Ловля фидером в списке моих рыболовных пристрастий занимает далеко не первое место. Безмотылка и балансир зимой, в мае и начале июня люблю половить уклейку и карася на маховую удочку, а дальше спиннинг, спиннинг, спиннинг… пока снова лед не встанет. Это, конечно, не значит, что я совсем не знаком с английской донкой и не ловлю на нее. Просто бывает это крайне редко – не каждый сезон. А в этом году, видимо, звезды встали нужным образом – ну там, знаете, Марс в Рыбах или Луна в Водолее…Словом, получилось несколько полноценных фидерных поездок, о двух из которых я и хочу рассказать в этой статье.
Эпизод первый. Лещ и плотва
6 мая, Волга, Смирино. Место довольно популярное у фидерменов Заволжья, Балахны, да и среди нижегородцев тоже. Про него я много раз слышал и читал, но посещать не доводилось. Летом чаще всего ловлю на просторах Чебоксарки в районе Фокино и Разнежья, зимой – на Горьковском море. И там, и там – километры воды между берегами. Здесь же, выше Балахны, Волга показалась непривычно узкой. Несмотря на наш ранний приезд и будний день, на берегу оказалось многолюдно. К счастью, для нас нашлось место, где мы могли вполне комфортно порыбачить втроем, не мешая друг другу. Авторы нашего журнала, известные нижегородские рыболовы Игорь Арутюнов и Алексей Быков, составившие компанию в этой поездке, расположились справа и слева от меня. Четвертого участника, Михаила Князева, сейчас чаще можно увидеть с видеокамерой в руках, чем с удочкой, и в этот раз он отказался от ловли в пользу съемок.
В то время пока я, не торопясь, раскладывал снасти и замешивал прикормку, Игорь и Алексей успели поймать несколько хороших плотвиц и подлещиков. Со второго заброса тоже ловлю хорошую пищевую сорожку. Клюет, но много пустых поклевок – «подергунчиков»: несколько касаний, и рыба бросает насадку. Замена поводка на более длинный, около метра, улучшает реализацию, и в садке прибывает. Однако раздачи нет, рыба берет подходами.
Здесь нужно рассказать о специфике акватории. Во-первых, место довольно мелкое. Даже весной, в половодье, глубина на максимальной дистанции, куда мы можем сделать заброс, не превышает 2–2,5 метра, а летом – еще мельче. Дно практически ровное, без коряг, ярко выраженных бровок и ям. Позже мы «пробивали» место с помощью эхолота – типичная «гребенка» с перепадами глубины 20–30 сантиметров, не больше. Во-вторых, клев зависит от уровня воды, который, в свою очередь, зависит от работы находящейся в десятке километров выше по течению Нижегородской ГЭС. Около 9 утра энергетики открывают шандоры – и начинается подъем воды, достигающий максимального уровня после обеда. Колебание значительное, днем мне пришлось переставлять кресло, разложенное первоначально метрах в двух от уреза. С подъемом воды увеличивается течение, и, что самое приятное, улучшается клев. Как правило, пик клева приходится на время максимального подъема воды. Соответственно, течению приходится менять используемые кормушки. Если утром хватало 70-граммового «хамелеона», то днем пришлось ставить уже 100 г, и это не предел, бывают, нужны и более массивные кормушки. Ну, и снасти требуются им под стать – класса «хэви».
Мои коллеги ловили вперемешку подлещиков и плотву с преобладанием последней, у меня же долгое время клевала только плотва. Наконец, характерная поклевка – и первый подлещик отправляется в садок. Хорошая рыбка, граммов около восьмисот. Следом еще один, и еще. На прикормочное пятно встала стая, и фидер порой не успевает простоять и пяти секунд, как следует очередная поклевка. Все реализовать не получается, но штук пять кряду поймал, самый большой – около килограмма. После чего стая свалила, и на ее место снова подошла плотва. Ближе к вечеру решил разложить маховую семиметровую удочку и погонять поплавок. Надел неопреновый забродный костюм и полез в воду. За час поймал несколько плотвиц и уклеек. Думаю, результат мог быть значительно лучше, будь у меня стационарная кормушка-сетка, набитая кашей и сухарями. Этот момент взял на заметку. Надеюсь, как-нибудь в будущем приехать сюда только с маховой удочкой и целенаправленно половить впроводку.
Около шести вечера стали собираться домой. Садок, скажу я вам, достал из воды с трудом. Вроде бы, бешеного клева и не было, однако за день накопилось прилично. С погодой нам повезло. Было очень комфортно, солнечно, тепло, но не жарко; присутствовал легкий ветерок, и комаров еще нет, да и рыбка поклевывала в течение всего дня. В общем, редкое стечение обстоятельств, когда придраться ну абсолютно не к чему. Игорь сказал напоследок: «Такой и должна быть весенняя рыбалка!» – и я с ним полностью согласен.
Эпизод второй. Карась
Несколько лет назад в нашем журнале выходила статья Алексея Быкова, посвященная ловле крупного карася на Горьковском водохранилище. В мае-июне эта рыба начинает ловиться по правому берегу нашего моря в районе дамбы. В удачный день есть шансы поймать довольно много, и размер впечатляющий – 600–700 граммов, периодически попадаются экземпляры около кило и даже выше. Помню, что эта тема меня зацепила. Каждый год весной я ловлю карасей на маховую удочку, обычно на небольших прудах и озерах. Размер добычи там, как правило, не выдающийся. Даже и на относительно большом пруду, например, в Инютино, карась в 200–300 граммов считается неплохим, а в полкило и выше – уже трофейным. Конечно, присутствовало желание потаскать рыбу в несколько раз крупнее, которое удалось реализовать в этом году. В двадцатых числах мая позвонил Алексей и пригласил на совместную вылазку за «морским» карасем. По его информации, карась уже активизировался и неплохо клюет.
26 мая в начале третьего утра мы раскладывали снасти на небольшом пляже у так называемой Урковской горы, в самом конце дамбы, идущей от Заволжья в сторону Чкаловска. Хорошо, когда есть опытный проводник, это повышает вероятность успеха. К тому же Алексей был здесь накануне и несколько карасей поймал. Михаил в этот раз решил заниматься не только съемками, и тоже захватил с собой фидер. Некоторое (впрочем, весьма непродолжительное) время компанию нам троим составляли лишь соловей да вылетевшие комары, но вскоре стали подтягиваться и другие рыболовы, и свободных мест на пляже практически не осталось. Характеристика места: протяженная отмель с глубиной на максимальном выбросе около 1,2–1,5 метров и отсутствием течения. Естественно, вода здесь прогревается быстрее, и это привлекает теплолюбивого карася.
Реализованную поклевку пришлось ждать около двух часов, счет открыл Алексей. Потом и я вытащил своего карася. С непривычки оценил его граммов в 400. (Позже домашнее взвешивание показало, что самый маленький из пойманных мной в тот день потянул на 650.)
А дальше долгое время на зависть окружающим было соло одного актера – Леша вытаскивал бронзовых красавцев с завидной регулярностью, причем в одном экземпляре было явно не меньше килограмма. Я, конечно, порадовался за товарища, но и самому хотелось не просто быть свидетелем чужого триумфа. Пришлось разбираться в причинах и пытаться исправить ситуацию. Рыба стояла довольно далеко, Алексей ловил 14-футовым (420 см) «хэвиком», я же своим более коротким (390 см) фидером, судя по всему, немного до карася не добрасывал. К тому же выяснилось, что карась охотнее берет наживку на длинном поводке, с коротким – много пустых контактов. Прикормка (в порядке эксперимента кормили из одного ведра) и наживка (пучок червей) у нас была одинаковая, оснастка – очень похожая. Поводок я, естественно, заменил на более длинный, около 90 см. Проблему с дистанцией решил, немного заходя в воду и максимально вкладываясь в заброс – и дело наладилось. Рыбалку закончили около 11 утра, поклевки к этому времени еще продолжались, хотя и промежуток между ними увеличился. В итоге Лешу я, конечно, не догнал, но некоторое количество упитанных «морских» карасей поймать все же удалось. Как говорят, «норму выполнил», что для первого раза вполне можно считать достойным результатом.