Два рога, а не бык, шесть ног без копыт
Дмитрий Макунин, Владимрская обл.
Внешность речного рака настолько резко отличается от вида всех других водных обитателей, что это не могло не привлечь внимания людей, давным-давно заинтересовавшихся тайнами этого диковинного существа, издавна окруженного множеством мифов и легенд.
Прежде всего, человека поражали необычные и весьма своеобразные способы передвижения рака, что нашло свое отражение в соответствующих пословицах и поговорках: «Как ни учи рака ходить прямо – ничего не выйдет»; «Криво рак выступает, да иначе не знает»; «Пятится, как рак». Однако-то, что раки передвигаются только задом наперед, верно лишь отчасти. Обычно рак ходит, как и все другие животные, –вперед, выставив клешни, и только в случае опасности он начинает пятиться назад, прикрывая свой отход выставленными клешнями. А вот всплывая, рак меняет стиль и, ударив быстро подгибаемым под себя расправленным хвостовым веером, пускается вплавь задним концом тела вперед.
Не остались без внимания и до сих пор широко используются в разговорной речи и названия некоторых рачьих органов, отличающихся, как известно, неповторимым своеобразием. К примеру, если у человека большие навыкате глаза, то у него «глаза, как у рака», или «рачьи глаза». У речного рака имеются две пары усов (антенн), несущих на себе органы осязания, причем первая отличается значительной длиной, а потому и у человека с большими и длинными усами – «усы, как у рака». Четвертые грудные ноги этих водных обитателей преобразованы в хватательные органы, вооруженные на конце мощной клешней, отсюда и пословица: «Куда конь с копытом, туда и рак с клешней».
Издавна считается, что раки обитают вдоль берега и их легко можно набрать в большом количестве, лишь просто пройдя по мелководью. Отсюда и известная поговорка: Стал, как рак, на мели; и давно вошедшее в русский язык выражение «давить раков», то есть «плавать, идти судном по мелям». Это утверждение верно, но не совсем. Дело в том, что на мелководье можно найти лишь небольших по размерам раков, да к тому же физически слабых и с минимальным количеством мяса. А вот настоящая мужская закуска к пиву – крупные, сильные и вкусные раки, которые предпочитают жить на глубинах до трех метров, оставляя опасное мелководье маленьким и слабым. Причем, это относится к обоим видам речных раков, обитающих в Европейской части России, – благородному, или широкопалому (Astacus astacus) и узкопалому речному раку (А. leptodactylus), кстати, последний вид встречается чаще и постепенно вытесняет благородного рака из первоначальных мест обитания.
Держатся они около крутых и обрывистых берегов рек и озер. При этом широкопалый рак предпочитает водоемы с грунтом, пригодным для строительства нор-углублений длиной от 7 до 35 см, с шириной входа 4-18 см и высотой 2-16 см. При этом каждый рак занимает обычно отдельную нору и охраняет ее. Узкопалые же раки предпочитают использовать естественные укрытия: под корягами, среди размытых корней или под камнями.
Широкопалый рак в течение дня сидит в выжидательной или оборонительной позе в норе, сложив клешни перед входом в нее. Но что интересно, во время сильной грозы с громом и молниями широкопалые раки покидают норы и быстро ползают по дну.
Широкопалые раки, в отличие от узкопалых, которые активны и в светлое время суток, становятся более активным лишь с наступлением сумерек, они выходят из нор, плавают и ползают по дну и энергично питаются, скапливаясь вокруг лакомой добычи в больших количествах. При этом соблюдается особый порядок потребления пищи: молодые раки покидают добычу при приближении старых особей. Вот почему в ловушку с приманкой, в которую попал старый рак, молодые раки не входят.
Давно известно, что раки не избегают трупов или останков животных и даже гниющей пищи, запах которой весьма их привлекает. Так что не всегда люди едят раков, случается и наоборот. Эта особенность питания раков даже вошла в пословицы и поговорки: «Пошел ко дну, раков ловить»; «Чтоб тебя рак съел!». Можно вспомнить в этой связи и пушкинского «Утопленника»:
«…Все в нем страшно онемело, Опустились руки вниз, И в распухнувшее тело Раки черные впились…»
Еще в старину рыболовы стали отмечать, что некоторые особенности клёва напрямую зависят от определенных природных явлений, к примеру: «Много раков – к хорошему улову рыбы». А наблюдая и примечая некоторые особенности поведения различных водных обитателей, в том числе и раков, наши предки на протяжении многих веков без каких-либо сложных научных приборов, могли довольно точно предсказывать предстоящую погоду: «Раки на берег выходят – к ненастью».
То, что раки в вареном виде краснеют, также не прошло мимо внимания людей: «Когда рак черен – он куслив и задорен, а когда красен – никому не опасен»; «Горе одного только рака красит»; «Покраснел, как рак». Однако причина этого явления была установлена сравнительно недавно. Оказывается, все дело в особом составе панциря рака, содержащего каротиноиды.
Раков издавна употребляли в пищу, и среди знатных сословий они пользовались необычайной популярностью, и считались изысканной пищей для гурманов. К примеру, в XVI столетии в Швеции был даже издан королевский указ, предписывающий крестьянам в обязательном порядке ловить раков и доставлять их к королевскому столу, но, самим есть раков при этом, строго-настрого запрещалось. И каких только блюд из раков ни готовили повара для услады знатных гурманов: от просто отварных с различными специями раков до знаменитого ракового супа.
А вот у простого народа речные раки поначалу были не очень популярны из-за своего «маломясия», и именно к ним относилось в своем первоначальном значении известное выражение «Ни рыба, ни мясо», а также: «Курица не птица, а рак не рыба»; «Рак не рыба, а собака не скот»; «Не рыба в рыбах рак»; «Рак, что орехи: чем больше ешь, тем больше остается»; «Поколе наешься раков, потоль проголодаешься». И ели раков вовсе не как деликатес, что произошло позднее, а скорее от безысходности, когда на столе совсем было пусто, отсюда, кстати, и поговорка, что «На безрыбье и рак рыба».
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(334)