Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Двое в лодках, не считая Джерома Клапки Джерома

Двое в лодках, не считая Джерома Клапки Джерома

409-52-1.jpg(По Узоле от Ковернино до Волги)

Дмитрий Соколов


Главное достоинство нашей книги - это не ее литературный стиль и даже не изобилие содержащихся в ней разного рода полезных сведений, а ее правдивость. Страницы этой книги представляют собой беспристрастный отчет о действительно происходивших событиях.

Джером К. Джером

Для чего человек уходит от родного порога в края, где раньше никогда не бывал? Что гонит его, что им руководит? Зачем так пытливо вглядывается он в каждый новый поворот реки? Ожидает чуда? Рассчитывает на Откровение? Хочет ли он просто сменить обстановку или совершенно ясно представляет, что живет не так, как нужно, постоянно ищет свое место в жизни? Утверждает мужское начало или тянется к созерцанию Природы? Подвергает себя лишениям, чтобы потом в комфорте и уюте собственного жилища полнее наслаждаться благами цивилизации? Ищет в себе новые грани? 

Все эти вопросы задаются после путешествия, когда препятствия преодолены, пороги пройдены, костры залиты, и мы подводим итоги и намечаем новые маршруты. В процессе же подготовки задаваться вечными вопросами и рефлексировать некогда, потому что подготовка к путешествию сама по себе -  неотъемлемая его часть.

 

Джордж сказал:

- Давайте махнем на лодке вверх по реке.

Он сказал, что нам будут обеспечены свежий воздух, физический труд и душевный покой; непрерывная смена пейзажей займет наш ум; а здоровая усталость будет способствовать возбуждению аппетита и улучшит сон.

Джером К. Джером

Нет, мы не были настолько наивны, насколько были наивны герои бессмертного романа английского писателя. "Пилить" вверх по течению? Надрываться, срывая в кровь ладони, не имея возможности, отдавшись на волю течения, отдыхать? Превратить отдых в тяжкий труд? Зачем? 

Нижегородцы знают, что главная улица города - пешеходная Покровка - идет под уклон от площади Горького до площади Минина. Чем объяснить любовь земляков идти в гору - мне совершенно непонятно, но многие именно так и поступают: идут от памятника Козьме к памятнику Максиму, а не наоборот. Впрочем, для женщин я усматриваю некоторое объяснение: на каблуках легче идти именно вверх, а не вниз. Но ведь кроме красивых женщин на высоких каблуках вверх идут и дети, и мужчины, и подростки, у которых проблема обуви не стоит так остро...

В общем, мы с Владом решили не усложнять себе жизнь и в прямом смысле этих слов плыть по течению. Иной требовательный читатель уже может не читать дальнейшего повествования, назвав нас слабаками, но, надеюсь, найдутся и такие, что осилят сей труд до конца, вместе с нами испытав все прелести путешествия по малой реке Нижегородчины.

Узола. Всего 120 километров по Ковернинскому и Городецкому району. Речка-невеличка, в иных местах не более 15 метров шириной, в чьем названии угадывается что-то таежное, древнее, давно забытое, но до конца не утерянное.

На самом деле название реке люди дали оттого, что и возле ее истока, в дремучих Романовских болотах, и возле устья - у Никола-Погоста, были найдены залежи соли. "У соли" трансформировалось в "Узолу", а "узловатость" реки здесь совершенно (так, во всяком случае, нам трактует наука) ни при чем.

409-52-2.jpgВыбирали реку для путешествия довольно долго, ведь она должна была удовлетворять сразу нескольким требованиям. Пошли методом исключения.

Волга? На ней проходит основная масса наших рыбалок, а ведь хотелось чего-то нового. Ока? По ней путешествовали год назад, и, честно, особых восторгов тот поход не вызвал: массовое браконьерство и отсутствие рыбы не способствовали созданию приятного впечатления. Ветлуга? Это уже река скорее для водно-моторного похода, который мы когда-нибудь, живы будем, совершим. Линда (переводящаяся с марийского как "необжитая, безлюдная") теперь слишком населена - никакой романтики. Теша - в ней когда-то давно водилась даже форель - теперь совершенно обезрыблена. Сундовик - совсем уж несерьезно. Керженец - вдоль и поперек (скорее - все-таки вдоль) исхожен байдарочниками - никаких откровений и открытий....

Так добрались мы до Узолы и поняли, что всем нашим требованиям она в целом удовлетворяет. Знали бы мы, какой сюрприз готовит река, были бы еще более избирательны. Но поскольку человеку свойственно лишь предполагать...

 

Мы собрались опять на следующий вечер, чтобы окончательно обсудить наши планы. Гаррис сказал:

- Прежде всего, мы должны договориться о том, что брать с собой.

Джером К. Джером

Мы договорились, что выбор маршрута и приготовления к походу - уже часть путешествия, при грамотном подходе способные сами по себе доставить удовольствие. Или проблемы. Тут уж каждый выбирает для себя сам. 

Мы не хотели создавать себе проблем, потому с легкостью безусых юнцов отказались от массы ненужных вещей. Однако и вещей, на наш взгляд, абсолютно необходимых набралось достаточно много. Палатка, целлофановая пленка, пара надувных матрасов, два котелка, топор, болотные сапоги и дождевики, да еще продукты, да снасти...

Свой арсенал я решил ограничить легким спиннингом и набором приманок к нему, но Влад - рыболов-универсал - кроме спиннинга взял еще и поплавочную удочку со всеми полагающимися прибамбасами и насадками-прикормками. В дальнейшем мы не раз скажем этой снасти спасибо: в условиях нашего путешествия она оказалась гораздо добычливей спиннинга.

Безусловно, спиннинг сейчас - самый популярный вид рыбной ловли, но забывать о дедовской поплавочке никак нельзя. Я знаю многих знаменитых спортсменов-спиннингистов, которые время от времени "изменяют" любимому оружию и, отдыхая, с огромным удовольствием ловят с поплавком. Да и сам я грешен: по весне, когда другие рыболовные забавы недоступны, балуюсь поплавочной удочкой, завороженно глядя на яркую, качающуюся от прикосновений рыбы антенну поплавка...


Публиковать ли продолжение этого очерка, зависит от вас, читатель. Если отзывы об этом материале будут положительными - продолжим, а если нет - напишем что-то еще...