Главная > Статьи > День щуки

День щуки

Алексей Трембицкий, г. Климовск

Первую щуку, точнее, щуренка я поймал очень давно, мне было лет шестнадцать. Она схватила массивную колебалку почти в середине жаркого июльского дня, причем совершенно случайно на мелководье, рядом с местом, где все купаются. С тех пор щуки обходили меня стороной, и я не скажу, чтобы мне это нравилось.

День щуки. Алексей Трембицкий, г. Климовск

И вот, мой друг Дмитрий радостно сообщает, что знает место, где щука активизировалась, и предлагает совместно съездить и поохотиться на лодках со спиннингом на эту красавицу. Соблазнившись предложением, я соглашаюсь.

Но, признаюсь, особых надежд на поимку долгожданной хищницы не строю. Все-таки спиннингом я владею не мастерски, освоил лишь отводной поводок и повышаю "квалификацию" в области микроджига.

Но лодка... Упоминание о ней сыграло решающую роль. В этом году я так и не доставал ее! А лодку я люблю. И пусть за окном уже и глубокая осень, а ночью кое-где появляется ледок, стоит использовать такой шанс.

Завершив необходимые дела и покидав в автомобиль свой рыбацкий скарб (заполнено было все, кроме передних сидений), мы сели в автомобиль глубокой ночью. Приехали часа через три, также в полной темноте, но благодаря хорошим фонарям довольно быстро накачали лодки и на рассвете уже спустили "шлюпки" на воду.

В это же время подъехал еще один рыболов; по его словам, щука в данный момент предпочитает воблеры и держится на глубинах. Что ж, посмотрим... Для начала нам предстояло понять, какова вообще ситуация на водоеме. Я, так вообще, был здесь впервые, а Дмитрий приезжал более месяца назад; тогда щука брала некрупная и в основном в береговой зоне, под кустами на мелководье. Что будет сейчас, предположить сложно. С собой у нас – по паре спиннингов на брата (более легкий и помощнее) и рюкзачки с приманками. Какие из них сработают, если вообще сработают, сказать сложно. Единственное, вряд ли пригодится все, что относится к джиговой ловле. И вот почему.

Дно у водоема, напоминающего озеро с многочисленными островками и протоками, рыхлое, торфянистое, так что любой грузик с приманкой, утопая в придонном грунте, становится невидимым и недосягаемым для рыбы. Глубины здесь в среднем от 0,5 до 3 метров (на ямах). Поэтому мы делали ставку не на глубоководные приманки, работающие в толще воды. Начали с некрупных колебалок на глубине от 1 до 1,5 метров, методично облавливая прибрежную зону и участки между островками.

У Дмитрия стал поклевывать мелкий окушок. У меня же управляться с колебалками пока получается не очень, и я переключился на отводной поводок с дюймовым твистерочком. Поймав и отпустив трех полосатиков, и вспомнив, что не за ними я проделал свой путь, задумался о смене приманки. Как раз в этот момент еще один спиннингист проплыл мимо нас и встал прямо посреди глубоководного участка. Вскоре он вытащил щуку примерно на килограмм весом на воблер. Мы же никак не могли дождаться поклевки достойного хищника. И не удержались, подвинулись в сторону рыбака, выловившего рыбу (но не дышали ему в спину, места там всем было достаточно). Вскоре первая щука хватанула воблер Дмитрия, но, увы, почти дотянув рыбину до борта своей лодки, хитрая хищница извернулась и была такова. Обидно! Я никогда прежде не ловил на воблеры, хотя их у меня, наверное, два или три десятка. Ну, не получалось мне ими воспользоваться. И вот, кажется, момент настал.

День щуки. Алексей Трембицкий, г. Климовск

Первый воблер протянул мне Дмитрий (мол, возьми, попробуй), на нем я потренировался забрасывать, а потом надел свой, кислотной расцветки, плавающий, весом около 10 г, длиной около 7 см. Выбрал я его потому, что у него была большая лопатка, и я мог проводить его буквально возле самого дна (хотя, как я говорил, глубоководные приманки применять не собирался). Не знаю, но мне почему-то очень захотелось проводить воблер у дна. К тому же за счет того, что мне приходилось заглублять воблер, я чувствовал его сопротивление и как-то пытался управлять приманкой, чередуя подмотку катушкой с небольшими рывками (подтвичиванием) и паузами.

Учитывая, что я пользовался воблером впервые в жизни, объяснить, насколько правильно я поступал, и вообще объяснить точно, что именно я делал, затруднительно.

Пожалуй, я положился на случай и совершал какие-то ритмичные движения приманкой. И, как вскоре выяснилось, не напрасно!

То, что клюнула рыба (не “карманный полосатик”), я понял не сразу, поскольку никакого рывка или толчка не почувствовал. Лишь при очередной подмотке плетенки ощутил характерное сопротивление.

Описывать этот момент, равно как и процесс вываживания, а также принятие долгожданной (очень-очень долгожданной!) щуки на борт очень сложно. Думаю, я мог бы это сравнить с путешествием на Луну или на Марс... А в деталях объяснить, пожалуй, не сумею.

Все произошло словно в каком-то фантастическом сне. Засеклась рыба довольно сильно, на два крючка. Так что вытаскивать крючки пришлось с помощью корнцанга. Ее вес, как я позже измерил, составил 1 кг 200 г. Когда добыча оказалась в лодке, я буквально крикнул: “Наконец-то! Я ее все-таки поймал!!!”. В последующий час поклевок не было, и поскольку мы с Дмитрием еду оставили в машине, то решили сплавать перекусить и потом вернуться половить еще до вечера.

Однако после обеденного перерыва (это я так гордо назвал скромный бутербродный перекус) мы двинулись не в то место, где была поймана моя красавица, а поупражнялись более часа на другом разливе. Но, увы, безуспешно, хотя пробовали совершенно разные приманки...  Впрочем, что касается меня, то я не особенно печалился по этому поводу, свой трофей я уже достал. И этого мне было вполне достаточно. Конечно, если судьбе будет угодно наградить меня еще одной красавицей, я не откажусь, но это уже, как “фишка ляжет”...

К прежнему месту двинулись после трех часов дня. Я сразу же занял центральную позицию, начав забросы проверенным воблером от центра к берегам.

Старался имитировать нездоровую рыбку, которая совершает резковатые движения и потом замирает, и всплывает. И вот удача! Вновь ощутил достойное сопротивление. Не может быть! Но это было именно так. Вскоре я понял, что вытягиваю очередную красавицу. По размеру она была похожа на выловленную ранее.

Еще я понял для себя одну важную вещь: работать воблером в целом не сложно. Для начала следует поводить его по воде в зоне видимости и посмотреть, какие движения он совершает при равномерной подмотке лески-шнура и при подергиваниях.

Далее следует выбрать для себя тактику своего цикла (например, подтягивание и резкая короткая подтяжка, затем пауза) и таким образом попробовать привлечь рыбу после заброса.

Важно не сбивать циклы, но можно менять продолжительность подмотки или паузы. Мне в определенной степени повезло, поскольку я испытывал воблер в месте, где был выход щуки, и появилась возможность почувствовать и движение приманки, и поклевку, и процесс вываживания. Это очень важно, потому что если рыба не клюет, понять, насколько правильно подобрана игра приманки, практически невозможно. А здесь главное – почувствовать момент, так сказать, положить правильное начало. Я так думаю.

Несмотря на то, что вечерело, время позволяло еще половить. И я сделал очередной заброс, за ним еще один, и вот... очередная поклевка. Третья щука засеклась за край губы и буквально упала на дно лодки. Вот тебе и три! Чего больше: радости или удивления? Сказать не могу. Наверное, и того, и другого в изобилии!

Сделал очередной заброс, слышу, Дмитрий кричит: "У меня чемодан!". Наверное, это покажется кому-то смешным, но изначально я понял, что он вытаскивает из воды утонувший чемодан. Интересно,  кто же здесь чемоданы разбрасывает? Но мгновение спустя я понял, что “чемодан” – это здоровая рыба. Друг тащил настоящий трофей! И, конечно же, его подсачек был сложен. Я порывался сняться с якоря и помочь ему, но, чем бы я помог?! Мой подсачек вообще был сложен и лежал в рюкзаке. Извечная проблема! Мы же все, боясь сглазить, не достаем подсачека заранее…

На счастье, Дмитрий самостоятельно справился со своим трофеем (долго мучил рыбину, дожидаясь, пока та устанет), который потянул килограмма на три, не меньше.

Сделав очередной заброс, и тут же еще одна поклевка. Стал вываживать, фрикцион трещит сильнее обычного, рыба упирается. Теперь в пору мне кричать “чемодан!”. Я подкрутил фрикцион. И это было ошибкой! Подтянув хищника к лодке и уже собираясь опустить руку за ним, я увидел, как рыба совершила под водой нечто вроде кувырка и оборвала плетенку.

Это была досада и новый всплеск эмоций! Мало того, что достойный трофей ушел, он унес собой тот самый воблер с титановым поводком... Эх, не надо было подтягивать фрикцион!

Делать нечего, я начал рыться в коробке с приманками в поисках похожего воблера, и о, чудо! Наконец-то нашел что-то подобное. Наладив новую приманку, вдруг заметил, что пропустил одно кольцо. Хотел перевязать, но потом забросил так. И вновь засек очередную рыбку. Если бы мне кто-то сказал, что такое может со мной случиться, я бы даже слушать не стал, не то, чтобы поверил! Но в чудесах самое удивительное то, что они случаются. Четвертую щуку я вытаскивал не спеша, методично...

Дмитрий, заметив мою медлительность, даже крикнул: “Ты, давай, лови, а не играйся!”. А мне уже было любопытно не просто выхватить добычу из водной стихии, а глубже прочувствовать процесс вываживания. При этом я не переживал за сход, все-таки у меня уже были пойманные рыбы.

Кстати, утомив щуку, можно ее вытащить и сохранить целыми и приманку, и шнур… Кроме того, я боялся делать резкие движения, все-таки одно пропускное кольцо оказалось не рабочим, следовательно, нагрузка на бланк возрастала. Через некоторое время, утомив рыбу, я подвел ее к борту и поднял добычу на борт.

А у Дмитрия как раз случилась вторая реализованная поклевка, но на этот раз экземпляр оказался не таким внушительным (не совсем “чемодан”).

Следующая поклевка после того, как я вставил шнур во все кольца, также не заставила себя долго ждать, но на этот раз щука слетела с тройника. Тогда я решил открыть подсачек, пусть лежит на всякий случай. Но больше в тот день случая не представилось (вот вам, пожалуйста!).

Лимит моего рыбацкого счастья явно был исчерпан. Вскоре нужно было двигаться к берегу и собираться в обратный путь. Вел я машину вновь по темноте, четко соблюдая команды Дмитрия-штурмана: левее, медленнее, направо, переключи свет и пр.!

Пожалуй, в этот день (я его теперь так и буду называть – “День щуки”) я испытал все прелести ловли щуки за долгий период проб и ожиданий! Невероятный случай позволил мне вытащить долгожданную щуку в первой половине дня, причем на совершенно новый для меня способ ловли, а именно с помощью воблера и трех буквально подряд под вечер.

Это ж надо было попасть в такое клевое место, кроме того, я испытал досадный сход, а также эмоциональный обрыв шнура; случались и зацепы. Конечно, такая рыбалка навсегда останется в памяти!

День щуки. Алексей Трембицкий, г. Климовск

В этот раз я решил забрать свой улов домой, все-таки это были крупные рыбы (вес каждой составлял не менее килограмма). Но в другой раз, если он еще когда-нибудь мне представится, непременно отпущу не пострадавшую от крючка добычу на волю. В этом, как говорят бывалые рыбаки, тоже кроется необыкновенное удовольствие.

На следующий день меня ждала уха, щучьи стейки и щука, тушенная в маринаде. Такого рыбного изобилия на столе я, пожалуй, и не вспомню. Спасибо другу за такую яркую рыбалку, и… я уже готов ехать снова!

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 21(395), 2018 г.