Елец по-македонски
Выбрав местом проведения отпуска город Охрид, что стоит на берегу того самого озера, мы, конечно, рассчитывали не только на прекрасные виды и достопримечательности. В планах любого нашего путешествия рыбалка всегда найдет свое место. Рыболовные снасти - это такая же неотъемлемая часть нашего багажа, как, скажем, полотенце или фотоаппарат.
Начитавшись в Интернете о богатстве озерной фауны - о знаменитой охридской форели и многочисленных видах семейства карповых, - мы, естественно, больше всего рассчитывали на спиннинговые и фидерные снасти; кто бы мог подумать, что более всего пригодится обычный поплавок?!
Вообще македонская рыбалка получилась весьма и весьма странной. Точнее, странной была наша логика и последовательность: как вам, например, тот факт, что мы весь отпуск ловили карасей, а домой привезли ельцов? Или то, что мы в поисках результативной рыбалки исходили все побережье на много километров, а нашли ее буквально в двух шагах от гостиницы? Но не буду забегать вперед и расскажу обо всех наших казусах по порядку.
Едва распаковав чемоданы, мы первым делом отправились на городскую набережную. Понадобилось немного времени, чтобы увидеть первого рыбака. Македонцы - народ чрезвычайно общительный, и рыбак с радостью готов был ответить на все наши вопросы. С помощью универсального "туристического" языка, состоящего из жестов и отдельных русских, английских и македонских фраз, мы узнали много чего для нас огорчительного. Мечты о форели рассеялись - в целях восстановления популяции вылов ее запрещен. И законы македонские рыболовы чтят строго: о водной полиции говорят с большим благоговением в голосе. Причем, самое обидное, что в кризисе популяции форели виноваты вовсе не македонцы: половина озера находится на территории Албании, и именно там браконьеры совершенно безнаказанно глушат форель динамитом.
Вторая плохая новость - в весенне-летний сезон разрешена только береговая ловля. Сорвались наши планы нанять лодку и попробовать узнать, что же скрывают в себе охридские глубины (а глубины там - о-го-го, есть впадины до 285 м).
И действительно, на всей бескрайней водной глади (а размер озера 15 на 30 км) не видно ни одной рыбацкой лодки - все они лежат днищами вверх вдоль по побережью. Но что удивительно: вода вдоль берега вся пестрит самодельными поплавками из канистр и пластиковых бутылок - бесспорными приметами сеток. Видимо, ставить сети у берега не возбраняется (ну или на это смотрят сквозь пальцы).
Посмотрев, как рыбачок достает свою поплавочку, насаживает на крючок какого-то омерзительного жука, который, как он сказал, водится в прибрежной гальке, забрасывает и подсекает какую-то мелкую серебристую рыбку (сантиметров 7 от головы до хвоста), мы, совершенно не вдохновленные этой сценой, решаем на следующий день отправиться за город в поисках рыбы "посолиднее". Обо всех наших попытках "угнаться за большой рыбой" расскажу по порядку.
Попытка 1. Марш-бросок по побережью.
Предварительно изучив карту и разведав местность, утром выступаем вдоль побережья в направлении юго-запада. Минут за двадцать пешком достигаем конца города. Судя по карте, наш путь должна пересечь речка, на которую было любопытно посмотреть. Оказалось - мутный ручей, который и речкой-то назвать язык не повернется.
Идем дальше. Голого побережья как такового нет: на берегу то база отдыха, то какое-то сельхозпредприятие, то большой трейлерный кемпинг. Наконец выходим к загородному дачному сектору: берег озера (кстати, с отличным пологим пляжем) "нарезан" на садовые участки. Находим заброшенный участок, подбираемся к озеру.
Тут же без особых проблем накопали червей, и вот, наконец, сладкий момент первого заброса. Я сооружаю донку, делаю заброс метров на десять. Рома цепляет на спиннинг вертушку.
Тишина... Пробую менять дальность и направление забросов, меняю наживку (нашла такого же жука, что использовал рыбак в городе) - результат тот же. У Ромы, правда, какая-то рыбка гоняется за вертушкой, но такая маленькая, что даже не решается схватить.
Спустя пару часов тщетных попыток к нам подходит сосед-садовод и настоятельно рекомендует переделать удочку на поплавочку и забрасывать рядом с берегом. Мы следуем его совету, и вскоре начинает клевать та же самая рыбешка, что ловил рыбак в городе. Судя по всему, и за вертушкой гонялась она же.
Мы, совершенно не заинтересованные такой "добычей", собираемся в обратный путь. В тот момент нам даже в голову не пришло поинтересоваться у человека, что же это за рыба, наши амбициозные интересы на эту мелочь не распространялись.
В следующий раз, по рекомендации местного рыбака, мы отправились из города в сторону, противоположную нашему первому марш-броску. Спустя несколько часов бродяжничества, периодических остановок и безрезультатных пробных забросов мы, замученные, натыкаемся на рыбаков, которые уже сматывают удочки. Все, говорят они, клев прошел, рыбы больше нет. Смотрим на их улов, и - ну что ты будешь делать! - опять те же "карасики".
Вообще "карасиками" мы стали называть позже, когда в промежутках между путешествиями за "большой рыбой" мы выходили на ближайшую городскую набережную и "натаскивали" на уху этой некрупной рыбешки. С вашего позволенья, характеризовать размер рыбы я буду в сантиметрах, так как умением определять вес "на глаз" никогда не отличалась.
Так вот, рыбка от 10-12 см не подходила ни под один из известных нам видов. Похожа на сорожку, но голова какая-то "голавлевая" что ли. Тот факт, что даже совсем некрупные особи уже с икрой, говорит о том, что рыба крупной в принципе не вырастает. И при этом клюет совсем "по-карасевому": водит, кладет поплавок, если и утаскивает под воду, то не вертикально, а под наклоном. Клюет на обычного червя, но и за вертушкой бегает.
Елец нам вообще не пришел в голову - нашего волжского ельчика этот нам почему-то совершенно не напомнил. О том, что это может быть именно он, мы догадались уже дома, когда нашли похожее изображение с надписью "клен". А клен, как известно, - это второе название ельца. Ну а мы решили запросто называть его "карась", плюнув на то, что и на карася он не очень-то похож.
Попытка 2. Река Черный дрин.
Не оставляя надежду поймать хищника, мы отправились в соседний городок под названием Струга (на этот раз, правда, не пешком). Стоит он в месте, где из Охридского озера вытекает речка Черный дрин. Вытекает она бурным потоком, образуя сильнейшее течение.
Первым делом мы оценили реку на наличие рыбаков: они каким-то странным образом, игнорируя саму реку, скопились у крошечных ручьев-рукавчиков и с увлечением таскают уклейку, причем такого размера, какую на нашей матушке Волге для кошки-то брать неприлично. Презрительно хмыкнув, мы отправились вниз по течению за черту города.
Выбрав место с внушающими надежду ямками, наладили снасти: Роман, как обычно, спиннинг, я начала с поплавка. Решила опробовать способ ловли, который неплохо себя зарекомендовал на лесных речках Архангельской области, а именно: насаживаешь червя, закидываешь поплавок и, не фиксируя дужку катушки, спускаешь леску, отправляя поплавок вниз по течению "в свободное плавание".
Здесь такой вариант "не прокатил". Течение реки было настолько сильным, что поплавок не "плавно уплывал", а "бешено уносился". Несколько секунд - и он за пределами видимости.
Немного помучавшись, бросаю поплавок и сооружаю донку. С трудом справляясь с течением, груз ложится на дно. Теперь другая проблема: в бурном потоке постоянно несутся куски водорослей, тут же цепляются за леску, от этого удилище постоянно в движении - если что-то и клюнет, все равно не увидишь.
У Ромы тоже результата нет: хищника не видно, в ямках, превозмогая течение, стоит только непуганая уклейка. В общем, результат этого путешествия к реке - один пескарь, случайно позарившийся на моего червя.
Окончание следует
Мария Захарова, г. Н. Новгород
Фото автора