«Душман» – мигрант
Михаил Гольдреер г. Волжский Волгоградская обл.
Фото автора
Как-то, будучи по своим вопросам у друзей в Волгоградском НИИ озёрного и речного хозяйства, обратил внимание, что в одном из кафельных бассейнов энергично плавает стая упитанных сероватых рыбин. Приглядевшись, я узнал в них серебряных карасей, которые сейчас буквально заполоняют все: речные и озёрные водоёмы нашей области.
Рыбной ловлей я увлекаюсь и занимаюсь чуть ли не с пелёнок, поэтому отлично помню, как в наших местах буквально до середины 70-х годов этих карасей не было видно вообще. Единично они начали ловиться в пойме, Ахтубе и Волге в конце 70-х годов, но уже к началу 80-х стали самой частой добычей рыболовов, хоть удочкой, хоть сетями. То есть рост численности серебряного карася был просто взрывной! Это заметили и удивились все. Серебряного карася обозвали "душманом" и "гибридом", поползли какие-то диковинные мифы о его возникновении и происхождении... Естественно, что когда я увидел этих рыбин в НИИ, то не мог не заинтересоваться, для чего они тут и получил исчерпывающие ответы, от которых у меня "глаза на лоб полезли"!
Ныне эти караси-"душманы" составляют треть всей рыбной биомассы, но не только в нашей области, а по всей Европе с Сибирью вплоть до Дальнего Востока! И везде этот "взрыв" произошёл одновременно, то есть в конце 70-х, начале 80-х гг. прошлого века. Сейчас этот феномен активно изучают ихтиологи многих стран, делясь друг с другом накопленной информацией. И вот какая история вопроса открылась...
Единично присутствие серебряных карасей отмечалось в водоёмах России и Европы ещё в 19-м веке. Об этом у нас писал и Сабанеев в своих "Трудах по рыболовству". В 20-м веке ихтиологи отмечали, что в имеющихся популяциях серебряного карася на европейской территории нет равновесия между полами, то есть либо почти одни самки, либо одни самцы, что резко мешает размножению и росту численности вида. В тоже время выяснилось, что икру серебряного карася способны активировать при нересте молоки любых карповых рыб, от леща и карпа до пескаря и вьюна включительно. Активирование, это когда мальки выводятся, но не наследуют отцовских признаков. Только иногда серебряные караси всё-таки смешиваются с карпами, порождая карп-карасей. Они довольно часты в бассейне Дона, а ещё я эту помесь наблюдал в одном озере Краснинского района Смоленской области, где работал в студенческом стройотряде в августе 1974 года. Глава местного колхоза захотел развести в этом заросшем водорослями водоёме карпов. Закупили и выпустили мальков, а потом отказались от этой идеи, карпы приживались плохо, не окупали затрат. В озере издавна водилось немного серебряных карасей, они смешались с подросшими карпиками, и мы открыли для себя, что если часов в пять утра сесть с удочкой на берегу, то на распаренный горох можно за час-полтора добыть два-три "оковалка" от 1 до 2-х кило весом, отличный "приварок" на ужин для всей бригады. Казалось бы, активирование икры могло помочь росту популяции серебряного карася, но при этом опять же выводились либо почти одни самки, либо одни самцы, к тому же серебряный карась имеет привычку метать икру регулярно и постоянно в течение всего тёплого времени года, а остальные карповые нерестятся только по весне, поэтому основная часть икры карасей пропадала безрезультатно.
В конце первой половины 20-го века и на период до начала 60-х годов между Китаем и Советским Союзом установилось самое тесное взаимодействие во множестве сфер. Именно тогда русские ихтиологи обратили внимание, что в Китае самая востребованная и многочисленная рыба – серебряный карась. Она водилась во всех водоёмах, а во многих местах разводилась специально. Неприхотливый, всеядный, выносливый к перевозке, зимним заморам и промерзаниям прудов, к загрязнению воды серебряный карась в Китае – аналог свиньи, ибо при регулярном кормлении быстро нагуливал вес, а корм его был совсем дёшев и имелся в изобилии, это любые пищевые отходы и остатки в измельчённом виде, либо всякие черви и личинки из этих сгнивших отходов. На советской территории нормальная и мощная популяция серебряного карася имелась только в бассейне реки Амур, пограничной с Китаем.
И вот, начиная с 1948 года, амурскими карасями начали интенсивно зарыблять рыбоводные пруды от Урала до Подмосковья. Дело шло неплохо, караси план по валу давали, вот только спрос на них был не слишком высок, вкус посредственный и костей столько, что выбирать замучаешься. Общественные столовые вообще отказывались брать серебряного карася. Иногда запруды рыбоводных водоёмов размывались, или случались наводнения, благодаря чему часть амурских мигрантов вырывалась на волю. А в стаях таких беглецов соотношение между самцами и самками было, между прочим, в норме...
Так оно всё и шло ни шатко, ни валко до начала 80-х годов, и вдруг взрыв, серебряный карась за кратчайший период "оккупировал" всю Евразию. Хотя в Западной Европе, в отличие от нас, его даже и не собирались культивировать, вообще за еду не считали!
И тут ихтиологам пришлось вспомнить, что в Китае серебряный карась не только предмет дешёвого питания, но и фундамент древнейшего направления чисто китайской эстетики, – национальная гордость, которой китайские послы ошеломляли и прельщали более тысячи лет императоров, царей, ханов и племенных вождей по всему свету. Я имею в виду китайских золотых рыбок. В Китае сейчас в любой гостинице можно полюбоваться ими на самых видных местах, аквариумы с ними встречают гостей прямо у входа.
Так вот, эти рыбки выводятся только из серебряных карасей, в Китае эта методика создана и отшлифована в течение двух тысячелетий. Помимо золотых рыбок, китайцы из тех же серебряных карасей вывели таких аквариумных аристократов, как вуалехвосты и телескопы. В середине 60-х годов прошлого века, во времена погромов так называемой "культурной революции" фанатики уничтожили созданные веками императорские хозяйства по разведению и культивированию золотых рыбок. Варвары объявили их роскошью, которая "разлагает" трудящихся. В восьмидесятые годы правительство Китая, в процессе восстановления отношений с Японией, поставило этой стране одним из условий нормализации – помощь в возрождении методики разведения золотых рыбок с привлечением специалистов из аналогичного хозяйства японского императора.
Начиная где-то с 16-го века, китайские послы регулярно приезжали к правителям Европы, непременно привозя им в подарок золотых рыбок, благо те были так же выносливы к переездам, как и их предкикараси. Постепенно наличие красочных прудиков с золотыми рыбками стало непременным и гордым атрибутом дворцовых пейзажей европейской аристократии.
А когда в 19-м веке родовую аристократию сменила аристократия денежная, то площадь водоёмов с золотыми рыбками в Западной Европе выросла многократно. Увеличился спрос на рыбок, их стали разводить в почти в промышленных масштабах, в Голландии рассчитывали получать от золотых рыбок такие же доходы, как от разведения тюльпанов. А наводнения в Западной Европе часты, регулярны и сильны. Золотые рыбки тоже смогли вырываться на волю, вот только на свободе у них идёт обратная мутация, превращая их потомков в обыкновенных серебряных карасей. Но снова следует отметить, что соотношение между самцами и самками в удиравших стаях золотых рыбок тоже было в норме. То есть и в России, и в Европе постепенно создавались очаги, где серебряные караси могли плодиться круглое лето, давая потомство с нормальным балансом полов в популяции. К этому добавились их выносливость и неприхотливая всеядность. Серебряные караси наступали одновременно с востока и запада, освобождая водную среду под себя, в том числе и путём пожирания чужой икры в период весеннего нереста. А потом – бац, и они – треть всей евразийской водной биомассы!
В Волгоградском НИИ серебряными карасями уже долгое время занимается заведующий лабораторией Д. А. Вехов.
Несколько лет назад, при контрольном облове пруда в посёлке Горная Поляна под Волгоградом, в стаях серебряных карасей попалось довольно много золотых рыбок, а также карасей с нетипичным окрасом, видимо уже мутирующие потомки золотых рыбок! Вехов начал экспериментировать с пойманными экземплярами, оборудовав летний водоём для них у себя на даче. На зиму рыб помещали в бассейны НИИ. Эксперименты показали неплохие результаты, поголовье золотых рыбок начало расти. Похоже, что когда-то очень давно, может быть даже ещё во времена, когда город звали Царицыном, кто-то завел себе прудик с золотыми рыбками, которые потом, в смутные времена попали в пруд Горной Поляны, образовав свою популяцию, а когда получили подпитку в виде карасей-родственников в период их демографического взрыва, то и сами размножились до заметного числа, попав в контрольные неводы ихтиологов.
В отелях Волгограда тоже пошла мода на аквариумы в вестибюлях, рыб заводят экзотических, чаще всего – бразильских пираний. Эти монстрики при регулярном питании и покое растут очень быстро, в аквариумах им делается тесно. Поэтому летом их часто выбрасывают прямо в Волгу, где они легко попадают на удочки рыболовов, приводя их в изумление, а то и в ужас. Те же, что на удочки не попали, гибнут при первых осенних холодах. Поэтому я спросил институтских ихтиологов, не пробовали ли они предлагать местным гостиницам, чтобы те начали покупать у НИИ золотых рыбок местного развода? В ответ я получил недоумённое молчание.
Да уж... Хватка научная с хваткой коммерческой как-то не совмещаются у наших людей.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 14(388), 2018 г.