Что мы знаем о жизни реки?
Причем здесь рыболовный дневник? А притом, что каждую раннюю весну на реках наблюдается уклеечный ажиотаж, каждое лето в прибрежных камышах водохранилищ клюет карась, каждую осень жирует щука, а про зиму и говорить нечего - здесь, на мой взгляд, все еще более предсказуемо. Бывают, конечно, и неожиданности, но все в конечном итоге возвращается на круги своя. К чему это я? Да к тому, что нужно больше наблюдать, постигать и анализировать, тогда понимание жизни рек и озер придет само собой. Оно проявится в неком чувстве единения с водой, с ее обитателями, когда вдруг станет доступным для понимания то, что происходит в данный момент там, внутри водоема. Если применить последний вывод непосредственно к рыбной ловле, то, иными словами, станет более-менее понятно, что, где, как и на что лучше ловить. Я, конечно, утрирую, изображая вам этакую тарелочку с голубой каемочкой, между тем считаю, что не только личный опыт, но и интуиция способны открыть многие ранее недоступные секреты природы, в частности ее неотъемлемой части - водоемов.
Но хватит философии, перейдем к делу. Самыми интересными с исследовательской точки зрения являются реки. Они отличаются весьма разнообразным "поведением" и в значительной степени позволяют напрячь воображение и заставить работать в познавательном русле пытливый рыбацкий ум. И не только потому, что сами по себе бывают различного характера и типа, а по причине какой-то первозданности что ли, разнообразной своей жизнедеятельности, скрытности и, быть может, даже своенравности. Среди всего многообразия речных водоемов мне чаще всего приходилось общаться с неприметными представительницами равнинных рек. Они не шумят, как горные реки, они не так торопливы и важны, как реки-мамы, они просто текут себе куда нужно и при этом не теряют чувства собственного достоинства, когда на их пути ставят многочисленные преграды-шлюзы, а русло "засовывают" в канал. Вот на одну из таких речушек я обязательно прихожу весной.
Вообще, весна - не самое удачное время для первого свидания с рекой, потому как впечатление от увиденного может сложится обманчивое. В начале весны реки становятся жертвой паводка. Если снега было мало и земля промерзла не сильно, то этот процесс протекает не так заметно и болезненно, если же наоборот - то стоит выждать.
На быстрой мутной реке вольготно себя чувствует лишь разная непоседливая мелочевка типа уклейки. При некотором просветлении воды начинают подавать признаки жизни окунь и плотва, куда же девается вся остальная рыба - совершенно непонятно. Как-то раз в апреле в надежде поймать живца я прошел не один километр по торопливой весенней реке и выудил лишь пару щиповок (уклейка не в счет). Все попытки обнаружить местонахождение еще хоть какой-нибудь рыбешки, того же пескаря, которого летом полно, ни к чему не привели. Не было "летней" рыбы ни под нависшими берегами, ни на течении, ни у единственного закрытого шлюза. Загадка, да и только. Пришлось копать червей, да запасаться терпением для "высиживания" плотвы и окуня (на "спортивных" мотыля и опарыша клевала исключительно уклея), раз уж надежды попытаться поймать хищника не осталось.
Впрочем, понятие "весенняя река" довольно условно. В разные годы, в зависимости от погодных условий, речка может переходить на ранний летний режим уже в начале апреля. К началу мая почти всегда условия ловли становятся приемлемыми, а объекты - разнообразнее.
Итак, дело подходит к лету. Река постепенно начинает зарастать, показывая со дна вереницы подводных лиан. Тут вдруг оказывается, что там, где в апреле вы бросали спиннинг, летом воды всего по колено. В это время рыба сосредотачивается на ямах, хотя и у берегов часто можно наблюдать выскакивающие при вашем приближении тени. Поймать их здесь на удочку проблематично, хотя и возможно. Нужно только соблюдать элементарные правила маскировки и не топать как лошадь. Из-под берегов можно вытянуть окунька, густерку, пескарика, плотвичку, а там, где поглубже -- и щучку. Если хотите поймать что-либо солидное наверняка -- отправляйтесь на яму или на глубокий плес.
Отдельно среди речных обитателей стоят белые хищники. Что касается жереха, то обитает он далеко не везде, до и то преимущественно в больших реках. На малых речушках приходится довольствоваться голавлем и язем. Хотя почему довольствоваться - эти рыбы вполне заслуживают к себе внимания, да и гораздо более сговорчивые, чем тот же жерех. Ведь хищники то они условные, и вовсе не обязательно ловить голавля на спиннинг. Небольшие представители этого вида рыб вполне сносно клюют и на поплавочную удочку, на крючке предпочитая шитика. Вот только места нужно знать -- отнюдь не везде удается поймать голавля и язя (а держаться они преимущественно вместе). Я бы порекомендовал искать такие места опытным путем, ориентируясь на речные повороты, углубления за перекатами, нависшие над водой кусты, упавшие в воду деревья. Последние места примечательны тем, что здесь голавль стоит вплоть до глубокой осени, когда уже не клюет, а лишь дразнит вас своими неторопливыми перемещениями в кристально чистой воде.
По мере приближения к зениту лета, река зарастает все больше и больше. Самыми притягательными для рыболова зарослями являются кувшинки-кубышки. Здесь бывает неплохо посидеть в ожидании поклевки плотвы или красноперки, прикормив место и соблюдая осторожность. Здесь же стоит и щука. Летом стоит кардинально изменить способ охоты за ней. Если до этого самой добычливой ловлей на живца было ужение в проводку, то сейчас нужно перестраиваться на облавливание окошек в зарослях водных растений. Долго задерживаться на одном месте не имеет смысла - если хищница там была, то она наверняка не оставила бы потенциальную пищу без внимания.
Осенью в тех реках, которые значительно зарастают, щуки становится меньше, а вот в чистых, просторных реках - примерно столько же, сколько всегда, но клевать она начинает лучше. Вариантов ее ловли здесь может быть два: либо ходить по руслу, облавливая береговую линию, для чего более пригоден спиннинг, либо подольше задерживаться в затонах, где ловить можно как на блесну, так и на живца. Такое наблюдение - чем сильнее течение на реке, тем больше осенью щуки в затоне, и чем он просторнее, тем рыба стоит крупнее.
С наступлением осени становится все сложнее систематизировать ловлю в реке мирной рыбы. Лично я в это время предпочитаю рыбачить на водохранилищах, где плотва, подлещик и прочие популярные объекты ловли достаются без особых хлопот. На реке же все происходит как-то спонтанно. То нарвался на пескаря, то вдруг отлично ловилась на тесто плотва, а там откуда ни возьмись появился карась, клевавший вперемежку с густерой и ершом. Если в реке водится елец, то лучше заняться ловлей этой рыбы - благодарная рыбалка, которая может продолжаться до глубокой осени. Также как и ловля небольшого окуня, который стоит небольшими стайками в одних и тех же местах и клюет хоть и не часто, но уверенно.
Валерий Сикиржицкий, г. Минск