День космонавтики
В этот день, обычно в 10 часов утра, начинаются официальные торжества: у многочисленных памятников собираются люди, возлагают цветы и венки, изрекают торжественные речи. Перед этим начинается традиционная Гагаринская легкоатлетическая эстафета. Она стартует со стартового комплекса, откуда в 1961 году ушел в космическую неизвестность Ю.А. Гагарин, и финиширует в городе на стадионе. Участники забега преодолевают более 40 км пути. На стадионе начинается спортивный праздник, чуть позже на других площадках города выступают местные артисты.
Мы же с друзьями решили не терять этот день, ведь через три дня вступает в силу двухмесячный нерестовый запрет, и после официальной части праздника, быстро закидав нехитрый рыбацкий скарб в багажник машины, отправились в сторону Казалинска. Дошла до нас информация, что на одном из каналов неплохо ловится сазанчик. Вот и решили проверить.
Время позднее, одиннадцать часов, пересекаем КПП и устремляемся по степи к трассе Ташкент-Самара. Степь уже зазеленела. Из-под песка пробились к свету желтые и красные низкорослые тюльпаны. Эта красотища продержится немного, и уже через неделю о тюльпанах останутся только воспоминания.
Еще один час пути - и машина подъехала к каналу. Съехали с дороги и вскоре мы были на месте.
Я взял обычную поплавочную удочку с катушкой, на которой намотана леска 0,16 мм, двухграммовый поплавок и поводок из лески 0,12 мм. Выбрал, как мне показалось, перспективное место возле небольшого островка тростника, промерил глубину, насадил червя на крючок и забросил оснастку в воду. Поплавок, покачавшись на волнах, ненадолго застыл. Вскоре слегка шевельнулся, и "антеннка" ушла под воду, я подсек и вытащил небольшую плотвичку, уместившуюся в ладошке.
- Мужики, я поймал рыбу, - шутя, сообщил ребятам, - если такой рыбы наловим, то будет очень тяжело ее везти. Машина не потянет.
Достал из машины спиннинг, выставил его, оснастив под донку и прицепив на крючок данную плотвичку. Пока я устанавливал снасть, Лешка Хворов с шумом и плеском вытащил килограммового сазана. Вернувшись на свое место, вытаскиваю еще пару таких же плотвичек. Другой рыбы нет.
Вскоре и такая рыба перестала клевать. Не клевало и у Володи. Он ловил на полудонку. А вот Лешка опять с шумом и плеском тащил очередного сазанчика. Правда, не дотащил: сазан сумел оборвать снасть и уйти.
Не выдерживаю такой картины и снимаюсь с места - в поисках другого. Дошел до Алексея. Оказалось, он, с самого начала попробовав ловить на червя и поймав такую же мелочь, перешел на консервированную кукурузу.
Возвращаюсь обратно. На крючок насаживаю кукурузу. Минут 10 продолжается ожидание. Поплавок даже не шевелится. Островок закрывает его от ветра. Но вскоре он, покачнувшись, стал двигаться в сторону. Я подсек и почувствовал трепет пойманной рыбы. Это был 200-граммовый сазаненок.
Услышал, как зазвенел колокольчик на спиннинге. Срываюсь с места и бегу к нему. Вершинка удилища, дергаясь, кланяется земле. Хватаю удилище и делаю размашистую подсечку. Что-то попалось, но вот что? Рыба особо не сопротивляется, немного упирается и идет к берегу.
И вот на поверхности показался килограммовый змееголов. Значит, уже проснулись змееголовы и рыщут в поисках пищи. Это видно еще по одному признаку. Как оказалось, можно было обойтись без подсечки. "Змей" успел заглотать плотвичку чуть ли не до желудка - еле достал крючок.
Значит, можно половить и хищника. Это окрыляет. Я возвращаюсь к удочке. Цепляю на крючок червя и пытаюсь поймать мелкую плотву. Но она куда-то ушла. Не клюет. Еще полчаса назад, за ненадобностью, я отправлял ее обратно в воду, а теперь не могу поймать. В конце концов ловлю очень мелкого карасика и насаживаю его на крючок.
Вначале слышу, а потом и вижу Лешино вываживание очередного сазана. Все же не выдерживаю и иду дальше по каналу в поисках лучшего места. Метров через сто нахожу 3-метровый просвет между стеной тростника и останавливаюсь здесь.
Забрасываю оснастку в воду, и буквально через пару минут поплавок слегка шевельнулся. Похоже, очень мелкая рыба заинтересовалась зерном кукурузы, но, видимо, это ей не по рту. Опять поплавок слегка шевельнулся, и даже "антеннка" на пару миллиметров притопла.
"Явно мелочь" - подумал я, но на всякий случай подсек. Удилище согнулось в дугу. Рыба перла в тростник, а я попытался ее остановить. Трещал тормоз катушки, но для такого напора явно леска была слабовата. Если бы здесь было чистое место, можно было побороться, но в тростнике особо не поманеврируешь. Лопнул поводок, и рыба ушла. Обидно, сазан был явно не килограммовый. А ведь хотел сразу взять удочку с леской 0,22 мм и поводком 0,2 мм, но решил половить на более изящную снасть.
Стала портиться погода. Ветер усилился, и вместе с ним с востока потащило на нас тяжелую темную тучу.
Я сходил за второй удочкой и забросил ее. Прошло минут двадцать, как поплавок на первой удочке медленно ушел под воду и в сторону. Вскоре на берегу бился 300-граммовый белый карась. При забросе снасти порыв ветра закинул оснастку на тростник в трех метрах от берега. Сколько ни дергал, ничего не получилось, пришлось рвать леску. Поплавок остался висеть на стебле над водой.
Оставшаяся у меня удочка - с 6-граммовым поплавком. И хотя он огружен и настроен на чуткую поклевку, поднявшийся ветер погнал мелкую волну, и совершенно не стало видно поклевок. Но так как сазан берет насадку очень аккуратно, что практически не отражается на поплавке, стал ловить чуть ли не интуитивно.
При любом отклонении поплавка я делал подсечку, и это принесло свои результаты. Попадался стандартный килограммовый сазан. Когда в садке плавали три сазанчика, при очередной поклевке я вытащил очередного, он был покрупнее остальных, а в мясистой губе торчал новенький золотистый крючок.
Я знаю, что Хворов ловит на такие, видимо, это был его сошедший сазан, который не остался на месте, а приплыл в поисках пищи на 150 метров левее и позарился на мою кукурузу. А ведь буквально три часа назад "обжегся" на ней, но голод не тетка - все забыто, и крючок не мешает. Где-то и мой сазан плавает с пирсингом.
Погода "сломалась": темная туча заполнила полнеба, пошел дождь, но не сильный и не надолго. На востоке иногда вспыхивала молния и слышался слабый раскат грома. Как-то внезапно резко изменилось направление ветра с восточного на западное. Ветер задул сильнее, понесло пылищу со степи, но именно в это время у меня случились еще три поклевки.
Первый сазанчик отправился в садок. Буквально через пару минут поплавок повело в сторону, и после подсечки я почувствовал только рывок, и рыба сошла. Минут через 5 снова поплавок как-то шевельнулся "антеннкой" в другую сторону, не в которую склонялся от сильного ветра. Я подсек - и снова что-то покрупнее, чем обычно. Очередной рывок, и с катушки уходит пару метров лески в сторону травы, я опять ее увожу от препятствия и слегка поджимаю реверс катушки.
На очередном рывке не выдерживает крючок и разгибается. Рыба сходит. В садке плавает пять сазанчиков и пяток карасиков, поэтому уже не переживаю. Пусть живет. Может быть, в будущем еще встретимся.
Посидев еще с четверть часа и не дождавшись поклевки, я стал собираться домой. Спиннинг простоял впустую: змееголов карася не тронул.
Когда подошел к машине, друзья уже собрались. Володя поздно перешел с полудонки на поплавочную удочку и насладился только мелким карасем и несколькими 250-350-граммовыми сазанчиками, а вот у Леши в садке плавало больше десятка сазанов.
Уже на полдороги к городу мы въехали в сильную полосу дождя. В городе стояли огромные лужи, и сверху капало. Когда я из гаража возвращался домой, в стороне вдруг раздалось шипение, взрыв - и небо озарилось вспышкой фейерверка. Я стоял и смотрел, как разрываются залпы на тысячи мелких разноцветных звездочек.
А ведь за рыбалкой успел забыть, что сегодня - праздник.
Геннадий Побожий, г. Байконур
Фото автора