Бур - друг, и бур - источник неприятностей
Вот несколько правил, касающихся правильной эксплуатации любого ледобура.
1. Защитная головка ножей бура снимается ТОЛЬКО на льду и непосредственно после того, как бур разложен в свое рабочее положение. Самое малое, что может произойти, если пренебречь этим простым правилом, - это получить порезы на рыбацкой обуви и одежде. В плохом случае порезы останутся на открытых частях тела.
2. Во время транспортировки в автомобиле бур должен быть не только защищен пластиковой головкой ножей, но и сложен, а, по возможности, полностью уложен в специальный матерчатый чехол. Это нужно для того, чтобы во время дорожной тряски бур не бился о другие буры или ящики и с него не облетела защитная краска. Чехлы для буров выпускают сейчас и серийно, но если на месте есть руки, но нет свободных денег - чехол для бура за один вечер можно изготовить и самостоятельно.
3. Следующее правило также касается необходимости предохранять защитную краску бура на его шнеке. Ведь что происходит, если краска облетает в разных местах? Во время даже небольшого морозца на бур сразу намерзает тяжелая, мешающая работе инструмента ледовая "бобышка". Образовывается она и на новых бурах, но куда менее интенсивно. Чтобы ее сбить, нельзя пользоваться железной частью черпака, багориком или другим металлическим предметом - опять же будет поврежден слой защитной краски.
Что же делать? Надо воспользоваться небольшой веточкой, а лучше - заранее заготовленной отшлифованной палочкой. Такой палкой-выручалкой и бур обстучать без последствий можно, и дырочку для мормышки в шуге сделать. Носить ее за голенищем не сложно, а выгода получается двойная.
4. Никогда после разбуривания очередной лунки нельзя класть бур на лед. На ножи наступил - прощай, чуни. А, может, кто и проедется на мотоцикле и снегоходе - прощай тогда, бур, придать ему прежнюю форму будет ну очень сложно! Надо просто рядом с уже пробитой лункой сделать два-три оборота "неполноценной" лунки - и бур будет спасен.
5. Нужна эта операция и еще для предотвращения одной операции - обмерзания самих ножей. Представьте, мы вытащили бур из воды и просто положили на лед. Тут же ножи бура покрылись морозной корочкой. А дальше? А дальше бурить следующую лунку будет не в пример сложнее: ножи будут проскальзывать, плохо цеплять лед своей режущей кромкой и т.д.
В общем, не надо лениться, лучше сделать 2-3 "лишних" оборота ледобуром и спокойно ловить рыбу. (Кстати, в полностью пробуренной лунке бур тоже оставлять нельзя - он запросто может утонуть, такие случаи бывали!)
6. Иногда можно видеть, как "молодецки" настроенные ребята с силой опускают ледобур на лед. Видимо, они путают ледобур с другим инструментом - пешней, которой именно и надо как можно сильнее долбить лед. Хрупкие ножи ледобуров такого издевательского к себе отношения не потерпят - деформируются или даже сломаются.
7. После эксплуатации ножи необходимо тщательно протереть сухой тряпкой. Время от времени места крепления винтов (даже если в этом нет прямой необходимости!) необходимо ослабить и смазать машинным маслом, чтобы "не прикипели", иначе в нужный момент заменить их будет просто невозможно.
8. Если места крепления ножей все же "прикипели", перед их отвертыванием или откручиванием необходимо смазать их на несколько минут тем же машинным маслом и максимально защитить руки при дальшейшей работе.
Многим опытным рыболовам наши советы могут показаться лишними, банальными и смешными. Но почему тогда мы РЕГУЛЯРНО наблюдаем на льду ржавые погнутые ледобуры без защитных колпаков, а чуть менее часто - и замотанные бинтами руки их хозяев?