Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Есть ли ум у рыб?

Есть ли ум у рыб?

Юрий Карпай, г. Улан-Удэ

Мои, казалось бы, безобидные слова в «Сазаньей эпопее» об отсутствии ума у рыб вызвали у одного из авторов газеты отрицательную реакцию  (Анатолий Гоголев «Сазан в холодной воде», «РКГ» № 18 за 2016 год). Что же, постараемся разобраться в спорном вопросе, равном по значимости традиционному «Есть ли жизнь на Марсе?» По крайней мере, для рыболовов. 


К любому понятию можно подойти, как минимум, с двух сторон. Относительно умственной деятельности животных, включая рыб, существует даже три подхода: антропоморфизм, бихевиоризм и третий – попытка их объединить в некий симбиоз. Приверженцы первого наделяют рыб человеческим разумом, приписывая им логическое мышление и осмысленное поведение. А сторонники бихевиоризма, отсекая полностью любые проявления ума у рыб, довольно сложные поведенческие реакции объясняют исключительно инстинктами (врождённое поведение) и рефлексами. А вот так желаемой золотой середины здесь не получится – ум или есть, или его нет, другого не дано.

Теперь нам необходимо определиться с главным понятием. Рыб обычно наделяют умом или интеллектом. Даже на житейском уровне, не вгрызаясь в гранит наук, можно понять: ум – это способность человека (и только человека!) воспринимать информацию и, перерабатывая её, прогнозировать последствия, избегая разных жизненных проблем. А интеллект – способность (на основе ума!) к познанию и обучению. Интеллект можно развивать всю свою жизнь, а с умом не получится – тут выше головы не прыгнешь, что уж дано, тому и радуйся.

Так есть ли ум у рыб? Больше всего меня поражает массовая гибель рыб в отшнуровавшихся водоёмах или при локальных заморах. Когда видишь груды мёртвой рыбы, все сомнения (есть ум у рыб или его нет) сразу пропадают. Ведь имея ум, можно предвидеть подобные опасные ситуации и избежать их. Но этого не происходит. Упростим задачу для рыб. В рыбном хозяйстве (сам свидетель) сбрасывается вода из нагульного пруда. Часть карпов уходит с потоком воды, часть остаётся в ямах, а часть стремится в верховье, на самую мель и на верную гибель. Где логика, где ум? И таких примеров алогичного поведения рыб можно привести множество. 

Вот ещё один – из собственной рыболовной практики. Последние несколько лет я рыбачу на реке Селенге в городской черте Улан-Удэ. Ловлю постоянно на одном и том же месте. Прикормка, насадка и способ ловли остаются неизменными. В уловах преобладает елец сибирский. Будь рыба умной, её реакция на моё появление должна быть такой: «Опять этот душегуб пришёл, надо разбегаться!» Но не разбегаются – уловы остаются  стабильными. Настоящая реакция рыб скорее такая: «Опять дед пришёл, сейчас каши поедим!» Здесь мы имеем дело с приваживанием, или выработкой у ельцов пищевого условного рефлекса. Нам говорят: рыбы настолько умны, что достаточно им увидеть пойманного собрата и другие не возьмут насадку. Судя по ельцовой рыбалке, такое утверждение никакой критики не выдерживает. Берут, да ещё как. 

Тему формирования условных рефлексов у рыб, именно рыболовами, можно продолжить. На Байкале существует уникальный способ ловли омуля со льда – бормашение (бормашем в Восточной Сибири называют всем известного гаммаруса). На бескрайних байкальских просторах искать омуля – бесполезное занятие, и рыболовы устраивают специальные места для ловли – так называемые «камчатки». Причём омуль вначале приваживается большим количеством бормаша (буквально мешками!), а затем, во время ловли, регулярно прикармливается. Вполне возможно, опять же с помощью бормаша, выработать у омуля пищевой условный рефлекс на луч света. Что и делается байкальскими рыболовами при рыбалке, как со льда, так и по открытой воде (ловля «на фару»). 

Вот теперь вполне созрел вопрос: да что же такое эти самые рефлексы? Основным свойством нервной системы рыб является её возбудимость – способность реагировать на вызовы окружающей среды. А их для рыб, ох как много! Ответная реакция на раздражение и есть рефлекс. Основы учения о безусловных (врождённых) и условных (приобретённых) рефлексах заложил И.П. Павлов. Кстати, первый российский нобелиат – премию получил в 1904 году «за работу по физиологии пищеварения». Условные рефлексы появляются на основе безусловных при участии центров головного мозга. В тонкие механизмы рефлекторной деятельности у рыб здесь вдаваться не будем – разговор всё-таки не об этом. 

 – Как же так, – скажет читатель, – а многочисленные опыты с рыбками в аквариумах. Разве они не свидетельствуют об уме и интеллекте рыб? Когда, к примеру, рыбки различают буквы. Некоторые исследователи, их правильнее назвать дрессировщиками, даже пытаются внести своих питомцев на страницы различных книг рекордов в номинации «Самая умная рыба». Что сказать. Да, рыбы способны обучаться. Они ведь далеко не амёбы, а высокоорганизованные позвоночные животные. Но стоит внимательно присмотреться к опытам, проанализировать их, и становится очевидным – все достижения рыб есть результат не ума, а выработки условных рефлексов.    

Подведём итоги нашему разговору. Как хотите, но за более чем 60-летнее довольно тесное общение с рыбами (как рыболова и рыбовода-биолога) никаких умственных проявлений  у «братьев наших меньших» мной не замечено. Тут поневоле станешь последователем бихевиоризма. А напоследок простейший и, как представляется, самый убедительный аргумент. Будь рыбы умными, мы их никогда бы не поймали!


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 23(349), 2016 г.