Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Дед, ты меня еще подучи!

Дед, ты меня еще подучи!

021-39-1.jpg

(Дети на рыбалке)

Николай Денисов

Мою “тренерскую работу” с Костиком я начал, когда ему было два с половиной года. Как раз тогда в газете “Рыбалка круглый год” появилась его фотография с моим трофеем – язем почти в полтора килограмма, пойманным в Кудьме у Кстово. Для начала внуку была куплена “настоящая” удочка с катушкой и магнитными рыбками.

Затем я брал внука на Волгу и давал подержать действительно настоящую удочку, рассказывал, как узнать по поплавку, что рыба клюет. Копал в саду червей – привлекал и его, чтобы не боялся брать их в руки. Как и мотыля, и опарыша.

Зимой внук “катался верхом” на моем рыболовном ящике, вынимал из него и “изучал” снасти. В ванной я высыпал пойманную рыбу в таз, она там плавала, он брал ее руками. Я солил рыбу – звал и его постигать “процесс”.

Когда внук стал постарше, я пропустил несколько своих “спортивных” рыбалок, чтобы вести “тренерскую работу”. По первому льду я давал внуку в руки пешню, и он шел со мной на ближайшее озеро, неся немалый для него груз. Я показывал ему, как ловить на зимние удочки. Конечно, были опасения: а вдруг утопит пешню, черпак, багорик? Чтобы этого не случилось с удочкой, я клал поперек лунки палочку.

Я рассказывал внуку, почему в таком-то месте водится такая рыба, а в другом – другая. И что “вот здесь” редко можно что-то поймать, и почему. Водил я внука на озеро и реку и в середине зимы. Видел, как тяжело ему пробираться по моим глубоким следам. Подбадривал, заинтересовывал: “Давай подойдем вон к тому дяде, спросим и посмотрим, что он поймал”. При этом наставлял: “Не шуми”.

021-39-3.jpgДавал внуку “покрутить” ледобур. Тяжело ему это было делать, но сколько осилит. Вот здесь главное – предупредить его об опасности, о ножи ведь можно сильно порезаться, и самому смотреть в оба.

В прошлом году Первого мая я повел его на озеро за уклейкой. Взял в гараже свою старую в два с половиной метра бамбуковую удочку, которую сам купил еще в двенадцатилетнем возрасте и которой не пользовался два десятка лет. Поставил леску 0,25, крючок-“четверку” и самодельный пенопластовый поплавок.

Для первой самостоятельной рыбалки ребенку главное – показать ее результативность и комфорт, чтобы раз и навсегда не отбить у воспитанника охоту. Вспоминаю свою первую рыбалку, когда мне самому было лет пять. Тогда в начале мая старший брат уговорил меня пойти на Волгу за три километра от дома. Заинтриговал: “Увидишь, как рыбу ловят”. Пришли к реке – холодище, ветер, дождь. И мне быстро надоела такая рыбалка – я запросился домой. Правда, брат тогда выполнил свое обещание: сумел-таки при сильном волнении и мутной весенней воде поймать пару ершей. Он творчески подходил к рыбалке и сумел “заразить” этим делом и меня.

021-39-2.jpgТак вот, о результативности и комфорте первой самостоятельной рыбалки для начинающего рыболова. Хотя с десяток рыболовов стояли тогда практически по всему периметру озера, я в тот ветреный день выбрал место под высоким берегом, где было тихо. А значит, удобно нам, да и интуиция подсказывала, что рыба здесь есть. Я насадил на удочку внука опарыша, показал, как делать заброс за линию прошлогодней травы.

И внук начал потаскивать уклейку: за полдня наловил сорок штук, при моем результате – десять. Конечно, я помогал ему крепить на крючок насадку, снимал пойманную рыбу. То и дело отцеплял крючок, вонзавшийся в прошлогоднюю траву – как в воде, так и сзади. Благо, обрывов удалось избежать.

За год до этого, в апреле, мы приехали к разлившейся Кудьме. И, пока я налаживал удочку и немного отвлекся, вдруг услышал крик внука: “Дедушка, спасай!” Он стоял, наклонившись вперед, руки в ледяной воде, и не мог самостоятельно выбраться. Думаю, многие попадали в такие ситуации, потеряв равновесие. Я отбросил удочку, рванулся к нему, поставил его на ноги. Окажись дно нетвердым, илистым, или было бы здесь глубоко – случилось бы непоправимое. Эта история стала для меня серьезным уроком. Внуку же я сказал: “Молодец, не растерялся, позвал на помощь”.

В эту рыбалку на озере внук стоял у самой кромки берега, а забросить поплавок ему хотелось подальше. В азарте он соскользнул по глине и набрал сапогами воду. И сразу же, “как учили”, спокойно позвал на помощь – мой урок не прошел даром. Я вытащил его, велел снять сырые носки, сухой тряпкой протер сапоги внутри и намотал ему на ноги самодельные “портянки”. Мы тут же отправились домой: сапоги-то все равно были мокрые.

021-39-4.jpgОтмечу, что успешная в эту рыбалку ловля внука привлекла мальчишек 12-13 лет, и они нас буквально “обурили” с обеих сторон. Товарищ, не рыболов, мне сказал: “И без опыта можно наловить, если тут рыба есть”. Я тогда ответил ему: “Опыт в том и заключается, чтобы знать, что вот именно здесь, в это время и в этих условиях рыба будет клевать”. Да, у ребенка был хороший улов. Но место-то ему подобрал “тренер”, и настроил снасть тоже он.

В том же году, ближе к осени, мы с внуком еще не раз приходили на это место. И брали с собой его двоюродного брата. Тут стоит отметить, что ребенку утомительно надолго сосредотачиваться на одной рыбалке, ему надо дать позаниматься и чем-то другим. Вот взял он лопатку – сделал ступеньки на склоне берега и ровную площадку под стульчик. Вот опустил в воду подсачек “просто так” – не запрещаю, пусть тренируется. Два ребенка на рыбалке – вдвое усилится интерес к ней, проявится соревновательный момент: кто больше поймает.

Вот подъехал рыболов с женой и сыном – ровесником двух моих подопечных. Он спустился к воде, начал ловлю. А его сынишка, не зная, чем заняться, бродил по высокому берегу. Хорошо, мой общительный внук приобщил его к нашей компании. Я не корю папу-рыболова – может, на сей раз у него была личная “спортивная”, а не “тренерская” рыбалка. Но в данном случае сын его оказался “не у дел”.

021-39-6.jpgКстати, лучше брать ребенка на рыбалку только с рыболовами: он и от них чему-то научится, да и не заскучает. А если ехать с разношерстной компанией на пикник с элементами рыбной ловли, то ребенок станет отвлекаться, начнет “помогать” тем, кто загорает или ничего не делает. На пикнике его могут увлечь женскими интересами: “Ой, посмотри, какие бабочки! И цветочки!”

Летом у нас бывали поездки на озеро всей семьей – искупаться. В такой ситуации, тем более в полдень, не до рыбалки. И я в таких случаях всегда брал резиновую лодку. Учил внука грести, держать курс. Уплывали далеко. И здесь я объяснял, где и какую рыбу можно поймать. С озера хорошо было видно, как под берегом на мели стоит стая крупной плотвы, а в зарослях камыша плывет уж. Надоедало внуку плыть вдоль берега – заинтересовывал чем-то новым: “Вон там посмотрим, как вода из озера ручейком течет в реку. А вон там кувшинки цветут”.

В прошедшем апреле я показал внуку в Старом Кстово, что на волжском льду в Старчихе появились закраины, и на лед выходить опасно. А в этом году второго мая пошли мы с ним на Кудьму. На наше “уловистое” место, где прошлым летом из-под старого упавшего дерева он поймал полтора десятка окуньков.

021-39-4-з.jpgЯ в это время ловлю на кивок окуней и язей. Но в этот раз было очень ветрено, и было просто невозможно пользоваться кивком. Я перешел на поплавок.

Вот тут отмечу: взял ребенка на рыбалку – основное внимание ему. В это время главное – не свой результат, а чтобы его интерес к рыбалке не исчез. Поймали мы тут двух приличных “горбатых” окуней, и клев как обрезало. Пошли по реке, ближе к дому, в поисках лучшего и безветренного места. Не нашли. Я уже засобирался домой, а он вошел в азарт, не хочет прекращать рыбалку. Тогда я использовал это его желание, спросил: “Пойдешь в противоположную сторону, еще дальше?” Он согласился.

Нашли мы необычное место, где встречаются прямое и обратное течение, и “общая” струя отходит от берега к середине практически перпендикулярно. Забросили снасти в полутора метрах от берега. И у нас пошли частые поклевки приличных “горбатых” окуней. Я напомнил внуку, как распознать осторожные поклевки, когда надо подсекать сразу, а когда подождать, сосчитав “до трех”. Соревнуясь (то он выходил вперед, то я), мы поймали по одиннадцать окуней. Именно после такой результативной рыбалки он мне сказал: “Давай завтра обязательно пойдем еще”. Я понял: он стал моим напарником.

Через неделю мы пришли с ним на это же место. Вода в Кудьме спала, окуни ловились меньшего размера. Но вот у меня на “кивок” поклевка, на крючке – крупная рыба. “Костик, давай подсачек!” Внук опустил подсачек в воду, я завел в него приличного для среднего течения Кудьмы карася – граммов на восемьсот. Заодно и практика внуку по пользованию саком.

021-39-5.jpgПодводя итог моей “тренерской работе”, назову основные выводы. Говорят, характер и наклонности человека формируются до пяти лет – значит, ребенка надо всячески приобщать к рыболовной среде с самого детства. На рыбалке надо создавать ребенку комфорт, не утомлять его долгими рыбалками и дальними переходами. Обеспечивать ему результативную рыбалку (чтобы он дома или в садике, как настоящий рыболов, для самоутверждения мог сказать: “Я в выходной поймал во-от такую рыбу!”

На первом месте у “тренера” должна всегда стоять безопасность юного рыболова. Для этого нужно не спускать с него глаз: берег бывает крутым, скользким, обваливающимся. Нужно следить, чтобы ребенок не порезался острыми предметами (ледобур чтобы всегда был ввернут в лед). И не пострадал от огня костра.

Пройдет всего лет пять, и внук начнет бегать на реку самостоятельно, со своими сверстниками. И “пасти” его в этом возрасте уже вряд ли удастся. Так, в описанной рыбалке второго мая мы встретили на реке знакомых ребят пятиклассников с удочками. Поэтому к данному возрасту ребенок должен хорошо усвоить правила безопасного поведения на реке, уметь плавать и знать, как помочь товарищу, попавшему в воду, выбраться на берег. Будет такая уверенность – можно юного рыболова отпускать на самостоятельную рыбалку.

Но это не значит, что со взрослыми школьнику уже будет скучно. Если не прекращать показывать ему очередные “секреты” из своего немалого опыта, он останется вашим постоянным напарником. Вот на днях внук покрутил безынерционную катушку и сказал: “Не пора ли заняться дальним забросом?” Это в шесть-то с половиной лет…