Еду я на родину
Пятнадцать часов на поезде - и наконец моя станция "Котлас - Южный". С радостью встретили меня близкие: тесть и друг детства Сергей. Пять часов пути на машине за разговорами пролетели незаметно. И вот мы в родном поселке Кодима. Здесь нет ни асфальта, ни каменных домов, ни суеты, только свежий воздух, от которого голова идет кругом, чистая вода, незнакомая с отходами производства, родные люди, с нетерпением ожидавшие меня.
С вечера обсудили с Серегой маршрут рыбалки. Новость о большой воде после двухнедельных дождей нас не испугала. В этих заповедных местах в любом случае без рыбы не останешься.
Попарившись в деревенской баньке и поужинав, лег спать. Впечатления от событий, не только прошедших, но и предстоящих, не давали заснуть.
На рассвете собрали снасти, провизию, теплые вещи и отправились в путь. На машине проехали вглубь леса километров двадцать пять. Дальше - только пешком.
Вышли из машины, оглянулись по сторонам - красота! Перед нами только сосновый бор и бесконечная озерная гладь. Это Девятинские озера. Кстати, понятия не имею, почему они так называются. Всего озер одиннадцать (а не девять, как можно было бы предположить). Выстроены они в своеобразную цепь и соединены между собой протоками. А вода черная и пахнет болотом.
По заросшей лесной дорожке мы прошли километров семь. Перед нами стояла задача перебраться на другой берег этой "цепи". Соорудив мостик через протоку между седьмым и восьмым озерами, я легко пробежал по нему. Оглянувшись назад, не смог сдержать улыбку: Серега, нагруженный рюкзаком и собственным весом в неполный центнер, пытается "грациозно" преодолеть это нехитрое препятствие.
Пройдя по просеке километра три, мы оказались на "трассе". Так у нас называется дорога, предназначенная для вывозки леса. Она привела нас к заброшенной деревне Баранихе. До девяностых годов здесь жили "живичники" - люди, зарабатывающие на добыче смолы.
Рядом с деревней протекает бурная извилистая речушка с крутыми берегами и темной водой. Называется речка Нюгмас. В ней всегда было полно хариуса, щуки, налима, ельца, язя и еще много чего. И с каждым годом рыбы все больше, никто и ничто не мешает ей расти и размножаться. Здесь мы запланировали порыбачить на обратном пути.
В деревне уцелели четыре дома. Только один из них пригоден для жилья, остальные стоят пустые и заросшие. Изредка в деревушке появляются местные охотники и рыбаки, поэтому в жилом доме есть все необходимое: дрова в сенях, мебель, кухонная утварь, продукты первой необходимости. Тут мы и решили сделать привал. Попили чаю, отдохнули и двинулись дальше.
Преодолев еще километра четыре, мы оказались на Речных озерах - цепи из шести водоемов. В Заднем и Черном озере вода очень темная. Здесь преобладают окунь, лещ, налим, язь, щука, сорога, плотва. Последняя достигает веса в килограмм, и очень уж ей по вкусу березовый короед. Другие виды с удовольствием нападают на обычного червя.
В остальных четырех озерах вода прозрачная, с песчаного берега видны стаи мелких окуней, снующих взад-вперед.
На Заднем озере мы и решили начать рыбалку. После обеда наконец занялись делом. В первую очередь поймали живца для жерлиц. Сереге первому удалось подцепить небольшую плотву на червя. В конечном итоге было установлено семь жерлиц.
Перейдя на ту сторону озера, мы нашли глубокую заводь. Здесь водится крупный черный окунь весом до 500-600 граммов. Спустя три минуты я поймал на окуневый глаз довольно крупную особь.
Серега ловил на червя. Наконец и ему улыбнулась удача в виде небольшого налима граммов на триста.
Погода начала портиться: небо затянуло тучами, заморосил дождь. Мы поспешили проверить жерлицы. К сожалению, щуке сегодня повезло.
Изрядно промокнув, отправились к рыбацкой избушке, что стоит на озере Долгом. Растопив печь, собрали белых грибов и брусники для морса. Этого добра в наших лесах хватает. Поваром сегодня был Серега. Очень он меня порадовал наваристой ухой и жареными грибочками. До одиннадцати вечера продолжалась наша трапеза за разговорами о детстве, совместных выездах на рыбалку, просто о жизни.
А проснулся я в пять часов. Моросил мелкий дождь. Приготовив завтрак, разбудил друга.
Теперь наша цель - озеро Черное, что в километре от избушки. Добрались до озера, встали в метрах пяти друг от друга, закинули удочки. Мой поплавок тут же повело влево, а потом он вовсе исчез под водой. Результат - мелкий окунь, которого я тут же отпустил обратно.
Клевало хорошо. Азарт разыгрался неимоверный. Я и Серега каждые две-три минуты вытаскивали окуней разных калибров: мелких отпускали, крупных складывали на берегу.
Удачно порыбачив до полудня, вернулись на Заднее озеро. На двух жерлицах живцы были сбиты. Щуке опять повезло. Насадив новых живцов, вновь закинули удочки. И совсем скоро тишину нарушил радостный возглас Сергея. На его крючке был довольно крупный окунь, пытавшийся всеми силами оказаться вновь в своей родной стихии.
В итоге только на этом озере мы поймали килограммов пять крупных окуней. Вот только щука была неактивна, что очень нас расстраивало.
Вечером у избушки, пока Серега занимался ужином, я взял спиннинг и вышел на берег. К моему удивлению, уже первая проводка была удачной. Небольшая щучка стала моим самым желанным трофеем сегодня. Все последующие попытки, увы, результата не принесли.
Поужинав, мы просто свалились с ног от усталости.
В семь часов утра собрали вещи и покинули эти живописные озера - нас ждал хариус. Отдохнувшие и веселые, мы приближались к речке Нюгмас. Неплохо бы позвонить родным - успокоить, мол, живы-здоровы, знаю ведь, волнуются. Да только места здесь глухие - телефон не работает. Попробовал залезть на дерево, получилось: есть связь.
К девяти часам подошли к речке. Погода разыгралась замечательная: выглянуло теплое солнце, птичьи трели на все голоса еще больше подняли настроение.
Противоположный берег реки был не таким заросшим, и мы решили перебраться туда. Сухая повалившаяся ель послужила нам мостом. Я шел впереди и обрубал сухие ветки, Серега за мной.
Мой друг решил рыбачить на удочку, а я закинул спиннинг с вращающейся блесной почти к противоположному берегу. За счет быстрого течения блесна быстро крутится и почти стоит на месте. Я лишь изредка подтаскиваю ее.
Вдруг чувствую настойчивые толчки, но без успеха. Закинул еще раз, секунд десять - и хариус резко схватил блесну. Началась долгожданная борьба! Моя будущая добыча сопротивлялась до последнего, виляя в разные стороны и высоко выпрыгивая из воды. Красавец! Светло-малиновая спинка и пятнистые бока сверкают на солнце. С немалыми усилиями подведя его к берегу, вытаскиваю из воды. На вид граммов триста.
В это время года темнеет в наших местах рано, а до дома путь неблизкий, но мы решили сделать еще несколько попыток. На крутом повороте реки Серега вновь закинул удочку. И не успел глазом моргнуть - поплавок резко потащило в глубину. Удочка согнулась в дугу, и вот уже в воздухе извивается очередной хариус. Серега вне себя от радости.
Пару блесен я потерял: то за траву зацепится, а то и вовсе на противоположном берегу застрянет. Решил продвинуться за следующий поворот речки, остановился рядом с упавшей в воду березой. Тут же перекат и небольшая ямка - излюбленное место хариуса. Только закинул спиннинг - резкий рывок. Попался!
Время шло, а нам так не хотелось покидать эти места. Вот бы остаться здесь на недельку-две и забыть обо всем. Но нужно возвращаться домой.
Настроение замечательное! Честно говоря, мы не очень надеялись поймать хариуса по такой высокой воде, но удача не отвернулась от нас! Уже начинало темнеть, когда мы добрались до дома.
Недолгий отпуск пролетел, еду домой с гостинцами, рыбой и бурными впечатлениями. Уже совсем скоро я вернусь сюда на зимнюю рыбалку, которая меня привлекает еще больше, и об этом путешествии я тоже обязательно вам расскажу.
Сергей Булыгин, г. Н. Новгород
Фото автора