Дятлова привада
Николай Красильников, г. Москва
Для деревьев тоже выпадают неблагоприятные годы.
В то лето на берегах широкой и светловато-зеленой Аксу - вода в середине августа отстоялась – много деревьев высохло. Это были тал, тополь, ива, изредка яблоня-дичок. Вроде бы воды вдосталь, а вот, поди же…
Выходит, дело не в воде, а в жучках-короедах или в других вредителях.
Сижу я как-то под зыбучей тенью тала, где «вопль лягв и молчь тишины», комары-толкунчики столбиком висят над зарослями роголистника и кубышки, за поплавком наблюдаю. Тишина и прохлада от воды. И вдруг до моего слуха донеслось дробное: тук-тук-тук! Отчетливо так.
Через некоторый промежуток времени барабанная дробь повторилась. Любопытно стало: кто же это?
Глянул вправо и замер от удивления: шагах в десяти от меня на высыхающем тополе белогрудый и в шапочке… дятел-желна.
Редкая птица в наших краях.
Уперся тугим хвостом о ствол, и - тук-тук-тук! Мелкая труха осыпается веером в воду.
– Молодец! – подумал я. - Первым прилетел на помощь к зеленым друзьям. И откуда узнал, что они больны?
Дятел еще поработал минуты три-четыре и улетел.
И тут возле тополя на кривую орясину уселся медно-сизый зимородок. Большеголовый, с острым клювом. Стал высматривать верховок, пескарей, плотвиц… Посидел-посидел и - плюх! - в струи. Вынырнул с рыбешкой в клюве. Снова сел на присаду, отряхнулся. Оглянулся по сторонам. Рыбешка ярко так сверкает, словно блесна! - спружинил с места и полетел, виляя вдоль зеленоватого коридора к обрыву, где находилось его гнездо.
Я бы, наверное, не обратил особого внимания на зимородка, если бы и в другой раз не наблюдал подобную картину. На место, где работал дятел, обязательно прилетал зимородок. Что его там привлекало? Любопытство само привело меня к тополю. В полусгнившей коре дерева в корье и гнили, которую называют еще заболонью, копошились какие-то жучки, насекомые… И тут до меня дошло, что притягивало туда птицу.
Ведь со всей этой трухой в воду сеялась привада из жучков и насекомых. Они-то и манили стайки рыб. А зимородку только того и надо!
Отныне и я стал рыбачить возле дятловой привады. И не безуспешно. Кукан мой всегда украшали чуть больше ладони плотвицы. Первое время мне было стыдно: не отбираю ли я рыбу, предназначавшуюся зимородку? И решил, что нет: я брал только те мне экземпляры, которые все равно были не по «клюву» птице.