Чтобы ледобур стал еще надежней
В последние годы в России получили массовое распространение барнаульские ледобуры. Они легче некоторых других, имеют более надежное соединение двух колен, прочное лакокрасочное покрытие и удобны в использовании. Вы ознакомились с их характеристиками в Интернете, прочитали отзывы на рыболовных форумах и узнали мнения своих знакомых. В магазине увидели, что к ним еще и продаются запчасти! Наконец, вы стали обладателем этого незаменимого на зимней рыбалке инструмента.
Чего вы ждете от нового ледобура? Конечно же, безотказной работы. Чтобы, выйдя на лед, не оказаться в безвыходной ситуации, когда вы по одну сторону льда, а рыба - по другую, и эта граница между вами непреодолима. Так что же еще стоит сделать, чтобы такого не допустить?
Надежность изделия определяется по наименее надежной детали. Барнаульский ледобур имеет одно больное место - пластмассовый барашек с залитой в него стальной гайкой для скрепления верхней и нижней частей бура между собой. Во время сверления льда это соединение раскачивается, разбалтывается, и приходится барашек то и дело подтягивать. Или, приложив довольно серьезное усилие, затянуть его "как следует". Вы уверены, что при этом пластмассовые рожки барашка (к тому же на сильном морозе) не отломятся?
Или не отломятся при небрежной погрузке в багажник автомобиля? Да и просто при неосторожном ударе о что-то твердое?
Я был уверен в прочности этого пластмассового изделия до того момента, пока однажды по окончании рыбалки настала пора сложить бур. Лед в тот день был толстый, с торосами, и бур при сверлении приходилось опускать в лунку по рукоять. При этом на винте, на который накручивается барашек, образовалась небольшая корочка льда. Барашек не отвинчивался, а при приложении большего, чем обычно, усилия - сломался (фото № 1).
Когда мы возвратились к машине, я, по совету товарища, погрел место соединения у выхлопной трубы - сломанный барашек, не сразу, но удалось отвернуть. Причина поломки была, как говорится, налицо - барашек наполовину состоял из воздушных пузырьков.
Совет товарища - купить комплект с новым барашком или до покупки приклеить отломившееся ушко клеем - я сразу отверг, помня слова из советской юморески "чем физика отличается от химии": ковер сначала сдают в химчистку, а после нее оставшуюся пыль удаляют более надежным способом - выбивают выбивалкой. То есть, не надеясь в данной ситуации на химию, и я решил пойти "механическим" путем.
В домашних условиях закрепив остаток барашка в тисочках, я ножовкой по металлу спилил выступавшую пластмассу, остатки ее срезал ножом. "Моему взору", как пишут в романах, "открылся" шестигранник под ключ примерно на "17". На электроточиле обточил две грани под ключ на "13" (фото № 2).
И собрал бур, навернув еще сверху для контрения гайку М8.
Теперь буром стало можно пользоваться как и раньше, только надежность данного узла выросла до ста процентов.
Но не навсегда, а лишь на некоторое время. Потому что стальная гайка барашка (посмотрите и на своем ледобуре) уже сделала довольно глубокий пропил (и это при не столь интенсивной эксплуатации - к середине всего лишь 3-го зимнего сезона) (фото № 3).
Причина такого дефекта в том, что изготовитель сделал на стальной гайке барашка слишком узкий прижимной "ободок" (его диаметр 17 мм), который просто вгрызается в металл соединительного узла бура.
Что делать? Придется при сильном износе (а лучше - уже при показанном на фото) на это место под барашек ставить шайбу с внутренним диаметром 13,4-13,5 мм и наружным 21 мм. Толщина шайбы - 1,5-2 мм.
Теперь вернемся к винту М6. И в этом случае, как и с пузырчатым барашком, стоящий на буре винт "не совсем подходит". Его безрезьбовая часть короче, чем внешняя (серая) часть сочленения ледобура. Из-за этого резьба пропиливает, разбивает отверстия в серой и синей частях соединения (возле гайки) и разбивается сам болт (фото № 4).
Причем в продающихся в магазинах запасных комплектах (которые я осмотрел) этот болт также "ненормальный" - также с излишней резьбой и также будет разбивать отверстия в соединяемых деталях.
Безрезьбовая длина болта должна быть больше ширины серой части соединительного узла. То есть при наличии двух шайб (по шайбе со стороны головки болта и гайки) - 37 мм (фото № 5).
И в заключение о "самоконтрящейся гайке" (которая вместе с винтом М6 соединяет два колена и которая заменена двумя обычными гайками). Мол, с ее постановкой "практически исключается возможность самопроизвольного отвинчивания гайки" и "по мере разработки отверстий предусмотрена возможность подтягивания самоконтрящейся гайки".
А ведь эта "самоконтрящаяся гайка" - всего лишь гайка с вкладышем из нейлона или пластика, у меня она "самооткрутилась" на второй же рыбалке, чуть не потерялась и сразу же была заменена старым проверенным русским способом на две, которые действительно законтрили друг друга как следует, намертво.
В начале статьи я написал о хорошем лакокрасочном покрытии барнаульского ледобура. Пока оно есть, лед хорошо скалывается легкими ударами. И чтобы это покрытие дольше сохранялось, отбивание льда лучше делать не металлическим, а деревянным или пластмассовым изделием (я это делаю ручкой черпака), и удары наносить только по торцевым частям (ребрам) шнека.
И, конечно, не следует допускать образования ледяной корки на ножах (ее без ударов и повреждения самих ножей удалить довольно проблематично) - для этого после сверления необходимого количества лунок нужно протереть ножи от воды и ледяной крошки пальцами или тряпочкой.
Чего вы ждете от нового ледобура? Конечно же, безотказной работы. Чтобы, выйдя на лед, не оказаться в безвыходной ситуации, когда вы по одну сторону льда, а рыба - по другую, и эта граница между вами непреодолима. Так что же еще стоит сделать, чтобы такого не допустить?
Надежность изделия определяется по наименее надежной детали. Барнаульский ледобур имеет одно больное место - пластмассовый барашек с залитой в него стальной гайкой для скрепления верхней и нижней частей бура между собой. Во время сверления льда это соединение раскачивается, разбалтывается, и приходится барашек то и дело подтягивать. Или, приложив довольно серьезное усилие, затянуть его "как следует". Вы уверены, что при этом пластмассовые рожки барашка (к тому же на сильном морозе) не отломятся?
Или не отломятся при небрежной погрузке в багажник автомобиля? Да и просто при неосторожном ударе о что-то твердое?
Я был уверен в прочности этого пластмассового изделия до того момента, пока однажды по окончании рыбалки настала пора сложить бур. Лед в тот день был толстый, с торосами, и бур при сверлении приходилось опускать в лунку по рукоять. При этом на винте, на который накручивается барашек, образовалась небольшая корочка льда. Барашек не отвинчивался, а при приложении большего, чем обычно, усилия - сломался (фото № 1).
Когда мы возвратились к машине, я, по совету товарища, погрел место соединения у выхлопной трубы - сломанный барашек, не сразу, но удалось отвернуть. Причина поломки была, как говорится, налицо - барашек наполовину состоял из воздушных пузырьков.
Совет товарища - купить комплект с новым барашком или до покупки приклеить отломившееся ушко клеем - я сразу отверг, помня слова из советской юморески "чем физика отличается от химии": ковер сначала сдают в химчистку, а после нее оставшуюся пыль удаляют более надежным способом - выбивают выбивалкой. То есть, не надеясь в данной ситуации на химию, и я решил пойти "механическим" путем.
В домашних условиях закрепив остаток барашка в тисочках, я ножовкой по металлу спилил выступавшую пластмассу, остатки ее срезал ножом. "Моему взору", как пишут в романах, "открылся" шестигранник под ключ примерно на "17". На электроточиле обточил две грани под ключ на "13" (фото № 2).
И собрал бур, навернув еще сверху для контрения гайку М8.
Теперь буром стало можно пользоваться как и раньше, только надежность данного узла выросла до ста процентов.
Но не навсегда, а лишь на некоторое время. Потому что стальная гайка барашка (посмотрите и на своем ледобуре) уже сделала довольно глубокий пропил (и это при не столь интенсивной эксплуатации - к середине всего лишь 3-го зимнего сезона) (фото № 3).
Причина такого дефекта в том, что изготовитель сделал на стальной гайке барашка слишком узкий прижимной "ободок" (его диаметр 17 мм), который просто вгрызается в металл соединительного узла бура.
Что делать? Придется при сильном износе (а лучше - уже при показанном на фото) на это место под барашек ставить шайбу с внутренним диаметром 13,4-13,5 мм и наружным 21 мм. Толщина шайбы - 1,5-2 мм.
Теперь вернемся к винту М6. И в этом случае, как и с пузырчатым барашком, стоящий на буре винт "не совсем подходит". Его безрезьбовая часть короче, чем внешняя (серая) часть сочленения ледобура. Из-за этого резьба пропиливает, разбивает отверстия в серой и синей частях соединения (возле гайки) и разбивается сам болт (фото № 4).
Причем в продающихся в магазинах запасных комплектах (которые я осмотрел) этот болт также "ненормальный" - также с излишней резьбой и также будет разбивать отверстия в соединяемых деталях.
Безрезьбовая длина болта должна быть больше ширины серой части соединительного узла. То есть при наличии двух шайб (по шайбе со стороны головки болта и гайки) - 37 мм (фото № 5).
А ведь эта "самоконтрящаяся гайка" - всего лишь гайка с вкладышем из нейлона или пластика, у меня она "самооткрутилась" на второй же рыбалке, чуть не потерялась и сразу же была заменена старым проверенным русским способом на две, которые действительно законтрили друг друга как следует, намертво.
В начале статьи я написал о хорошем лакокрасочном покрытии барнаульского ледобура. Пока оно есть, лед хорошо скалывается легкими ударами. И чтобы это покрытие дольше сохранялось, отбивание льда лучше делать не металлическим, а деревянным или пластмассовым изделием (я это делаю ручкой черпака), и удары наносить только по торцевым частям (ребрам) шнека.
И, конечно, не следует допускать образования ледяной корки на ножах (ее без ударов и повреждения самих ножей удалить довольно проблематично) - для этого после сверления необходимого количества лунок нужно протереть ножи от воды и ледяной крошки пальцами или тряпочкой.
Николай Денисов, г. Кстово, Нижегородская обл.
Фото автора
Фото автора