Дорога на Байкал
Владимир Сорокин, Владимирская обл.
Фото Ильи Сорокина
Часть первая - мечты и сборы
Мечта о дальних путешествиях, наверное, свойственна далеко не всем. Но у меня с детства бродили в голове грезы о далеких странах, экзотических местах: горах, вулканах, гейзерах, великих реках и озерах… Бывает так, что реальная жизнь грубо обрывает все эти мечты. А бывает, что и нет. Есть же люди, посвятившие свою жизнь бродяжничеству по нашей планете. Кто-то вообще превратил это занятие в профессию, как телеведущий Дмитрий Крылов, к примеру.
Путешествие на самое великое озеро на нашей планете я задумал давненько. Но решился далеко не сразу. Все же не шутка, расстояние более пяти тысяч километров, для такого вояжа надо было подготовиться. Когда-то, лет пятнадцать назад, мы только начинали путешествовать по стране в поисках удачной рыбалки, и расстояние до Горьковского водохранилища в 350 километров казалось нам большим. Затем собирались с друзьями и обсуждали маршруты к Рыбинскому водохранилищу, как же - почти полтысячи верст! А уж Астрахань была практически недосягаема, поскольку расстояние в полторы тысячи казалось совсем невероятным. Но постепенно все эти этапы были пройдены и перестали казаться фантастическими. Астрахань и Ахтуба, Каспийские раскаты, Карельские просторы, Ладожское и Онежское озера, добрались и до Мурманска. Так накапливался опыт, и он заключался не только в самом факте путешествия, но и в учете многочисленных нюансов: на чем лучше передвигаться, как правильно укладывать вещи. И собственно о вещах: что брать с собой, как сделать путешествие практичным, удобным и достаточно комфортным, дабы путь не показался мучительным испытанием. Существует и такой немаловажный фактор, как финансовая сторона вопроса. Все это осмысливалось, обсуждалось, ненужное отсеивалось, необходимое приобреталось, и вот осенью 2014 года я решился - летом 2015 еду на Байкал!
Выбор автомобиля для дальних вояжей, наверное, для многих покажется неожиданным. Я приобрел ВАЗ 2131, или, как ее еще называют «длинная Нива», или еще проще «крокодил». Почему? Ведь мнение, которое сложилось об этом автомобиле, гласит: неудобный салон, шумная трансмиссия, гудит раздатка, вибрация очень сильная, слабый и прожорливый движок, ну и так далее. Однако, те, кто эксплуатирует это чудо нашего автопрома последних лет выпуска, знают, что машина очень сильно изменилась в лучшую сторону, многие давние болячки убраны. Особо вдаваться в технические детали не буду, но скажу одно - я выбор сделал и не разочарован в нем.
Соотношение цены, качества, комфорта, или точнее сказать, удобства и возможностей автомобиля меня вполне устроило. Конечно, я слегка доработал авто, поставил газобаллонное оборудование, экспедиционный багажник, заменил диски и шины. В результате мы, путешествуя втроем, вполне разместились, заднее сиденье было у нас спальным местом, на передних было достаточно просторно. При этом мы взяли с собой две палатки, спальники, раскладной стол, посуду, газовую плитку, запас продуктов и воды, лодку ПВХ и мотор - в общем, все, что необходимо!
Наличие газобаллонного оборудования позволило примерно вдвое сократить затраты на топливо, заправки АГЗС были на всем протяжении пути, цена колебалась от 13 до 18 рублей за литр.
Наличие собственных продуктов и походной газовой плитки позволило постоянно иметь в наших термосах запас горячего чая и кофе, а также быстро приготовить завтрак и ужин. На обеды мы, как правило, заезжали в придорожные кафе, тоже не проблема на всем протяжении пути. Основной критерий выбора кафе - стоящие возле него дальнобойщики, значит, вкусно, быстро и недорого.
Средняя скорость была определена в сто километров в час. Оптимально для расхода топлива, а также не только возможностями двигателя, но наличием большого количества регистрирующих скорость камер на трассе. Если хулиганить со скоростью, то можно привезти из путешествия не только хорошие впечатления, но еще пачку пришедших по почте протоколов об оплате штрафа за превышение. Скажу с гордостью - за 11 200 километров ни одного протокола! Кроме того, соблюдение скоростного режима реально влияет на безопасность движения, поскольку высокий багажник с достаточной загрузкой повышает центр тяжести автомобиля и при маневрах и поворотах увеличивается риск опрокидывания. И еще, чтобы закончить с этой темой, скажу, что повышенная скорость не намного сокращает время прибытия на конечную точку. Более важный фактор, на мой взгляд, равномерность движения.
Часть вторая - маршрут
Теперь о маршруте. Конечно, он был тщательно проработан заранее. Варианта было всего три, но один из них, кстати, самый короткий, я отбросил сразу, поскольку он предусматривал часть пути по территории Казахстана. Как я почитал на форумах, экономия ста километров пути оборачивалась многочасовым стоянием на пограничных пунктах пропуска, надоедливым приставанием казахских полисменов, обысками и многочисленными засадами на дорогах. Так что маршрутов было разработано два, и я их прошел оба, чтобы сравнить их и при дальнейших путешествиях знать лучший.
В результате могу достоверно сказать всем желающим повторить мое путешествие, что ехать надо: Казань, Набережные Челны, Уфа, Челябинск, Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск. Обратный путь - через Томск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь сильно разочаровал меня наличием отвратительных дорог, причем частично грунтовых, а также многочисленных ремонтов. Кроме того, он примерно на сто пятьдесят километров длиннее. Кстати, надо сказать, что именно на этом маршруте мой «крокодил» сильно порадовал меня, особенно на грунтовых участках, когда я гордо пролетал мимо ползущих легковушек. Изумительно сделали подвеску на сегодняшних «нивах»! Она лихо отрабатывает все ямы и бугры на наших знаменитых еще со времен Гоголя российских дорогах.
Еще необходимо сказать о конечной точке нашего вояжа. Ею была определена Листвянка, практически туристическая столица Байкала. Как еще называют Листвянку - «Ворота Байкала», это ближайшая к Иркутску точка, всего около 60 километров. Идеальное место для тех, у кого мало времени на отдых. Остановиться здесь можно прямо на побережье, отдыхающих очень много, в основном это местные жители, которые сюда приезжают на выходные.
Кроме того, этот выбор был обусловлен тем, что другие интересные точки на Байкале не всегда могут себе позволить даже местные жители, поскольку такие места, как Ольхон, Ушканьи Острова, Чивыркуйский залив, перевал Чаган, Горячинск находятся на расстоянии от пятисот до восьмисот километров от Иркутска. Самое ближнее место, остров Ольхон, находится на расстоянии около трехсот километров от первой точки вьезда к Байкалу, но там на момент нашего приезда бушевали лесные пожары, и МЧС настойчиво рекомендовало не посещать остров. Остальные места были значительно дальше, свыше пятисот километров в один конец, и я не был готов проехать по горным дорогам еще тысячу километров. Потом я на следующий год запланировал поездку во Владивосток, а дорога в этот город в аккурат лежит вдоль Байкала, и на обратном пути запланировал посетить Чивыркуйский залив, Ушканьи острова, где очень хочется посмотреть еще одно Байкальское чудо - пресноводную байкальскую нерпу. Далее на Горячинск, понежиться и поправить здоровье на горячих источниках, и - домой!
Так что в эту поездку было запланировано только протоптать тропу до Байкала, искупаться, покататься на лодке и попробовать поймать знаменитого байкальского омуля. Как говориться, не все сразу.