Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Думы о карасе

Думы о карасе

164-5-1.jpgНаверное, нет такого человека, по крайней мере, в нашей стране, который хоть однажды не выходил к водоему поудить карася. Считалось и до сих пор считается, что этот вид рыбы является самым распространенным - нашей рыболовной классикой. Ловят его зимой и летом, ловят все, от мала до велика. И, наверное, не замечают, что повадки этой знакомой каждому рыбы давно изменились.

Среди рыболовов-профессионалов до сих пор идут споры о появлении в водоемах средней полосы России странного карася. Говорить о появлении нового, неизвестного науке вида, конечно, наивно. Но! Отметить, что в связи с изменениями, возникшими не без участия человека в давно устоявшейся и спокойной жизни рыбы, изменилось ее поведение, мы должны.

Читая старые публикации о ловле карася, а затем, пытаясь применить тактику, которой пользовались наши деды, приходишь к выводу, что в современном мире эти методы порой просто "не проходят". Нет той "... вялой, неуклюжей рыбы, которая бродит мало и редко, почти не удаляясь от своей резиденции..." (Л.П. Сабанеев). Есть шустрый и мощный карась, который давно отказался брать статичную приманку, больше увлекаясь движущейся. Переставший залегать на зиму в спячку, прячась в ил. А также, нередко удивляя рыбаков, он при вываживании стал сопротивляться.

Т.е. уженье этой рыбы стало интересным. Уже тем, что нет надобности сидеть и пялиться на "мертвые" поплавки, ожидая поклевки. Отпал смысл в привадах, хотя подкормка на некоторых участках, позволяющих проводку снасти, имеет место. Но о летней тактике ловли следует говорить летом. Сейчас же нас больше интересует зима. Зимние способы ловли карася.

Смешно, но, прочитав последнее предложение лет так сто назад, люди бы надо мной посмеялись, и вволю. Но факт остается фактом: карась зимой ведет активный образ жизни. Ну, ясно, что изменилась среда обитания для рыб в некоторых местах: например, незамерзающие водоемы, используемые для охлаждения тепловых электростанций. Все это понятно. Зачем залегать в спячку, если круглый год тепло?

Но вот что интересно. В связи с переходом на другой вид топлива, в частности на газ, из-за неэффективности угольных котлов, их нерентабельности, некоторые тепловые станции в наше время завершили свою работу или работают не на полную мощность. А вот водохранилища рядом с ними остались.

Мало того, они живут своей жизнью, как и положено всем водоемам. Зимой замерзают, весной освобождаются ото льда. Летом цветут, осенью вянут, очищаются от водорослей и опять замерзают. Казалось бы, все должно быть нормально и в их глубинах. Кому положено спать зимой, тот должен спать! Карась, а в месте с ним и карп бодрствуют. Активно питаются и охотно берут зимние приманки на радость рыбакам.

Все это хорошо, но возникают резонные вопросы. Чем же он питается зимой? Если с летними стоянками понятно, т.е. известно, то где карась находится зимой? Ведь водоросли еще осенью отмерли, растения тоже. Остается ил, в котором рыба любит повозиться с "головой", выискивая там рачков и личинок насекомых.

Предположение остается таковым, пока его не проверят и не подтвердят, и тем самым переведут в установившийся факт. Так думали мы с другом, выходя на лед ближайшего к нам водохранилища рядом с переживающей свои не лучшие годы теплоэлектростанции. На часах было шесть утра, а рыбаков к этому времени на льду собралось уже немало (к девяти часам, на вскидку, можно было предположить около пяти тысяч человек).

Большая масса сгруппировалась на мелководье, ближе к берегу, с глубинами 0,5-1,5 метра, где, по их мнению, ожидался хороший клев.

- Ну что? - Я взглянул на друга, указывая на рыбаков. - Доказательство?

- Может быть, - он развел руками. - Но еще не факт. Пойдем проверим!

Мы застолбили свободный участок льда, пробурили шесть лунок по количеству наших снастей, выставили удочки, снабдив мормышки мотылем, и стали ждать. Результатом наших ожиданий к 15.00 было семь черных карасей общим весом около одного килограмма. Второй выход на лед следующим днем дал нам четырнадцать, опять же, черных карасей общим весом около двух кг.

164-5-2.jpgИтоги двух дней рыбалки были неутешительны, однако результативны. Карась на мелководье был, но в очень малых количествах. Это означало одно: ему здесь не нравилось. Почему? На этот вопрос есть два ответа. Первый - мало корма. Второй - в связи с массовым отмиранием растений нарушен газовый баланс, отсюда мало кислорода и корма. Вот такой вот вывод.

Тогда где же рыба? Решили проверить ямы. На глубине четыре метра результатом дня рыбалки оказались два десятка ершей по десять граммов и четыре карася общим весом чуть больше одного килограмма.

Еще один вывод: на глубине массового скопления рыбы нет. Остается проверить выходы из глубин и банки. При всех наших мытарствах, конечно же, возникала крамольная мысль, что выводы, как бы мы ни старались, все равно будут сделаны неправильные. Хотя бы потому, что не учитывался один факт, а именно: нежелание карася брать предложенную ему приманку. Проще говоря, его неактивность. Но раз решено было проверить - нужно проверять!

Наступили очередные выходные. Погода выдалась ясная и солнечная. Температура воздуха - около нуля. Выбрав чистый, еще никем не буренный участок льда, стали промерять глубину под ним. Нашли яму около 3,5 метров, а рядом, в десяти метрах, банку глубиной 1,8 метра. Разделились, договорившись проверить на клев сразу два места и после проверки двигаться друг к другу. Тем самым желанный для нас переход глубин должен быть найден.

Через полчаса рыбалки на яме было поймано пять ершей, а вот на банке - тишина. Сдвинулись и - вот чудо! - нашли. Переход глубин составлял полосу шириной около двух метров. Карась был тут! Первая поклевка случилась тут же, только мормышка легла на дно. Потом вторая, третья... и пошло.

Итог. Время - с 8 часов утра (с того момента, как только опустили снасть в лунку) до полудня. Минус перерыв на завтрак - двадцать минут. Среднее количество удочек - четыре (так как порой некогда было возиться с тремя (т.е. две на человека)). Количество рыбы - 91 (девяносто одна), из них одна плотва на сто граммов, и один голавль - на сто пятьдесят. Остальное - карась. Общий вес пойманной рыбы - около двадцати килограммов.

Впечатляет? Нас впечатлило. Да и не только нас. К десяти часам вокруг нашего участка было столпотворение. Рыбаки сосредотачивались по полосе, только на льду, точно так же, как она шла по дну. Т.е. контуры рельефа дна, выходы из глубины на банку можно было угадать по тому, как расположились рыбаки. Те же, кому места не досталось, пытались бурить чуть ли не под ящиками более удачливых. Слава богу, драк не случилось, но ворчание раздавалось отовсюду.

Меня с другом, в общем-то, это не интересовало. Волновало другое: поведение рыбы. То, что мы хотели проверить, было сделано. Но вот доказано ли? Было явным: шел ход рыбы именно по кромке банки. Но вот куда и, главное, зачем? Может, это была лишь случайность? Эх, придется проверять и проверять. И, наверное, искать. Когда много вопросов и нерешенных проблем, тогда жить интересней.

Владимир Римов, Тульская обл.

Фото автора