Дождик. Фидер. Дон.
Тихое серое утро. Роняет редкие капли ленивый дождик. Погодка - а уж мы в любой найдем свою прелесть - самая та! Лещовая, густериная... Зорьку я благополучно проспал, точнее - выехал-то еще затемно, да дорога неблизкая, пока, не особо торопясь, доехал...
На крутом берегу Дона, будто специально для меня, оставили шикарный стометровый участок. Если пройти его вдоль, то сначала будет довольно широкая полоса обратного течения, потом почти нарисованная завихрениями воды граница его сбоя и дальше уже набирающая силу основная струя. Это место мне довольно хорошо знакомо. Любой поворот реки всегда выглядит заманчиво. А именно здесь и летом никогда не бывает безлюдно, а уж зимой на льду легко случается насчитать добрую сотню "пингвинов". Тут удавалось поймать судака и щуку, подлещика и чехонь. "Свято место" обычно пусто не бывает, но сегодня, видимо, из-за мрачноватой погоды на берегу никого не оказалось.
С пяток лодок расположились довольно тесно метрах в двухстах ниже по течению, и похожая "надувная флотилия" посреди коряжника в полукилометре выше. Среди них абсолютно никаких движений не заметно, просто тихо сидят, и все. Что ж, будем посмотреть....
Навьючившись сразу всем своим добром, чтобы не делать лишних ходок, спускаюсь по выдолбленным в обрыве ступенькам к приглянувшемуся пятачку-уступу. Идеальное место - просто "люкс" для одного.
Глина настолько твердая, что подставки втыкаю с немалым трудом, а, чтобы не свалиться в воду на подмокшей тверди, выравнивая уклон, под задние ножки стульчика приходится выдалбливать ножом небольшие углубления. Неудачно пробитый почти насквозь большой палец сильно мешается. Накануне делал кормушки, а шило, как нарочно, соскочило...
Раскладываю фидер, вяжу прямо на основной леске простенький "патерностер" и цепляю средней длины поводок из лески 0,16 мм с крючком №10 по международной классификации. На него как раз пять опарышей удачно помещается. Потом задумчиво перебираю кормушки. "Сколько вешать в граммах?" Ставлю 50-граммовую и, набив ее прикормкой (да простят меня эстеты - самодельной, из того, что было) забрасываю снасть. Держит? Держит! Ну и отлично.
Несколько дней назад, правда, в восьми километрах выше по течению, мы с Александром Ткаченко так же сидели с фидерами. Подлещик брал отменный - почти лещ, и поклевок было немало, только вот поймали всего по одному. А сегодня у меня совсем не клюет. Вообще. Даже не трогает. И на лодках пошли разговоры, не податься ли лучше на озера за карасем. И это все удивительно, поскольку река - живая! То тут, то там бьется на струе рыба, да не маленькая. Один раз я даже успел заметить нечто, обычно демонстрируемое полным размахом рук, сильно похожее на сома. А под берегом жирует хищник. Может, окунь, а, может, совсем и не окунь. Уж больно сильно шумит. Хорошо, что спиннинг специально оставил дома, а то бы точно не вытерпел такого искушения. Короче, рыба определенно есть, ее и видно, и слышно, только не клюет по какой-то неведомой причине.
- Эх, подсака нету! - вдруг раздается чей-то вопль над водой. Отличилась не самая ближняя ко мне лодка, и видно только дугой выгнутое удилище. Несколько минут напряженной борьбы, и трофей вытащен. А что за рыба - неизвестно. Воодушевленные чужим счастьем, как-то сразу все зашевелились, начали перезабрасывать снасти, но удача оказалась случайной и единственной.
Отсидев добрых полтора часа, забрасывая то дальше, то ближе, меняя опарыша на навозного червя и сотворяя из них "бутерброд", я так и не увидел ни единой поклевки, впрочем, как и ближайшие "лодочники". "Большая река Дон, - заворочались мрачные мысли, - а податься-то и некуда". И тут вспомнилось, что в полутора километрах ниже по течению даже в самую жару, прямо между купающимися, неплохо ловилась плотва. Там и обрыв, и узенькая полоса пологого берега, и даже устланное ракушками-"ногорезами" дно - все сплошной песок. Хорошо это или плохо по осени? Вот и посмотрим.
Переезжаю. Елки-палки, какая на берегу "амброзия" вымахала, выше роста человеческого! Никогда тут этот напасти не было, откуда взялась в такой засушливый год?
Как и предполагал, рыболовов здесь нет, а купальный сезон и вовсе давно закрыт. Подставки втыкаются в песок, как в масло. А разложить снасть - дело пары минут.
Дальняя дистанция - молчит. Подтягиваю снасть на ближнюю бровку, и тут, что называется, поперло! После заброса поклевка следует почти мгновенно. И рыба засекается вполне уверенно. Размер, конечно, не впечатляет, но уже был и тому рад, тем более что поклевки следовали буквально одна за другой. Да и видовой состав разнообразный. Подлещик, густерка, уклейка, пескарь, бычок, и каждая вторая рыбка - плотвичка.
Дождик давно отплакал, поднялся легкий ветерок, и по воде пошла небольшая рябь. В поисках "крупняка" время от времени забрасываю подальше, но карась с лещом куда-то запропастились. Даже чехоньки нет.
А невдалеке от берега уверенно клюет только мелочь. Опарыш тает на глазах, пошла в ход уже вторая пластиковая баночка. В целях экономии наживляю пару червей и тут же вылавливаю упористого голавля. Через десяток минут навозниками соблазняется красавец-язь.
Эх, сюда бы лодку! Опустить объемистую кормушку да ловить бортовой удочкой с чутким кивком - это было б и удобней, и добычливей. Но моя "Иволга" в этом году на жаре прохудилась по внутреннему шву, а третья дотошная проклейка после двух неудавшихся еще на пруду не испытана - страшновато брать сразу на течение. Уже холодно терпеть крушение. Остается только смотреть на согнутую вершинку фидера, верхний тест которого в 120 граммов, конечно, хорошо соответствует стремнине Дона, но совсем никак ловящейся в нем сегодня рыбе. Жаловаться, правда, грех. И клюет, и саму поклевку видно. Пусть и не дергает вершинку так, чтоб сердце замирало, но подрагивает она вполне отчетливо. Сиди, не ной и радуйся!
А все хорошее когда-нибудь кончается, и от этого никуда не денешься. Разорвалась серая пелена, и засияло солнышко. И клев немного поутих, и такое мирное одиночество кончилось.
Подъехали двое, по всей видимости, местных мужчин. Спросили, как клев, и сели невдалеке. Один вооружился удочкой, на которой к его немалому удивлению не доставало грузила, второй достал две старинные донки на деревянных мотовильцах. Грузы на донках были, не оказалось должного количества крючков. (Хи-хи!) Какой покой? Покой нам только снится! Мне было бы глубоко параллельно, если бы все это не сопровождалось постоянными комментариями, ругательствами и метаниями по берегу. Я бы с радостью дал им хоть две пачки крючков и горсть грузил с банкой червей в придачу, лишь бы они хоть немного помолчали. Но мужики не просили и как-то управились с некомплектностью сами.
Плотва потихоньку ловится. Отправляю рыбешку за рыбешкой в бьющийся у берега от их неутомимой возни садок.
- Бывало, за зорьку мы тут по два-три десятка стерлядок ловили, - разговаривал сам с собой "упавший на голову" доночник, - хорошо тогда клевало... в семидесятом году!
Да-да, думаю, вот и крючков у тебя с той поры да на тех же самых донках только половина осталась. Блин, кажется, последней язвой становлюсь. Надо быть добрее, терпимее.
А сам потихоньку, набив кормушку и поправив наживку на крючке, забрасываю. Заметив поклевку, выматываю леску, снимаю ну совсем незавидную добычу и снова начинаю все сначала.
У соседей почему-то не клюет. Видимо, снасти на большую, очень большую рыбу, которой в данном месте просто нет. Это я уже без иронии. Действительно, самая примитивная донка, оборудованная всего лишь колокольчиком, рыбу ловить может вполне успешно. В былые годы только такими и пользовались. Была рыба, была.... Сама ловилась! Потом уже пошел прогресс. Орешник - "стекло" - углепластик... Снасти совершенствуются, а рыбы все меньше и меньше...
Постукивая веслом о борт, вдоль той стороны реки медленно движется кто-то в деревянной лодке. По всей видимости, проверяет сети. Хорошо, хоть ни троллингистов, ни просто катальщиков под мотором за прошедшие полдня в поле зрения не появилось.
Погода улучшается буквально на глазах, и так же стремительно затихает клев. Для людей - время обеда, а у подводных обитателей, наверное, сиеста. Дрыхнут, видать, только пузыри пускают. Ну и пусть! На сегодня вполне достаточно. И улова, и эмоций разных.
Пора домой!
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора