные кадры - очень темные, на них практически ничего не видно. Переэкспонированные, наоборот, очень светлые. Для их осстановления применяем следующую последовательность действий: "изображение" - "корректировка" - "тени/света". Данный фильтр автоматически исправит яркость и контраст изображения, добавив при этом насыщенности цветам.

Функциональные возможности данной программы практически безграничны, поэтому получить конечный результат можно самыми разными способами. Я рассказал о наиболее простых и доступных. 

27-114-12.jpg

И последнее. Фотография, равно как и рыбалка, подразумевают необходимость творческого процесса для достижения конечного результата. И это их объединяет. Ловить рыбу многие из вас, уважаемые рыболовы, уже умеют. Попробуйте подойти творчески и к получению иного рода трофеев - качественных одухотворенных снимков!