Экстремальные рыбалки
Владимир Гречкин, г. Лиски
Фото автора
Ноябрьские заморозки сковали стоячие водоемы в нашем регионе уже в конце месяца. Дон также «стал» на тихих участках, но по фарватеру река не сдавалась наступившим холодам. Неугомонные рыбаки испытывали на прочность не окрепший донской ледок, рискуя искупаться в ледяной воде.
Экстрим для меня чужд, и поэтому я нетерпением ждал установления прочного ледового покрова на реке. Все снасти были уже давно готовы, когда начались проблемы со здоровьем. Ничто так не угнетает рыбака, как походы по врачам. Бесконечные очереди, анализы, уколы «убивают» здоровый рыбацкий дух. Знакомые рыбаки заметили мое отсутствие на реке и, стараясь поддержать, желали скорейшего выздоровления, рассказывали о небывалых уловах по перволедью.
Рыбацкая закалка победила хворь, и в начале декабря я был готов открыть зимний сезон. Тут-то в мои планы стали вмешиваться природные катаклизмы. Температурные колебания, природные осадки в виде мокрого снега и дождя пытались препятствовать моим планам.
Несмотря на слякотную оттепель в один из декабрьских дней я отправился по знакомому маршруту на Дон. Снег напитался водой, повсюду на городских улицах бежали ручьи. Под ногами хлюпает, скользко и зябко на улице. «Переплыв» через озеро Костянка прошел удачно, а там уж рукой подать до реки. Несмотря на мерзкую погоду на Дону немало любителей экстрима.
Лед «стал» удачно, не закрыв торосами уловистые места. Еще издалека замечаю знакомую фигуру Владимира, бывшего военного подводника. У него отличный нюх на бирючьи места. Возле лунки уже копошится с десяток приличных бирюков. Владимир рад мне и предлагает занять одну из своих уловистых лунок. Зимняя ловля бирюка на Дону для многих горожан и гостей города является азартным увлечением.
Однажды, «покатав» шарики на реке, навсегда остаешься приверженцем подобной рыбалки. Затраты на приобретение снастей для ловли бирюка незначительны. Удильник длиной 70 сантиметров, катушка, основная леска 0,20 - 0,25 мм, шарик от 10 до 14 гр. (в зависимости от течения), поводок длиной 50 - 60 см из лески диаметром 0,12 - 0,14 мм, крючок с длинным цевьем.
Навык ловли на подобную снасть появляется не сразу, но на реке любой «бирючатник» всегда готов поделиться секретами подобной рыбалки. Глубокой осенью с лодок на подобную снасть довольно-таки успешно ловят белую рыбу, бирюка. Ловят бирюка также на стоячие снасти, но зачастую на «поставушки» бирюк так глубоко заглатывает мотыля, что приходится проводить хирургические операции по извлечению крючков. В протяжку пучеглазая, колючая рыба ловится чаще всего за губу. Да и сам процесс ловли предполагает движение, а это немаловажно в холодную пору.
«Зимние квартиры» бирюка не так-то просто найти на Дону. Не везде в зимой можно поймать эту деликатесную колючую рыбку. К примеру, на моей малой родине, в 50 километрах от города, бирюк ловится только по открытой воде. Причиной тому является отсутствие зимовальных ям для царской рыбки. В черте города имеется несколько глубоководных участков, где скапливается носарь. Местные рыбаки хорошо знают их расположение, и с наступлением холодов сотни любителей подледного лова стремятся к этим местам.
Владимир безошибочно определяет наиболее перспективные места, так как летом рыбачит здесь с лодки. Пока я готовился к рыбалке, Владимир продолжал таскать колючих красавцев, попутно наставляя меня чаще менять мотыля.
«Привередливый в этом сезоне стал бирюк, подавай ему только свеженькую насадку». Первая протяжка, и сразу же ощущаю приятную тяжесть на крючке. Вот он, первый зимний бирюк! Забавно растопырив колючки, выпучив глаза, он с удивлением созерцает мир людей. Уколы бирючьих шипов очень болезненны, и никогда не стоит забывать о колючей защите донского бирюка. Несколько таких неприятных уколов могут испортить настроение.
«Пригладив перья», снимаю красавца с крючка и оставляю у рыбацкого ящика. Глубина в месте лова не меньше пяти метров, и течение переменчиво. Четырнадцатиграммовый шарик иной раз легко уносит течением, и порой с трудом удается стравить два, три метра лески.
Бирюк клюет азартно, не замечая слякотную промозглую погоду, порывистый западный ветер. Возле рыболовного ящика копошатся десятка полтора донских бирючков, но обогнать «профи» Владимира мне так и не удается. За первую «мокрую» рыбалку я поймал более четырех десятков носарей.
После первого выхода на лед прошло несколько дней. Рыбалка манит. Вновь собираюсь навестить проверенные места. Утренняя температура «за бортом» поначалу меня озадачила. Все термометры замерли на отметке - 25. Такой перепад температур не сулил ничего хорошего, но настрой на рыбалку был решительный. Жена недовольно бурчала, напоминая мне о хорошем хозяине и его собаке, которые в такую погоду предпочитают быть дома. Из дома исчезаю быстро и только на улице понимаю, что отступать некуда.
От крепкого мороза потрескивают деревья, серебристый иней забавно украшает деревья. Мороз легко пробирается под теплую рыбацкую одежду. На месте рыбалки замечаю всего лишь одного рыбака, да вдалеке виднеются еще несколько «пингвинов». Многих рыбаков-«бирючатников» знаю в лицо, но этот рыбак мне не знаком.
Оказывается, он приехал издалека и ловит бирюка на червя. Несколько стограммовых носарей подтверждают правильность выбора насадки. Ранее в этих местах бирюк на червя не клевал, и местные рыбаки смирились с этим обстоятельством, перестали заготавливать червей на зиму. Приезжий рыбак ловит на стоячие снасти, а на таком морозе без палатки на подобные снасти ловить проблематично.
Согреваюсь, пробурив несколько лунок. Первая протяжка, и сразу же вытаскиваю крупного носаря. Лунка обмерзает быстро, и приходится часто удалять шугу. Переходя от лунки к лунке, вытаскиваю еще несколько крупных бирюков. Мороз щиплет щеки, мотыль мерзнет «на лету», замерзает катушка, но азарт побеждает холод.
Бирюк стоит под лункой, и не приходится стравливать много лески. Шарик падает на дно, отпускаю пару метров лески, протяжка в нарастающем темпе. При отрыве шарика ото дна происходит уверенная поклевка. Ловятся только бирючихи. Они гораздо крупнее самцов.
Спустя несколько часов на льду появляются еще несколько экстремалов. Причем один рыбак подошел ко мне, поинтересовался уловом, постоял пять минут и, посетовав на сильный мороз, ретировался с реки. К обеду мороз несколько ослаб, но и бирюк перестал клевать. Безуспешная смена места ловли, бурение новых лунок не приносили желаемого эффекта.
Рыба явно почувствовала перемену погоды. К вечеру мороз ослаб, и пошел снег. Утром вновь решил отправиться на рыбалку. Жена ушла на работу, а телевизор с его устрашающими новостями порядком уж поднадоел. За окном кружились снежинки, температура была комфортной.
Стоило мне выйти за пределы теплой квартиры, сразу же понял, что нынешняя рыбалка также станет экстремальной. Усилилась метель на полпути к месту рыбалки. Дул пронзительный западный ветер, хлопьями летел снег. Рыбаки не привыкли отступать. Вновь на Дону было не больше десятка рыбаков. Встретил вчерашнего знакомца. Он успел уже несмотря на ранний час поймать несколько бирюков на червя. Две лунки, две удочки на протяжку.
Поочередно подергиваю снасти. Носарь берет насадку вновь под самой лункой. Бирюк клюет только на свежего мотыля, причем на крючок нанизываю по четыре, пять рубиновых личинок. Сравниваю все мои экстремальные рыбалки и прихожу к выводу, что лучше уж слякоть, чем пронизывающий западный ветер и снегопад.
Рыбаки на Дону «продержались» до обеда. Мне удалось в непогоду поймать десяток крупных бирюков весом по сто граммов каждый. С трудом сумел добраться по снежной целине до дома.
На следующий день погода вновь изменилась. Похоже, нынешний рыбацкий сезон будет экстремальным.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 1(351), 2017 г.