Две недели на Приполярном Урале
Комфорт и север - понятия не слишком совместимые. Уж больно неустойчива погода на подступах к полярному кругу, где летняя дата на календаре отнюдь не гарантирует солнца на небосклоне и тем более жары, что стала такой привычной для нас, жителей средней полосы. В свою первую поездку на Урал два с половиной года назад мы с другом об этом не задумывались. Быть может, именно поэтому все прошло без сучка и задоринки. Солнце палило, рыба клевала, ветер был только попутный и порой разгонял наши лодки до 12 км/ч. А мы... мы все равно остались немного недовольны, попав под влияние собственных завышенных ожиданий.
На следующий год, когда я понял, что щука "за десятку" - не главное, было уже не до щук. Северная холодина, штормовые волны навстречу, пронизывающий до костей ветер и до трусов дождь. В общем, все тридцать три заполярных удовольствия в одном флаконе. Но основное, что довелось испытать, - это чувство полного удовлетворения от того, что все трудности в конце концов были преодолены, а дух - не сломлен. Еще в копилке итогов того путешествия - бесконечная, по-детски восторженная влюбленность в просторы разноцветной тундры Ямала и огромное желание повторить поход.
Каждый раз на этапе подготовки к сплаву труднее всего оказывается сколотить команду единомышленников. Помимо желания, должны совпасть еще и возможности: время отпусков, свободная наличность в кармане, причем не только на вечно недостающее снаряжение, но и на поезда, гостиницы, продукты, сувениры... Совсем хорошо, если совпадает географический аспект, и дружная команда туристов отправляется в путешествие из одной точки, тем самым значительно упрощая все манипуляции с багажом.
Дорожные зарисовки
Как уже может догадаться читатель из длинного вступления, на сей раз географический аспект подкачал. Время и пространство разделили нашу группу на две части. А вот багажа было больше обычного. Двухместная каркасно-надувная байдарка "Варзуга", лодка "Скиф", забитые под завязку рюкзаки на 120 и 60 литров, мешок с провизией - главным образом, с овощами и прочими витаминными полезностями. Отдельного упоминания заслуживает дорожная сумка внушительных габаритов, из-за которой у меня как-то давно возник спор с проводником. Похожий на домового из сказок, седой и строгий, поначалу он отказался пускать меня в вагон, всем своим видом показывая незыблемость установленных им порядков. Дело чуть было не дошло до измерительных процедур, но потерявшаяся рулетка спасла положение. Впрочем, пристальной "заботой" вагоновожатого тогда я был обеспечен на всю дорогу.
Помимо перечисленного, в отсеке плацкартного вагона поезда "Нижний Новгород - Воркута" разместились еще две вещи, менее объемные, но не менее значимые - тубус с тремя спиннингами и гитара. Согласитесь, многовато для двоих - меня и хрупкой, но отважной девушки Оли, в свои двадцать три бывалой туристки, дополнительно взвалившей на хрупкие же плечи обязанности походного врача. Хорошо хоть ехать без пересадки.
Инта. Небольшой город на северо-востоке Коми с населением в тридцать с хвостиком тысяч человек. Выйдя через две недели с маршрута, мы проведем здесь несколько дней. И лучшим впечатлением, помимо знакомства с замечательными людьми - художниками-пейзажистами Юрой и Любой Бойковыми, картины которых теперь висят у меня на стене, - станет посещение местного краеведческого музея. Никогда не считал себя любителем музеев и не был их завсегдатаем, но данное образовательно-познавательное заведение в Инте с удовольствием посещу снова, если представится такая возможность. И всем, кто хочет узнать, что, например, росомаха - огромный и страшный зверь, способный влегкую загрызть оленя или даже молодого лося, взглянуть в глаза этому самому несчастному оленю, полюбоваться внушительной коллекцией разноцветных минералов комяцкого края, окунуться в его историю - тоже очень рекомендую.
На ближайшие семь часов интинский вокзал становится нашим пристанищем. Ждем остальных участников группы - в количестве четырех человек они держат путь из солнечного Курска. Ощущаем себя в туристической Мекке, коей в конце июля является любой железнодорожный вокзал на Урале. Повсюду рюкзаки и их обладатели, в характерной outdoor-экипировке и приподнятом настроении. За вокзальной площадью - автобусы-вахтовки, снующие туда-сюда и готовые в любой момент умчать туриста навстречу его мечте. Вот она, жизнь! И, как это всегда бывает, время ожидания за разговорами проносится незаметно...
Степан и его отец - из Перми. Тоже Урал, живописный, но слишком "домашний", поэтому приехали сюда, покорять наивысшую вершину - гору Народную. В прошлом году прошли нашим маршрутом, поэтому расспрашиваю их про рыбалку. Ответ ожидаемый: щуки в реке нет, только хариус, да и тот ловится лишь на мушки, начисто игнорируя спиннинговое "железо". И вообще, людей - много, рыбы - мало.
Оля не самый искушенный рыболов, но чувством азарта обладает в нужной степени. Поэтому узнав, что мушек, без которых ухи нам не видать как своих ушей, в моем арсенале отродясь не бывало, она решительно вознамеривается отправить меня в ближайший рыболовный магазин. Однако предыдущие поездки научили не слишком-то доверять полученным вестям с водоемов, тем более годичной давности. Почему-то кажется, что при должном упорстве будет и щука - не зря же взял с собой крупные воблеры. И блесны, на которые делаю основную ставку, в ловле хариуса себя еще покажут.
Все в сборе
Любая погрузочно-разгрузочная операция, если в ней участвуют туристы и задействован поезд дальнего следования, - это, прежде всего, суматоха и спешка. Дальнейшие события могли отдаленно напоминать арену боевых действий: летящие откуда-то сверху рюкзаки и сумки (с той лишь разницей, что их нужно было ловить), скорее для порядка, чем по необходимости сопровождаемые возгласами "Пр-р-ринимай!" и "Побер-р-регись!". Заключительным снарядом стал ярко-красный металлический короб. Как впоследствии оказалось, очень универсальная и полезная в походе вещь, на которой можно сидеть, устраивать стол для перекуса, да и просто хранить ценные продукты, не опасаясь грызунов и прочих уральских хищников.
Среди мелькающих лиц одно знакомое, женское. Со Светой, не раз бывавшей в Карелии в байдарочных походах, мне уже довелось сплавляться по малой реке Курской губернии. Два других члена группы, Вадим и Михаил - рыболовы со стажем и по совместительству начинающие путешественники. И еще один, самый громкий участник мероприятия - сын Михаила девятилетний Андрей. Итого - шестеро.
Выясняется, что прямо сейчас выдвинуться на маршрут мы не можем, так как Свете нужно посетить стоматолога. Девушки уезжают в город, а остальные решают продолжить знакомство в ближайшем парке. И когда речь идет не просто о туристах, но еще и рыболовах, то очевидно, что сплачивающим коллектив занятием становится копание червей!
В процессе узнаю, что, во-первых, Михаил и Вадим - очень общительные и интересные люди. А также целеустремленные, готовые для достижения результата перелопатить подручными средствами гору строительного мусора. Во-вторых, что Андрей - фанат питерского "Зенита", в частности, и всего футбола вообще. Особенно эта его любовь проявилась к футбольным игровым симуляторам на мобильном телефоне, который, к нашему большому облегчению, почти сразу же разрядился. Ну и, в-третьих, что "вечная мерзлота островного характера", где мы сейчас, червям помехой не является. А значит, можно будет попытаться поймать налима. Вот только, как показывает личный опыт, главное препятствие - обычно не отсутствие наживки, а присутствие лени, которая уже дважды в походах рубила эту затею на корню.
С возвращением девушек наконец-то загружаемся в УРАЛ-вахтовку. Заброску на окрестные реки осуществляет друг всех туристов в Инте - индивидуальный предприниматель Коковкин Геннадий Иванович. Спасибо ему за отличную организацию и адекватную цену вопроса, а водителю - за доставку в точности туда, куда нужно. Четыре часа ухабистой дороги по тундре и лесотундре - и вот мы на берегу реки, на большой, продуваемой ветром галечной косе.
Продолжение следует.
Дмитрий Куксин, г. Н. Новгород
Фото автора
На следующий год, когда я понял, что щука "за десятку" - не главное, было уже не до щук. Северная холодина, штормовые волны навстречу, пронизывающий до костей ветер и до трусов дождь. В общем, все тридцать три заполярных удовольствия в одном флаконе. Но основное, что довелось испытать, - это чувство полного удовлетворения от того, что все трудности в конце концов были преодолены, а дух - не сломлен. Еще в копилке итогов того путешествия - бесконечная, по-детски восторженная влюбленность в просторы разноцветной тундры Ямала и огромное желание повторить поход.
Каждый раз на этапе подготовки к сплаву труднее всего оказывается сколотить команду единомышленников. Помимо желания, должны совпасть еще и возможности: время отпусков, свободная наличность в кармане, причем не только на вечно недостающее снаряжение, но и на поезда, гостиницы, продукты, сувениры... Совсем хорошо, если совпадает географический аспект, и дружная команда туристов отправляется в путешествие из одной точки, тем самым значительно упрощая все манипуляции с багажом.
Дорожные зарисовки
Как уже может догадаться читатель из длинного вступления, на сей раз географический аспект подкачал. Время и пространство разделили нашу группу на две части. А вот багажа было больше обычного. Двухместная каркасно-надувная байдарка "Варзуга", лодка "Скиф", забитые под завязку рюкзаки на 120 и 60 литров, мешок с провизией - главным образом, с овощами и прочими витаминными полезностями. Отдельного упоминания заслуживает дорожная сумка внушительных габаритов, из-за которой у меня как-то давно возник спор с проводником. Похожий на домового из сказок, седой и строгий, поначалу он отказался пускать меня в вагон, всем своим видом показывая незыблемость установленных им порядков. Дело чуть было не дошло до измерительных процедур, но потерявшаяся рулетка спасла положение. Впрочем, пристальной "заботой" вагоновожатого тогда я был обеспечен на всю дорогу.
Помимо перечисленного, в отсеке плацкартного вагона поезда "Нижний Новгород - Воркута" разместились еще две вещи, менее объемные, но не менее значимые - тубус с тремя спиннингами и гитара. Согласитесь, многовато для двоих - меня и хрупкой, но отважной девушки Оли, в свои двадцать три бывалой туристки, дополнительно взвалившей на хрупкие же плечи обязанности походного врача. Хорошо хоть ехать без пересадки.
Инта. Небольшой город на северо-востоке Коми с населением в тридцать с хвостиком тысяч человек. Выйдя через две недели с маршрута, мы проведем здесь несколько дней. И лучшим впечатлением, помимо знакомства с замечательными людьми - художниками-пейзажистами Юрой и Любой Бойковыми, картины которых теперь висят у меня на стене, - станет посещение местного краеведческого музея. Никогда не считал себя любителем музеев и не был их завсегдатаем, но данное образовательно-познавательное заведение в Инте с удовольствием посещу снова, если представится такая возможность. И всем, кто хочет узнать, что, например, росомаха - огромный и страшный зверь, способный влегкую загрызть оленя или даже молодого лося, взглянуть в глаза этому самому несчастному оленю, полюбоваться внушительной коллекцией разноцветных минералов комяцкого края, окунуться в его историю - тоже очень рекомендую.
На ближайшие семь часов интинский вокзал становится нашим пристанищем. Ждем остальных участников группы - в количестве четырех человек они держат путь из солнечного Курска. Ощущаем себя в туристической Мекке, коей в конце июля является любой железнодорожный вокзал на Урале. Повсюду рюкзаки и их обладатели, в характерной outdoor-экипировке и приподнятом настроении. За вокзальной площадью - автобусы-вахтовки, снующие туда-сюда и готовые в любой момент умчать туриста навстречу его мечте. Вот она, жизнь! И, как это всегда бывает, время ожидания за разговорами проносится незаметно...
Степан и его отец - из Перми. Тоже Урал, живописный, но слишком "домашний", поэтому приехали сюда, покорять наивысшую вершину - гору Народную. В прошлом году прошли нашим маршрутом, поэтому расспрашиваю их про рыбалку. Ответ ожидаемый: щуки в реке нет, только хариус, да и тот ловится лишь на мушки, начисто игнорируя спиннинговое "железо". И вообще, людей - много, рыбы - мало.
Оля не самый искушенный рыболов, но чувством азарта обладает в нужной степени. Поэтому узнав, что мушек, без которых ухи нам не видать как своих ушей, в моем арсенале отродясь не бывало, она решительно вознамеривается отправить меня в ближайший рыболовный магазин. Однако предыдущие поездки научили не слишком-то доверять полученным вестям с водоемов, тем более годичной давности. Почему-то кажется, что при должном упорстве будет и щука - не зря же взял с собой крупные воблеры. И блесны, на которые делаю основную ставку, в ловле хариуса себя еще покажут.
Все в сборе
Любая погрузочно-разгрузочная операция, если в ней участвуют туристы и задействован поезд дальнего следования, - это, прежде всего, суматоха и спешка. Дальнейшие события могли отдаленно напоминать арену боевых действий: летящие откуда-то сверху рюкзаки и сумки (с той лишь разницей, что их нужно было ловить), скорее для порядка, чем по необходимости сопровождаемые возгласами "Пр-р-ринимай!" и "Побер-р-регись!". Заключительным снарядом стал ярко-красный металлический короб. Как впоследствии оказалось, очень универсальная и полезная в походе вещь, на которой можно сидеть, устраивать стол для перекуса, да и просто хранить ценные продукты, не опасаясь грызунов и прочих уральских хищников.
Среди мелькающих лиц одно знакомое, женское. Со Светой, не раз бывавшей в Карелии в байдарочных походах, мне уже довелось сплавляться по малой реке Курской губернии. Два других члена группы, Вадим и Михаил - рыболовы со стажем и по совместительству начинающие путешественники. И еще один, самый громкий участник мероприятия - сын Михаила девятилетний Андрей. Итого - шестеро.
Выясняется, что прямо сейчас выдвинуться на маршрут мы не можем, так как Свете нужно посетить стоматолога. Девушки уезжают в город, а остальные решают продолжить знакомство в ближайшем парке. И когда речь идет не просто о туристах, но еще и рыболовах, то очевидно, что сплачивающим коллектив занятием становится копание червей!
В процессе узнаю, что, во-первых, Михаил и Вадим - очень общительные и интересные люди. А также целеустремленные, готовые для достижения результата перелопатить подручными средствами гору строительного мусора. Во-вторых, что Андрей - фанат питерского "Зенита", в частности, и всего футбола вообще. Особенно эта его любовь проявилась к футбольным игровым симуляторам на мобильном телефоне, который, к нашему большому облегчению, почти сразу же разрядился. Ну и, в-третьих, что "вечная мерзлота островного характера", где мы сейчас, червям помехой не является. А значит, можно будет попытаться поймать налима. Вот только, как показывает личный опыт, главное препятствие - обычно не отсутствие наживки, а присутствие лени, которая уже дважды в походах рубила эту затею на корню.
С возвращением девушек наконец-то загружаемся в УРАЛ-вахтовку. Заброску на окрестные реки осуществляет друг всех туристов в Инте - индивидуальный предприниматель Коковкин Геннадий Иванович. Спасибо ему за отличную организацию и адекватную цену вопроса, а водителю - за доставку в точности туда, куда нужно. Четыре часа ухабистой дороги по тундре и лесотундре - и вот мы на берегу реки, на большой, продуваемой ветром галечной косе.
Продолжение следует.
Дмитрий Куксин, г. Н. Новгород
Фото автора