Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Что в законе хорошо… и что в законе – плохо

Что в законе хорошо… и что в законе – плохо


Григорий Ганжа  

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 3(74), 2019 г.  

В прошлом номере журнала началось обсуждение свежего закона о любительском рыболовстве. Начальник Нижегородского отдела Росрыболовства ответил на основные вопросы, касающиеся как самого закона, так и существенных изменений в Правилах рыболовства, – в широком смысле этих самых правил. Я – лицо неофициальное и совершенно “безответственное”, мои мысли – только мои мысли, но выразить свое отношение к новой системе координат в любительской рыбалке – почему же нет? Итак.  


Что в законе хорошо… и что в законе – плохо


1. Он таки появился! Напомню, что президент (в тот момент премьерминистр) еще в далеком 2011 году дал поручение “в кратчайшие сроки принять закон о любительской рыбалке”. Ждали год, ждали другой, потом, признаюсь честно, как-то уже и ждать перестали – а он раз, и появился. И это очень хорошо. Теперь от этого самого закона можно “плясать”: принимать различные подзаконные акты, указы, приказы и пр. Т.е. все же наконец-то начать выстраивать стройную систему координат любительской рыбалки. 

2. На мой сильно субъективный взгляд, главное в законе – статья 6 и ее пункт 1: “Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами”. 


Что в законе хорошо… и что в законе – плохо


Если помните, это как раз ключевой вопрос, вокруг которого и разгорелась жаркая полемика в 2011 году. Тогда все шло к тому, что любительская рыбалка на водоемах общего пользования может стать платной. Но начались митинги, дело дошло до самого верха – и проблема решилась, рыбалка осталась бесплатной, что теперь закреплено и в законе. Существуют ли все же какие-то “обходные” варианты? Я думаю, что да, существуют. Ту же фиш-карту внедрить без нарушения закона ушлые юристы, я думаю, вполне смогут. И если эта карта будет стоить реальных денег, и собранные миллионы реально пойдут на охрану и пополнение рыбных запасов, то я – за. Чисто субъективно – 500 рублей за годовую карту с возможностью рыбалки по всей России отдал бы. Пожилых рыбаков за 60 лет и молодежь до 20 лет от уплаты бы освободил. И чтоб замороки никакой не было – один раз в год заплатил, квиток получил – и рыбачь спокойно. Но про фиш-карту пока и речь не идет, так что это все мои фантазии. На случай, если вдруг. 

3. Семь лет закон о любительском рыболовстве разрабатывали, но сети в нем так и остались. Так и не поняли законотворцы, что любительская рыбалка – это когда отдых, природа и немного рыбы поесть. А когда сети – это не рыбалка, а добыча рыбы. Для пропитания, для продажи – не суть. Рыболовы-любители сетями рыбу не ловят, а если ловят, то они называются уже другими словами, как правило, нехорошими.


Что в законе хорошо… и что в законе – плохо


И вот в долгожданном законе я вдруг читаю про всякие там жаберные сети и прочее – ну не чудеса? Мотивация такая, что, дескать, на крайнем-крайнем севере или далеком-далеком востоке самые коренные народы могут рыбу сетью ловить. Так и пусть ловят на здоровье, они за счет этой рыбы выживают, они промыслом занимаются, а не рыбалкой. Причем здесь наш долгожданный закон о любительском рыболовстве – ума не приложу. 

4. Статья 7 пункт 2 тоже вызывает удивление. 

“При проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов не устанавливается”. 

Напомню, что в нашей Нижегородской области суточная норма вылова – 10 кг. По нашим скудным рыбным запасам – это очень много. За сезон я пару раз сталкиваюсь со “щучьим партсобранием”, когда можно наколбасить и “за десятку”, но уже со второй-третьей рыбы начинаю ее отпускать, прекрасно понимая, что если я со своих точек буду щуку регулярно вышибать подчистую, через парутройку лет встреча с таким вот партсобранием будет просто невозможна по весьма прозаическим причинам. 


Что в законе хорошо… и что в законе – плохо


Теперь представим, что я не просто так рыбу ловлю, а ловлю в рамках каких-то соревнований, значит, должен поймать как можно больше. И всю ее забрать. Чаще всего, кстати, рыба именно в дни турнира капризничает, и шанс попасть на раздачу не так уж и велик. Но если попал? Везти на взвешивание гору трупов? Ну да, сейчас современные катера оборудованы хорошими “лайвелами”, в которых можно на финиш и живую рыбу привезти, а после фиксации выпустить обратно в водоем. Только вот на региональных турнирах привозят в основном не живую, а убитую, ибо подавляющее количество участников не имеют современных катеров с соответствующим оборудованием. В этой связи более логичным выглядит зачет по трем или пяти самым крупным “хвостам”. А если по “живым хвостам” – то и вообще хорошо. Или, как минимум, не превышайте норму – почему рыболов-спортсмен должен быть лучше рыболова-любителя? Потому что он частному лицу или частной организации взнос за участие в соревнованиях заплатил? Причем здесь водоемы общего пользования? 

5. Наряду с законом в недавнем прошлом было принято еще несколько подзаконных актов, напрямую касающихся нашего с вами дела. В частности – ограничение по хвостам и уплата ущерба за перелов. Тоже нормально отношусь. Наколбасил пакет судачат меньше 40 см длиной – плати большой штраф, если сам не понимаешь, что это плохо. И больше трех взрослых не бери, думай про завтра, а не только про сегодня. Мне кажется это вполне логичным. Поймал трех судаков – на щуку переключись, тоже три штуки взять можно. Поймал щуку – на окуня – и так до тех самых 10 кг в совокупности. Если уж прямо совсем рыбы надо. Поймал 10 кг – начал отпускать, с водоема-то никто не гонит, принцип “поймал – отпустил” действует повсеместно. Многие вообще рыбу не забирают, всю пойманную поголовно отпускают обратно – низкий поклон таким рыболовам, сам я до такой степени сознательности еще не дорос. 

6. Сократился срок запрета. Давно было пора. Почему в соседней Владимирской области, например, запрет на спиннинг заканчивался на две недели раньше? Река-то одна, Ока, и рыба в ней одинаковая, можно даже сказать, “общая”. Теперь на Оке и Чебоксарке с 11 июня можно, за это говорю спасибо. Лучше бы вообще, как в советские времена, – 2 месяца с распаления льда. Ранняя весна – ранний нерест – раннее открытие. Но это потребует серьезной работы, ведь область большая и водоемы очень разные – попробуй все “отмониторь”, решили сделать даты постоянными, зато путаницы никакой не будет. В целом я – за. Большие выходные на День России провести на воде с любимым спиннингом в руках, ничего при этом не нарушая, – это я нас всех от души поздравляю. Опять же ложку дегтя добавлю, не будь я Григорий Ганжа: если Ока закрывается с 1 апреля, то два месяца заканчиваются все же 1 июня, а не 10… Может, ктото просто неправильно посчитал? 


Что в законе хорошо… и что в законе – плохо


7. На Ветлуге и Суре в пределах области теперь можно ловить в запрет на поплавок и донки. Не будут теперь пожилые ветлугаи с удочками от рыбнадзора бегать – здравый смысл восторжествовал. 

Так бы вот и по другим нашим просьбам. Тот же спиннинг береговой – почему не узаконить? Почему на Волгоградском водохранилище с его притоками можно, а у нас нельзя? Якобы потому, что спиннингом можно рыбу забагрить. Как практикующий рыболов могу сказать, что случайно рыба багрится очень и очень редко. А вот если ее специально багрить, то да, но к рыболовамлюбителям это никакого отношения не имеет, ибо рыболовы-любители рыбу ловят, а не багрят. А багрят – браконьеры. И не только весной, кстати, а и зимой на зимовалах, и поздней осенью, когда лещ в стаи сбивается… Но спиннинг-то здесь причем? И нигде весной спиннингом нельзя: ни на прудах, ни на парковых озерах, ни на карьерах, ни на торфяниках… хоть бы уж городские пруды выделили, ловили-отпускали бы там микроджигиты своего микроокуня – ни о каком багрении там и речи быть не может, но нет, и там нельзя. И остаются у нас в запрет только платные пруды, но форель – это дорого, а хороших платников с приличным количеством щуки и окуня я у нас не знаю. 

Есть и другие “тонкие места” для обсуждения, конечно, я далеко не все в этой небольшой заметке осветил. Так что если вы, уважаемые коллеги, подключитесь – лично я, Григорий Ганжа, буду вам очень признателен.   

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 3(74), 2019 г.