Эта полезная рыбалка
Михаил Филонов, г. Брянск
Ужение – древнейший вид спорта и увлечения. Сохранились каменные и костяные рыболовные крючки, блесны и сети, сплетенные из волос и растительных волокон, которым насчитывается несколько тысяч лет, поплавки из коры и дерева, грузила из камня и обожженной глины. Крупную рыбу добывали с помощью копья, дротика, лука и стрел...
На территории нашей страны корни рыбного промысла нигде не уходят так глубоко в древность, как в её Европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке. Так, европейские поселенцы, впервые познакомившись с бытом нивхов – народности, населяющей Сахалин и низовья Амура, называли их “рыбокожими”. Уклад жизни нивхов в древности был самым тесным образом связан с рыбным промыслом. Кроме того, что пища их состояла в основном из рыбы, они ещё шили из рыбьей кожи верхнюю одежду, обувь, предметы домашнего обихода и даже паруса для лодок. Весьма широко рыболовство было распространено среди древних жителей низовьев Оби – предков хантов и манси.
Древние предки коми-коряков и удмуртов, жившие в Прикамье в V-III в. до н.э., судя по всему, активно занимались рыболовством. На раскопках их поселений было найдено много рыболовных крючков, гарпунов и острог... Особенно примечательна одна из находок – приспособление для ловли рыбы, имеющее форму блесны. Повидимому, это одна из самых древних, дошедших до нас, блесен. Еще в те времена ловили сомов, налимов, судаков, окуней, плотву и других рыб.
Первое произведение о рыбалке – статья “О ловлении рыб удою” – появилась в журнале “Экономический магазин” в 1780 году, а в первой половине XIX века рыболовам были предназначены лишь специальные разделы в трудах Василия Левшина “Всеобщее и полное домоводство” и “Книга для охотников” в анонимной “Карманной книжке русского баринаохотника” да две небольшие книжечки – безымянный “Опытнейший рыболов”, содержащий в себе любопытные и редкостные секреты, касающиеся до рыбной ловли всякого рода снастями и “Новатор и опытный рыболов...” Андрея Петрова, вышедшие в 1829 году. Мало кто знает, что в Европе символом рыбной ловли является не сеть, а трезубец Нептуна (Посейдона). Это не что иное, как древняя острога, которая применялась рыбаками Средиземного моря для ловли тунца. Таким образом, не сеть, а острогу считали древние греки и римляне типичным рыболовным орудием. Она была настолько важной для них, что стала символом бога моря.
Известно, что римляне устраивали конкурсы ловли рыбы, которые привлекали многочисленных участников. Любопытно и другое: македоняне в 200 г. до н. э. применяли искусственные мушки – такие же, какими мы и сейчас пользуемся при ловле нахлыстом. В “Илиаде” Гомера описана ловля на квок – ту самую снасть, с которой в наши дни охотятся на сома. Плутарх оставил рассказ о рыболовном соревновании Антония и Клеопатры.
Сохранилась картина на шёлке китайского художника Ма Юаня, относящаяся к концу XII – началу XIII века. На картине изображён рыболов на зимнем озере, в руках у него удочка с... катушкой. Найден ещё более древний рисунок – ловля удочкой в Египте за две тысячи лет до новой эры. В 1494 году испанские конкистадоры были необычайно удивлены, увидев у берегов Кубы весьма своеобразную рыбную ловлю. Вместо крючков и сетей индейцы забрасывали за борт лодки рыбу-прилипалу, к хвосту которой была привязана верёвка. В прозрачной воде было хорошо видно, как прилипала устремлялась к своей жертве и присасывалась. А рыболов вытравливал верёвку до тех пор, пока добыча не уставала, и тем подводил её к берегу. Как оказалось потом, местные жители ловили этих рыбок ещё маленькими, держали в солёной воде и подкармливали. Когда прилипалы подрастали, с ними отправлялись на ловлю крупной рыбы и черепах. Таким методом ловили и самых крупных травоядных животных – манатов. Ночью рыбак нередко ловил рыбу на свет дичков, излучавших очень сильный свет.
А известно ли вам, что язык гигантской рыбы арапаимы, обитающей в водах Амазонки, используется местными жителями как наждачная бумага. Эта рыба – современница динозавров, она обитала 135 миллионов лет назад, достигает длины трех метров и веса более ста килограммов. Мясо ее – один из самых вкусных деликатесов. К сожалению, это обстоятельство стало главной причиной, способствующей ее исчезновению. Из-за чего встречаться она стала крайне редко.
И уж мало кто знает, что во многих восточных странах к сазану сложилось особое отношение. В Японии его называли отцом всех рыб, с ним сравнивали умного человека. В Персии жило предание, что сазан – это лучший из людей и отважнейший из воинов, превращенный злыми чарами в рыбу. В других странах Востока слово “сазан” означало ласковое обращение, как у нас, например, “голубчик”, или было равноценно слову “красавец”. Служила эта рыба и своего рода мерилом ценности. Обычно говорили: это стоит столько же, сколько такое-то количество сазанов. Какая еще рыба заслужила столь почтенное обращение?!
На Дьяковском городище в Москве собрано и исследовано несколько сот рыбьих костей и, соответственно, орудий лова, попавших в культурный слой городища в интервале с V века до новой эры и по VII век нашей эры, то есть за 1200 лет. Какая же рыба водилась и ловилась в Москвереке за сотни лет до основания Москвы?
Судак, лещ, голавль, плотва, язь, жерех — “знакомые все лица”. Попадались предкам будущих москвичей и метровые щуки, и двухметровые сомы. Но если щука хорошо ловилась во все времена, то сом прежде был редким гостем в Москве-реке, а с тридцатых годов XX века совсем не попадался.
Интересно, что от V-III веков до новой эры сохранились лишь кости щуки, судака, леща и плотвы. В остальные века уловы были значительно разнообразней. В частности, найдены останки стерляди, которую в наше время в Москве-реке не видели более ста лет. Ловили здесь и тайменя, теперь в бассейне Волги он встречается лишь в притоках Камы.
Расширение ассортимента добычи в более близкое нам время объясняется главным образом совершенствованием орудий лова. Однако ни сети, ни другие орудия лова не годились, по-видимому, для добычи таких рыб, как осетровые, которые заходили в Москву-реку из Волги и Оки еще до середины XVIII века. Во всяком случае, в “рыбной” коллекции Дьякова городища их останки не обнаружены. Удачи рыболовов находятся, по поверьям, во власти водяных.
И потому в старину придерживались двух главных правил: навязывали себе нашейный крест, траву Петров крест, чтобы не “изурочилось”, то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его или первую рыбу кидали обратно в воду как дань. Идучи на ловлю, бывалый рыбак никогда не отвечал на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые рыболовы доводили свои угождения водяному хозяину до того, что бросали ему щепотки табаку (“На тебе, водяной, табаку! Давай мне рыбку.”), и с той же целью подкупа “подкуривали” снасть богородской травкой...
Интересно, соблюдает ли эти стародавние правила кто-нибудь из рыболовов нашего времени?
Оказывается, и сама рыбалка, как и рыба, полезна для человека. Вот что пишет об этом кандидат медицинских наук Юрий Миленушкин: “Начиная с того момента, когда рыболов готовится к выезду на водоем, собирая свои снасти, он переносится мысленно и чувством на место предстоящей ловли, и кончая теми часами блаженного отдыха, когда он, засыпая в постели, охвачен свежими воспоминаниями, – все это время человек находится под властью сильных и здоровых эмоций.
Велико целебное действие рыбалки. Выдающийся ученый-медик Александрович Мясников говорил, что у человека, находящегося вблизи реки, озера или пруда, пульс на 5-7 ударов меньше, частота дыхания уменьшается на 2-5 движений в минуту, а легочная вентиляция возрастает на 12-15 процентов. Происходит это потому, что вблизи водоемов температура воздуха ниже, меньше его запыленность, выше влажность.
Общеизвестно, что лечение иглоукалыванием уже многие столетия широко применяется в китайской, главным образом, в тибетской медицине. Издавна стало известно, что этот способ лечения известен и другим народам планеты. Так, готтентоты в Африке довольно широко применяют методы иглоукалывания при лечении различных кожных и инфекционных заболеваний, широко распространенных в том регионе. В отличие от китайцев, эти народы используют не металлические иглы, а изготовленные из костей рыб. Рыбная ловля много дает даже новичку.
Окончился утренний клев, сварена уха, и в часы до вечернего клева рыболов может поспать на душистом сене, погулять по лесу, набрать ягод или грибов, искупаться. Общение с природой, свежий воздух, разнообразие впечатлений – это и есть отдых, причем активный, несравнимый с “отдыхом” на диване или за карточным столом в прокуренной комнате. А стоит ли говорить о том, какая это отличная эмоциональная зарядка!
Ну, а какая рыбалка без рекордов? 14-летний Венсан Тирод и 41-летний Жан-Жак Клос – эти два француза побили мировой рекорд по продолжительности рыбной ловли. Достижение было установлено в городке Осель (департамент Дун) на тихой воде местного пруда, где рекордсмены ловили рыбу в течение 14,5 суток (348 часов). Предыдущий рекорд был также зафиксирован во Франции и равнялся 291 часу. В ходе непростого испытания Венсану и Жан-Жаку разрешалось спать лишь по два часа в сутки, однако рыбаки воспользовались этой “поблажкой” только два раза.
Невольно думается: что может быть прекраснее, чем посидеть над речкой с удочкой в руках? Однако тем жителям в Македонии, которые увлекаются рыбалкой, теперь это сделать не так-то просто. И дело не в военных действиях, которые велись на территории бывшей Югославии. Причина в том, что для получения разрешения необходимо сдать экзамен по ихтиологии. Если первые три попытки оказываются неуспешными, придется поискать другое хобби.
Как известно, рыбу ловят на живца: опарышей, червей, мух. На радость удильщикам, с недавних пор в списке экспортируемых из Кении товаров появился новый пункт. Кенийцы вывозят за границу... мух.
Раз в месяц в аэропорт доставляют контейнеры с необычным грузом. Кенийских мух отправляют в 23 страны. Рыболовы-любители охотно раскупают насекомых для наживки. Выращивают приманку для рыб на специальной фабрике. Так что и от назойливых мух бывает польза.
А что делать со старой рыболовной леской (со временем она высыхает и теряет гибкость и прочность)? Обычно рыболовы ее выбрасывают, причем часто в реку или в море. Но там леска представляет определенную опасность для животных. Фирма “Бэркли”, занимающаяся производством лесок в США, обратилась с просьбой – отдавать ненужные старые лески во вторичную переработку. С этой целью фирма разослала по магазинам спорттоваров и универмагам страны специальные ящики для сбора старой лески.
После соответствующей обработки она превращается в нейлоновые шарики, в дальнейшем расплавляемые и используемые для изготовления различных предметов: ручек для походных печей и фонарей, кольев для палаток, рукояток для рыболовных катушек.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 23(373), 2017 г.