Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Два рейда

Два рейда


Дмитрий Соколов 

Наша река широка, как Ока  

С разницей в неделю (29 мая и 5 июня) поучаствовал в двух рейдах Нижегородского отдела рыбоохраны. Один из них проходил на Оке в Навашинском районе, второй – на Волге в Лысковском. Там и там – своя специфика, о которой я сегодня и расскажу.   

Два рейда

Если читать подзаголовок без пауз, получится “какака” – в школе это был такой тест на внимательность. На самом деле Ока – не слишком широкая река. По крайней мере для тех, кто привык рыбачить в районе Васильсурска или в устье Ветлуги. Но река серьезная. А по заверениям ихтиологов – более биопродуктивная, чем Волга. Поюжней течет, пораньше вскрывается, поздней под лед встает – все это позволяет лучше размножаться различным насекомым, ну а где пища – там и рыба. Рыбы, по словам местного государственного инспектора Владимира Елисова (на третьей фотографии репортажа), в реке еще много. Но в этом году сильно не прибудет – половодья практически не было, так что широкая окская пойма осталась не залитой, и туда не смогла зайти рыба. Нерестилась в затонах – длинных и довольно узких окских заливах. У берега наблюдали микроскопических мальков-сеголетков: значит, какие-то виды все же смогли отнереститься и по крайне низкой воде. 

Почти сразу со старта зашли в Навашинский затон, похвалившийся перед нами двумя новыми мощными сухогрузами. Сделать-то их наши корабелы сделали, а вот вывести из затона не могут – опять же вредит низкий уровень, приходится выход из затона углублять. Осмотрев затон и не увидев ничего для нас интересного, возвращаемся в русло и продвигаемся вверх по течению. 

Два рейда

В Досчатом перехватываем двух браконьеров на ботнике. В лодке вещдок – сеть, так что нарушители и не думают отпираться, подписывают два протокола. Ставными сетями на Оке промышляют мало, в основном “плавят” – ловят плавной сетью или “уголком”. И работа окского рыбнадзора по своей специфике отличается от волжского варианта: компактный катер Владимира идет на скорости 40-45 км в час, инспектор то и дело осматривает просторы в бинокль, и если заметил что-то интересное, катер может полететь и 70 км в час, не оставив шансов браконьерам “смыться”. 

Кстати, акватория близ Досчатого мне, спиннингисту, очень понравилась: островки, каменные гряды, течение – здесь точно живет “белый хищник”: язь, голавль и жерех. К сожалению, запрет на спиннинг и на Оке длится до 10 июня, а хорошо бы до 1.06, тогда до открытия официального сезона на Волге можно было бы половить на Оке или ее серьезном притоке Теша… размечтался я, да? 

Два рейда

Идем выше, по узкой, с быстрым течением, протоке – тоже хорошее место для рыбалки. Скоро здесь будет чем заняться. На берегу протоки – международный детский лагерь “Лазурный”. Еще выше – поселок Шиморское. У берега лодка на якоре, местный житель ловит на поплавок. На поплавочку ловить в запрет можно, но только с берега, так что делаем замечание – рыболов не спорит. Сразу за поселком – судоремонтный завод. К сожалению, почти бездействующий – никак не найдет себе толкового хозяина. Доходим до границы Нижегородской и Владимирской областей, разворачиваемся и уходим вниз. 

Проходим место недавнего старта, любуемся (ну, я по крайне мере) многочисленными церквями старинного Мурома. Справа по курсу – Велетьменский затон, осматриваем его на предмет сетей – чисто. Еще чуть ниже – устье Теши. В приток не заходим, Владимир говорит, что слишком мелко, да и нарушителей там практически никогда не бывает. 

Два рейда

По левому берегу Оки – еще один приток – Ушна. Еще выше – большое село Благовещенское. Еще выше справа – большой Ефановский затон. Этот затон довольно популярен у наших рыболовов зимой. А вот летом почти никто не ловит – на реке, видимо, веселей. Фидер, поплавок, спиннинг – все на реке. А вот на подпуска в Навашинском и соседних районах почему-то не ловят, нет такой традиции, как в Павлово. Ну и хорошо – не надо отвыкать, ведь стационарные подпуска с этого года на Оке запрещены. 

Забрасываем-таки “торпеду” в воду: старший госинспектор Дмитрий Зуйков (на первой фотографии репортажа) держит шнур со снарядом-тральщиком, Владимир ведет плавсредство вдоль поднимающейся береговой растительности. Сетей нет. Принимаем решение возвращаться на базу. 

ВОЛГА И КЕРЖЕНЕЦ 

Утром 5 июня с Дмитрием едем в Лысково, где нас встречает госинспектор Алексей Сизов (на фото в катере и на фото с линем). Грузимся в его плавсредство и с правого волжского берега уходим под левый, а там – в устье Керженца. 


Два рейда

Наблюдаем двух спиннингистов на лодке под мотором – не дождались окончания запрета, открылись на неделю пораньше. Я их очень даже понимаю, самого потряхивает от одного вида водномоторной техники, но у инспекторов – другая работа и другое понимание вопроса, так что неспешно составляются протоколы. Кстати, у рыболов-любителей были опасения, что по новым правилам инспекторы будут “лютовать”, придираться к любой мелочи и “штрафовать за всё”, однако по факту протоколов в этот двухмесячник было составлено меньше, чем в прошлые годы, цифры см. ниже. Но вот когда на катере с мотором по нерестовой зоне да со спиннингами – тут да, никуда не денешься. Хорошо хоть без рыбы в лодке, цифры “ущерба” за каждый хвост с этого года просто космические: судака в нерест поймал – порядка семи тысяч рублей за один хвост отдай – у некоторых столько или чуть больше весь спиннинговый комплект стоит… 

Уходим вверх по Керженцу. Алексей удивляет: по его словам, низкий уровень воды весной для этих мест – благо, а не беда. Гораздо хуже, когда воды много, а потом ее резко сбрасывают. Тогда не только икра на кустах остается, но и многочисленная молодь – в “отшнуровавшихся” от реки лужах: Алексей руками переносил до 80 щурят из такой вот “ловушки”. А в этом году, говорит, все в порядке: вода хорошо прогрелась, травы на мелководье полно, так что рыба вполне удачно отнерестилась – его слова подтверждаются стайками микроскопического малька. 

Два рейда

Заходим в озеро Цинковое, через которое протекает Керженец. Видим первую сеть с крупной (80 мм) ячейкой. В этой рыбы нет. 

А вот в следующей есть, причем уже тухлая. Поставить сеть и бросить ее, это мягко говоря, извращение – догадайтесь сами, какое. Таких брошенных сетей встретилось нам в этот день с десяток. Но и “свежие” встречались. В сетях лини, густера, плотва, жерешки, несколько раков с икрой под хвостами... 

Два рейда

В первом часу дня, подняв на борт десяток сетей, уходим из Керженца и, миновав легендарный Макарий, попадаем в просторный залив Середыш. Там поднимаем несколько свежих сетей с линями. Даем рыбе свободу, признаем рейд вполне успешным и уходим на базу. 

Два рейда


В заключение репортажа озвучу цифры, предоставленные Нижегородским отделом Московско-Окского управления Росрыболовства: 

За нерестовый период отделом проведено 500 самостоятельных рейдов, 182 совместных рейда. Возбуждено 12 уголовных дел. Составлено 299 административных протоколов. Изъята 731 сеть общей длиной 47, 395 км. Изъято 14 плавсредств.  

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ • №4 (75) ИЮЛЬ-АВГУСТ 2019