Февраль. Глухая пора для рыбалки?
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора.
Очень тяжелой оказалась нынешняя зима для подводного царства в нашей Воронежской области. Из-за нехватки дождей уровень множества прудов и озер значительно понизился, воды в них стало попросту мало. А тут еще погода крайне нестабильная: то морозы, то оттепели. Озера начали «гореть», и любители поживиться на природной беде сачками из прорубленных майн набивали мешки задыхающейся рыбой. Неприглядное действо, но, возможно, именно этими продухами какую-то часть озерных обитателей браконьеры и спасли от замора. С рыбалкой тоже как-то все непросто, «раздач» не случилось даже по перволедью, все через пот и опыт. И все дальше и дальше приходится ехать в надежде на поклевку.
С утра пасмурно и даже немного туманно. Ветра почти нет, и морозец совсем слабенький. Хорошая такая погода, внушающая здоровый оптимизм. Решаем с братом сделать попытку прорваться на его корейской «пузотерке» к сулящему определенные надежды донскому затону. Зимой туда доехать не совсем просто, в связи с чем шумного многолюдья никогда не случается. Были мы там в этом году всего единожды, ничего, кроме неразборчивых окуньков, не поймали, да еще и по раскисшей под солнцем полевой дороге через холмики и взгорья невольно подрифтовали, накидав грязи со снегом даже на крышу. Но то, понятно, просто не попали на клев, теперь бы туда хоть доехать. Реально помешать может обильно выпавший на днях снег. Там, конечно, крохотная деревенька есть, люди живут, но их очень мало. А это, прекрасно понимаем, весомый повод вообще к ним дорогу не чистить. Бог дал, Бог и заберет, нечего было на куличках селиться.
Пробовали с разных сторон. В ближайшем крупном селе дорогу спрашивали, внимая подсказкам, метались и туда, и сюда, утыкаясь в непреодолимые сугробы, пока у самого Дона встреченные рыбаки не сказали:
- Что вы, ребята! Мы и на «Ниве» туда не проехали.
Мужики пошли на Дон «катать шарик», а у нас ни снастей подобающих не прихвачено, ни наживки. На все одновременно не настроишься. Обидно, понятно, но мы к такому исходу были готовы. И запасной вариант предусмотрели. Немного назад, потом наискосок и чуть в сторону. От трассы недалеко, колея основательная - и захочешь, не выпрыгнешь, да оно и некуда в сосновом лесу, только прямо. А народу-то в небольшой протоке! Мест им других мало, что ли?
Сам затон довольно обширен, хватило бы, где разгуляться, да нельзя. Не так давно объявили его зимовальной ямой, и с этим определением многие рыболовы не согласны. Слишком много было в прошлом сомнительных трений и споров. Как бы там ни было, а ловить разрешено только в протоке, соединяющей затон с Доном. Узковато, и глубина в районе трех метров, нормальная рыба здесь появляется только эпизодически. Некоторые отважно бурятся и в самом затоне, мы же сильно ругаемся, но блюдем.
Съезжаем на подошвах по крутому обрыву на лед и идем к народу. На информацию не скупятся. Клев неплохой. Был. С самого утра. А теперь вот почти совсем затихло. Да, прокатались мы немного!
Выходим на свободный пятачок и бурим с интервалом в пять шагов по паре лунок. Ловиться начинает сразу, и плотва такая приятная! Из первой лунки выхватываю подряд с пяток рыбешек, ударяю пару раз по губам, и клев прекращается. Перехожу, и все повторяется. Разбуриваем площадку и начинаем перемещаться от лунки к лунке. Вижу, как брат осторожно выбирает леску и бросает в снег внушительную плотвицу. У меня тоже цепляется что-то весьма достойное, борюсь с ним на грани обрыва тоненькой «паутинки», но неведомый противник обидно сходит на полпути.
Не все так уж однозначно, но то, что именно безнасадочной мормышкой расшевелить не желающую клевать рыбу намного реальнее, не подлежит никакому сомнению. И вот, что интересно. Характеры у нас с братом разные, и игра мормышки у каждого индивидуальна. Как-то у него отточенно и филигранно получается. Со стороны посмотреть - залюбуешься. И ловит хорошо. Пробовал копировать игру. Вроде получается, но не ловится. Может потому, что нет свободы, когда держишь себя под излишним контролем. Перехожу на свой «вольный стиль» - начинает клевать. Думаю, надо не просто копировать движение, а именно чувствовать игру приманки. Так оно и летом в спиннинге, и зимой в безнасадке.
Час, наверное, половили на зависть заскучавшим поплавочникам, и клев как отрезало. Повалил пушистый снежок. Красиво, просто сказочно, а рыбе не понравилось. Рыболовы потихоньку начали сматываться и уходить. Кто-то, оказывается, умудрился и поклевки не увидеть. Зато свежим воздухом надышался! Неподалеку один вылез из палатки и похвалился тремя десятками мерных плотвичек. Другой прошел мимо с просвечивающим сквозь пакет целым ворохом уклейки. Кто успел, тот что-то поймал. На отчет и у нас есть, даже достаточно неплохо, огорчает сам факт мгновенного прекращения клева. Но где-то же должно ловиться!
Андрей пошел ближе к границе с затоном, там глубже, а я, наоборот, в сторону Дона. Сверлю цепочку лунок, и в третьей по счету мормышку начинает постоянно подбивать. Наконец засекается эта шалунья - густерушка-невеличка. Пусть растет! Снова берусь за бур. К одному берегу идет плавное уменьшение глубины, здесь иногда попадается ладошечный окунек. К другому берегу глубина увеличивается, и именно здесь нахожу густеру. Капризная, но на смену проводки реагирует положительно. После быстрой - на медленную, и наоборот.
А брат тоже нашел свою рыбу, соблазнив несколько крутобоких подлещиков. Если не сидеть на месте, а буриться и искать, то зачастую вполне возможно найти счастье. А при неудаче остается списать все на глухозимье. Не себя же винить, правда? Настоящий рыболов разводит руками в одном-единственном случае, показывая улов. Большую такую рыбу!