Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Что дальше? О первом искусственном зарыблении Волги сеголеткой щуки

Что дальше? О первом искусственном зарыблении Волги сеголеткой щуки

2-1.jpgВадим Сыромятников

Мы все-таки сделали это - искусственное зарыбление Волги сеголеткой щуки в районе Васильсурска состоялось! Читатели знают, что главная особенность этой акции заключалась в том, что денежные средства для закупки щуки собирались всем рыбацким миром: в магазинах Нижнего Новгорода и Дзержинска, на рыболовной базе "Васильсурская Слобода", через нижегородский рыболовно-охотничий клуб "ВолгаФишинг" и редакцию нашего журнала...


Трудности нового дела


Зарыбление наших рек по линии Комитета по рыболовству проводится у нас ежегодно, но, к сожалению, в основном мальком "мирной" рыбы - сазаном, толстолобиком, стерлядью - видами, которые не являются объектами любительской рыбалки в нашей области.

Что касается хищника, наши государственные структуры ограничиваются периодическим выпусканием в водоемы личинки щуки, процент выживаемости которой, по оценке ученых, минимален. Именно поэтому нам и хотелось выпускать сеголетка - подрощенного в течение лета малька, который уже будет не по зубам мелким хищникам, в первую очередь - окуню.

Хочу сказать, что наш путь оказался непростым с самого его начала. Во-­первых, по действующему законодательству ни физическое, ни юридическое лицо не имеют права выпускать рыбу в водоемы общего пользования по своему желанию. Более того, это является серьезным нарушением закона...

Нельзя также развести малька в собственном пруду (или аквариуме) и потом выпустить его в водоем общего пользования - выращивать рыбу для выпуска должно только сертифицированное органами Комитета по рыболовству предприятие.

2-2.jpgПоэтому мы, внимательно изучив законодательство, прежде всего получили заключение от Нижегородской лаборатории ФГНУ ГосНИОРХ о необходимости искусственного зарыбления щукой Волги и Оки в Нижегородской области. Затем еще в прошлом (2011) году подали заявку на включение нашего участка реки в план искусственного зарыбления, который утверждается руководством Верхневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (г. Тверь).

Согласовали свои действия с руководителем нижегородского рыбнадзора Савкиным В.В. и заручились официальной поддержкой руководства Министерства экологии Нижегородской области.

Несмотря на то, что руководители всех этих государственных структур целиком поддержали идею зарыбления, бюрократические проволочки заняли у нас довольно много времени и отняли не меньшее количество энергии, чем было затрачено потом на агитацию непосредственных участников акции во время сбора средств.

Получив из Твери от руководителя Верхневолжского территориального управления официальное разрешение на выпуск малька в Волгу в районе Васильсурска, мы приступили к сбору денег от рыболовов­-любителей.


Моя хата - с краю


2-3.jpgНа форуме клуба "ВолгоФишинг" сразу разгорелась жаркая дискуссия о том, должны ли рыболовы-­любители за свой счет зарыблять водоемы общего пользования в нашей области. Ее участники разбились примерно на 4 группы:

1.    Те, которые не дадут денег ни при каких обстоятельствах. Их аргументы выглядели примерно так: "Деды кровь проливали за мое право бесплатно ловить рыбу", "Лучше я на эти 300 рублей детям апельсинов куплю" и "Плачу налоги - государство обязано все сделать само за свой счет".

2.    Те, которые готовы дать денег, но чтобы кто­то организовал зарыбление именно той акватории, на которой они ловят постоянно: "Зачем мне сдавать деньги на зарыбление Волги, если я ловлю на Оке и на Горе­-море?".

3.    Те, которые готовы были сдать свои деньги, но хотели общественного контроля над их целевым использованием, чтобы капиталист-­мироед в моем лице не обогатился за чужой счет или чтобы в будущем не поимел от этой акции какие­-то привилегии.
4.    Те, которые реально считали, что сегодня никто, кроме нас самих, не поможет реке. Поэтому, чтобы отдать свой долг Волге­-матушке, они с радостью жертвовали небольшие (а некоторые - и довольно большие!) деньги тем, кто решил организовать искусственное зарыбление щукой.

Если первые две группы так и остались "неохвачеными", рыболовов из третьей группы удалось убедить в том, что планировалось зарыблять не участки РПУ, арендованные ООО "Васильсурская Слобода", а в основном именно свободные от всех РПУ участки: устье Лутоши, Коноплинка, Хмелевские острова и залив у 22­го бакена. Был предложен и общественный контроль над прохождением денежных средств.  


Проблемы с "посадочным материалом"

2-4.jpgС наступлением весны параллельно со сбором средств мы с волнением наблюдали за производством малька в рыбхозе "Борок", которое было выбрано для нашей акции.

Руководитель рыбхоза - Александр Анатольевич Крупин - предупреждал меня о том, что, несмотря на его огромное желание помочь нам, сделать это он вряд ли сможет: авария трубопровода, случившаяся несколько лет назад, полностью отравила его озера дизельным топливом. Его предприятие уже несколько лет судится с владельцем трубопровода из Казани, причем выиграло все суды, вплоть до Верховного, но получить от ответчика денежные средства, необходимые для рекультивации земель под прудами, так и не может. К сожалению, судебная система оказывается в нашей стране бессильной перед "телефонным правом", поэтому крупное прудовое хозяйство, поставлявшее 45% дешевой товарной рыбы на рынки области, пока существует только на бумаге и зарастает березняком. А нижегородцы вынуждены покупать дорогую рыбу, привозимую из других областей.

К несчастью, его сомнения подтвердились. Сначала в мае погибла основная масса икры (поэтому нам просто нечем было зарыблять весной, как изначально планировалось), а осенью погибла и сеголетка в ростовых прудах. Причина была одна - некачественная, зараженная нефтепродуктами вода. Читатель может представить наше отчаяние: столько было сделано, и вдруг в самом финале под угрозой вся акция!

Однако благодаря помощи Александра Анатольевича нам удалось уже осенью найти в Смоленской области другого производителя, у которого мы и закупили 1 тонну сеголетка щуки - примерно 8000 штук весом от 100 до 200 граммов.

3 ноября 2012 года долгожданная сеголетка в специальном транспорте для перевозки живой рыбы прибыла на Лысую Гору, где уже ожидали наши катера и егеря.

2-5.jpgХочу поведать о нашем приподнятом настроении в момент переноса рыбы из емкостей в пластиковые бочки, причем и щуки были в праздничном настроении - все время старались выпрыгнуть и из сачка, и из бочки, стоящей в катере. Все участники акции отмечали резвость, с которой наша щука уходила под воду, при этом практически не было мертвых (я, например, видел только   одну, которая пыталась еще во время транспортировки съесть свою соседку и задохнулась при этом).

Выпускали мы сеголетку в те места, в которых по нашим многолетним наблюдениям зимой скапливается большое количество мелкой рыбы, так что есть полная уверенность в том, что "наша" щука зимой голодной не останется! Специалисты-­ихтиологи отмечали, что уже к осени следующего (2013) года наши щучки будут нагуливать первую икру и смогут отнереститься уже весной 2014 года. Кстати, присутствующие на акции специалисты по разведению щуки вновь подтвердили информацию, которую мне сообщал ранее руководитель нашей Нижегородской лаборатории ГосНИОРХ - Дмитрий Иванович Постнов. Оказывается, лучшим производителем малька щуки является не "мама" 6-10 кг весом, а средне-возрастные щучки весом 3-4 кг. У крупной рыбы икры много, но она, в основном, пустая - из нее не выводится малек.


Выводы


1. Так как зарыбление щукой признано нашими учеными целесообразным и на Волге, и на Оке, нижегородским любителям теперь можно объединяться и зарыблять "свои" участки, на которых они постоянно ловят рыбу. Щука доставляется в нашу область на КамАЗе с четырьмя специальными емкостями, в каждой по 250 кг живого щучьего веса. Если учесть, что стоимость щуки - 160 рублей за 1 кг, необходимо всего 40 000 рублей, чтобы выкупить одну такую емкость. Поэтому любителям из Бармино или Павлово (при желании) можно поучаствовать в этом самостоятельно. Кстати, подтверждаю и свое участие в любом таком деле своими деньгами (хотя сам там и не ловлю).

2. Довольно неудобно принимать денежные средства. Если это делать на ИП или ООО, то даже с учетом упрощенной системы налогообложения теряется часть денежных средств на налоги. Отправлять деньги сразу производителю невозможно - в основном пожертвования идут в наличном виде, а оплату на рыбхоз надо производить в безналичном варианте.

3. Сама процедура выпуска сеголетки оказалась довольно простой. Необходимо иметь полиэтиленовые 50­литровые бочки, в которые удобно загружать рыбу, грузить на катера и выпускать в намеченных местах. Мы имели 20 таких бочек, и тонну сеголетки развезли за 4 часа.

Перспективы


2-6.jpgА что мы должны делать дальше? - задавали мне мои знакомые такой непростой вопрос... Действительно, может что-­то стало лучше за последний год в деле восстановления биологических ресурсов наших рек, и делать нам больше ничего не надо?

Как бы не так! Закон о любительском рыболовстве, в связи с благополучным окончанием всех предвыборных кампаний, чахнет в Москве. Наверное, до следующих выборов...

С одной стороны, добились того, чтобы на открытых водоемах не было участков для любительского рыболовства (где бы взималась плата за рыбалку), но и сказать, что государство будет выделять дополнительные средства на искусственное воспроизводство, никто сейчас не может.

Рыборазводные заводы в нашей области для компенсации негативных действий водохранилища никто даже не планирует строить! Государство продолжает упорно заселять Волгу мальком "мирной" рыбы...

При этом скептики продолжают плакать, дескать, искусственным воспроизводством нашим рекам не поможешь. По большому счету они правы: чтобы полностью устранить негативное воздействие Чебоксарского водохранилища, воду из него надо полностью спустить до прежнего уровня, чтобы опять сделать Волгу быстрой, с чистым дном и насыщенной кислородом водой. Но реалии таковы, что вполне возможен обратный вариант - подъем уровня до отметки 68 метров. Последствия этого зловредного дела будут еще более тяжелыми для Волги...

Одновременно резко возрастает количество рыболовов-­любителей, что само по себе является отрадным фактом (поскольку рыбалка - здоровое и доступное увлечение), но, с другой стороны, резко возрастает прессинг на хищную рыбу. По данным нижегородских ихтиологов, урон от рыболовов­-любителей превышает урон от РПУ.2-7.jpg

Практика последних лет показывает, что рыболовов становится год от года все больше, а хищной рыбы в уловах - все меньше. Именно поэтому я считаю, что долг каждого настоящего рыболова, который любит рыбу не только в тарелке с супом, - помочь и в искусственном ее воспроизводстве.

При строительстве Чебоксарского водохранилища (а именно после его заполнения нарушился биологический баланс) планировался запуск рыборазводных заводов, которые компенсировали бы негативное влияние водохранилища. Однако эти планы остались на бумаге. Придется нам самим, насколько это возможно, помогать реке. Если хотим, чтобы и наши внуки могли заниматься любительским рыболовством...

На рыбохозяйственном совете при правительстве Нижегородской области началось обсуждение вопроса о возможности создания областного некоммерческого фонда, куда бы рыболовы-­любители могли добровольно перечислять небольшие средства на воспроизводство рыбы.

Действительно, если каждый из 25 000 рыболовов (а именно такая цифра звучит иногда при определении численности нашего брата в Нижегородской области) сдаст ежегодно хотя бы по 300 рублей, у нас в активе могло бы накапливаться до 7 500 000 рублей! Если учесть, что и наше региональное правительство планирует выделять денежные   средства на искусственное зарыбление, то ежегодно мы могли бы ощутимо помогать восстановлению рыбных запасов наших рек. Причем зарыбление проводилось бы по плану, согласованному как с общественными рыболовными организациями области, так и с Рыбохозяйственным советом.

2-8jpg.jpgНеобходимо отметить, что рыболовная общественность нашей области довольно активно участвует в различных мероприятиях по борьбе с браконьерством, особенно в период нереста. Эта работа очень важна, так как численность контролирующих органов (и водной милиции, и рыбохраны) по каким­-то странным причинам постоянно сокращается!

Однако, на мой взгляд, нельзя ограничиваться только нерестовым периодом и борьбой с браконьерскими сетями. Например, колоссальный ущерб (особенно поголовью щуки) наносят осенью и весной браконьеры с острогой. Противостоять им немногочисленные работники рыбохраны и водной милиции просто не могут, поэтому для борьбы требуется реальная помощь общественности.

Большое значение в деле сохранения щучьего стада играет и воспитательная работа среди рыболовов. Среди многих моих коллег по увлечению стало уже неприличным привозить с рыбалки десятки килограммов щуки и фотографироваться на их фоне.

Я с большим удовольствием ежегодно участвую во Всероссийском фестивале "Джерфест" - еще и потому, что в зачет идет только живая щука, сфотографированная на фоне линейки и обязательно отпущенная обратно в воду. По такому же принципу проходит и ежегодный фестиваль Daiwa.

Очень жаль, что уважаемые мной нижегородские устроители многочисленных рыболовных фестивалей пока никак не перейдут к подсчету трофеев в живом виде с использованием фототехники и только с применением принципа "поймал - сфотографировал - отпустил".


***

Так как же быть? Смотреть, как в области год от года уменьшается поголовье щуки? Или "оторвать от себя" хотя бы рубликов 300, чтобы на них закупили и выпустили с десяток сеголетков в любимый водоем? И хотя бы немного помочь реке?

Решать должен каждый сам, по совести, так как пока это дело сугубо добровольное. А мы со своими знакомыми рыболовами уже решили: кроме нас, реально помогать реке не­ко­му.

И уже сейчас вновь собрали около 70 000 рублей. Думаем акцию продолжить, чтобы следующей осенью еще 10 тысяч молоденьких щучек могли весело разбежаться по акватории Васильсурска.