Два рыбака и волшебные палочки
Виталий Волков, Волгоградская обл.
Фото автора
Кажется, что зимы в этом году вовсе и не было. Пришла она как всегда поздно, а закончилась неожиданно рано. Ни снегами не успела порадовать, ни морозами попугать. Но нам, рыболовам, не бывает худа без добра. И вот, достав из кладовки заскучавшие без дела «волшебные палочки», мы с Настей спешим открыть сезон поплавочной ловли.
Волшебными палочками, как читатели успели догадаться, мы называем наши поплавочные удочки. Только вот что в них волшебного?..
Это история долгая. Решив обновить свои поплавочные удилища, пару лет назад мы присмотрели в магазинах эти изделия. Удочки семиметровой длины показались нам удобными и легкими, к тому же цена привлекала своей доступностью. А потому мы решились на покупку.
Но уже первая рыбалка с приобретенными удилищами показала, что не все так гладко. На поверку удилища оказались тяжеловатыми и плохо управляемыми. А вокруг скользящих пропускных колец, что были надеты на вершинки для более равномерного распределения нагрузки, постоянно запутывалась леска.
Там мы и мучались до прошлой осени, пока нас не пригласили на любительские соревнования по ловле карпа с лодок поплавочными удочками. В конце этого состязания, которое оказалось для нас бесславным, с удилищами случился казус: вершинки заклинили и перестали складываться. Настойчивые попытки вернуть удочкам длину, пригодную для транспортировки, привели к поломке обеих вершинок…
Помотавшись по магазинам, я попытался найти замену. Но мне сказали, что привезти такие вершинки могут только под заказ и стоить они будут как раз половину цены нового удилища. Поколебавшись, мы с Настей решили, что рыбачить удочками можно и без верхних колен. И не прогадали!
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло! Укороченные удочки стали более легкими и управляемыми, а если и потеряли в чувствительности, то совсем незначительно. По крайней мере, ловить ими стало гораздо удобнее и приятнее. А потому мы так ждали начала весны, чтобы вновь оказаться на водоеме с нашими «волшебными палочками».
…И пока снасти собирали, и пока катили на застоявшихся за зиму велосипедах по просохшим лесным дорожкам, все думали: а вскрылись ли уже ото льда наши пойменные озера? Выяснить это наверняка перед рыбалкой не удалось, поэтому едем наобум.
К несказанной радости, любимое и часто посещаемое нами озеро Гутариха приветливо отражало в воде ясное безоблачное небо. Выбрали на берегу привлекательное местечко, прикормили и забросили снасти. Но, проскучав больше часа, увидели лишь несколько поклевок и поймали одну небольшую плотвичку. К тому же раздувшийся боковой ветер стал мешать забросам. А потому место ловли мы благоразумно решили сменить, благо, небольших озер в округе достаточно.
Однако оказалось, что ближайший к Гутарихе водоемчик, где можно было порыбачить, еще спит подо льдом. И мы крутим педали еще немного дальше, туда, где вытекающий из Гутарихи ручей впадает в другое озеро, побольше размером и поглубже.
На небольшом песчаном пятачке, который в месте впадения в озеро намыл ручей, сразу замечаем с полсотни мелких рыбешек. При нашем приближении они не стали скрываться в глубине, а почему-то дружной стайкой бросились вверх по ручью. Но, поняв свою оплошность, скоро повернули обратно.
Каждую весну, когда излишки воды вытекают из Гутарихи, в месте впадения ручья скапливаются стаи уклейки, которые собирают приносимый течением корм. Эта рыбешка часто радует по весне отменным клевом, к тому же попадаются порой довольно крупные экземпляры. Вот ее мы и собираемся половить!
Место очень удобно тем, что берег здесь высокий и хорошо защищает от ветра. Уклейка хоть и жадная до еды, но довольно осторожная. А потому, чтобы заинтересовать рыбешек и притупить их бдительность, мы кидаем в воду пару горстей размоченного белого хлеба. Такая незамысловатая прикормка дает белесую аппетитную муть и долго держится в толще воды, привлекая голодную уклейку со всей округи.
Рыбешка, действительно, не заставила себя долго ждать. Уже скоро Настя ловит первую уклейку на опарыша. Я пробую рыбачить на кусочек навозного червя, но дела идут намного хуже, чем у Насти. Почему-то обходит сегодня вниманием уклейка эту наживку. Возможно, опарыш потому ей нравится больше, что подвижные личинки привлекают рыбку дополнительным шевелением.
Ловля идет практически из-под ног, а потому семиметровыми удилищами, хоть они и были укорочены почти на метр, лишившись вершинок, рыбачить не совсем удобно. Но на то и волшебные палочки, что их можно легко превратить из шестиметровых удилищ в пятиметровые, сложив и заклинив по одному колену. Кусочек проволоки и две минуты времени всего потрачено на эту процедуру, но зато рыбалка пошла динамичнее и веселее, да и рука устает гораздо меньше.
Небольшое наше ведерко быстро наполняется живым весенним серебром. Мы не забываем время от времени подбрасывать горсти мокрого хлеба, и уклейка начинает клевать без перерывов. Вместе с нею изредка попадаются небольшие красноперки и плотвички, а еще голавлики и жерешки с указательный палец, которых мы тут же отпускаем на волю.
А уклейка влетает иной раз такая, что диву даешься. На всю длину моей немаленькой ладони, с толстой спинкой и телом в форме остро заточенного ножа. Но, скорее всего, это гибрид с плотвой или красноперкой. На наших озерах, в которых много разной рыбы, такие непонятные по видовой принадлежности рыбешки встречаются часто. Поймаешь иной раз и вертишь долго в руках, разглядывая: то ли это плотва попалась, то ли густера, то ли уклейка крупная вымахала…
Под нашими ногами одним концом на берегу, другим - в воде, лежит бревно. И видно, уклейка нашла под ним хорошее укрытие. Потому что, если подбросить поплавок к бревну, то поклевка следовала незамедлительно, и попадались самые крупные, калиброванные рыбки.
А еще заметили, что когда порывом ветра с прибрежных деревьев срывает прошлогодние сережки и они падают в воду в месте нашей рыбалки, клев уклейки улучшается, как после новой порции прикорма. Видно, такая у этой поверхностной рыбешки врожденная реакция, когда падающий сверху корм резко пробуждает аппетит и азарт.
Одного насаженного на крючок опарыша хватает на десяток поклевок, а потом безжизненную высосанную кожицу приходится менять. Чтобы было меньше холостых поклевок, мы приноровились насаживать опарыша по-хитрому. Сначала протыкаем личинку с толстой стороны, потом, подвинув ее на цевье и изловчившись, нанизываем на жало крючка другой, тонкий конец опарыша (примерно так надевают мотыля зимой при слабом клеве, когда рыба щиплет личинку за край, не заглатывая крючок). При таком способе насаживания опарыш не вытекает, и уклейка уже не треплет безнаказанно свободный край наживки, а берет ее уверенно, взаглот.
Мы сидим на стульчиках и все машем и машем нашими волшебными палочками, наполняя уклейками ведерко. Незамысловатая такая рыбалка, но после зимы она доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие, когда есть удочка, берег озера, теплое солнышко в небе, и кажется, что большего и не надо человеку для счастья…
А уклейка все клюет и клюет, и после обеда ее клев становится только злее. Так бы и сидели до вечера, да пора уже и честь знать. Ведь весь сегодняшний улов нам еще предстоит обработать и приготовить…
Впрочем, с тремя килограммами уклейки мы с Настей расправились очень быстро: почистили и выпотрошили нежных рыбок, отрезали головы и хвосты да слегка присолили. Потом выложили ровными рядами на решетку в коптильню и обработали горячим дымом минут двадцать, строго следя за тем, чтобы рыбешки лишь приобрели слегка золотистый цвет, но ни в коем случае не пересохли.
Подкопченных таким образом уклеек мы уложили слоями в глубокую сковороду, добавили туда же пару листиков лаврушки и десяток горошин душистого перца. Сверху залили растительным маслом так, чтобы оно слегка прикрывало рыбу.
На очень медленном огне уклейка томилась часа три, не меньше. За это время кости ее полностью размягчились, и получились у нас такие замечательные по вкусу шпроты, которых никогда не купишь в магазине. Потому что пойманный и самостоятельно приготовленный улов бесценен!