Боится ли рыба шума?
Начну я с ранней весны. Температура воздуха днем уже выше нуля, от берегов на озерах лед отходит и с каждым днем истончается и уменьшается. Рыба, получив долю свежего кислорода, активизировалась, стала более подвижной, у нее пробудился аппетит.
На реках начался ледоход. Лед трещит, ломается. Неимоверный грохот разносится по всей округе. Кажется, что здесь не то что клевать, рыбы вообще не должно быть. Но нет. В небольшом заливчике, недавно освободившемся ото льда, у самого берега на поплавочную удочку поклевывает плотва. Неужели она не слышит грохотания? Конечно, слышит, но ей совершенно нет дела до того, что происходит на реке. Оголодавшая за зиму, она кормится и к данному шуму уже стала привыкать. А, может быть, невосприятие такого шума заложено у нее на генном уровне? Ведь это повторяется каждый год.
Летом рыба активная, энергичная. Корма в водоемах много. Его не нужно долго искать, он сам в рот плывет. Именно летом рыба становится пугливой, боится собственной тени. Любой посторонний шум настораживает ее. Прежде чем взять корм, она многократно осмотрится и, если что-то ей не понравится, обязательно бросит и уйдет в другое место.
Но и летом бывают исключения. Например, однажды я ловил рыбу под железнодорожным мостом. Клевала плотва, мелкие окушки и небольшие голавлики. Как только на мост въехал проходящий поезд, громыхая по стыкам рельс, вода вдруг под мостом "закипела" от разгулявшейся крупной рыбы. Но на свежего вертящегося на крючке червя никто не позарился. С последним лязгом уходящего поезда исчезла с поверхности и рыба. На это я в тот момент не обратил особого внимания.
Минут через сорок, со следующим поездом, ситуация повторилась один в один. Меня это сильно заинтересовало. Почему с первым лязгом проходящего состава через мост крупная рыба активизировалась, но как только грохотание локомотива утихало, замирала и уходила?
Я долго ломал голову над этой ситуацией, пытался менять насадку, менял проводку, глубину, но результат остался тем же. Наконец не выдержал и решил подняться на мост, посмотреть на воду сверху - может, это поможет разгадать загадку. И действительно, результат моих измышлений лежал в буквальном смысле этого слова под ногами: на шпалах и рельсах, а точнее - полз по ним. Громадное множество мокриц переползало реку по мосту. Сотрясения проходящего поезда сбрасывали сотни букашек в реку, где их уже ждала рыба.
Я набрал полный спичечный коробок этих насекомых и спустился к удочкам. Насадил на крючок и, убрав грузило, сделал заброс под середину моста. Ничего не произошло. Поклевок не последовало. Пришлось ждать следующего поезда.
Как только локомотив вполз на мост, я произвел заброс. Не успел поплавок приводниться, как тут же исчез с поверхности воды. Я в этот же момент подсек. Удилище согнулось в дугу, реверс тормоза катушки натужно затрещал, извещая о клюнувшей сильной рыбе. Шум поезда давно утих где-то вдалеке, а я все еще боролся с рыбой. Наконец подхваченный подсаком под два килограмма голавль был доставлен на берег.
В дальнейшем я так и ловил. Еще трижды в течение дня через мост проходили поезда, и три немного меньше, чем первый, но достойных голавля пополнили мой улов.
Что было интересно, независимо от времени суток - будь то прохладное утро, знойный день или вечерние сумерки - голавли появлялись под мостом при появлении поезда. Что же получается, такая пугливая рыба, как голавль, "теряла голову" при шуме проходящего состава? Нет. Просто поняла, что с железным лязганьем, шумом появляется и корм.
Наверняка кто-нибудь из рыболовов пытался дрессировать аквариумных рыбок. Если вместе с подачей корма постукивать пальцем по стеклу, то рыбки вскоре привыкают к данному стуку, и у них откладывается в подсознании, что вместе со стуком появляется корм.
Вот еще довольно наглядный пример того, что рыба не пугается шума.
Кто не знает, такой осторожной рыбы, как жерех? Часто можно слышать: "Жерех требует от спиннингиста особого мастерства". Что жерех требует особого мастерства от спиннингиста, я даже не догадывался. Никогда на это не обращал внимания. Привожу пример, который опровергает эту догму.
Как-то я с семьей и друзьями ездил отдыхать на Куан-Дарью, реку, протекающую в Казахстане. Взял с собой спиннинги. Уже ближе к обеду дочь попросила показать, как нужно забрасывать спиннинг. Я показал. Она взяла снасть в руки первый раз.
Броски получались на 10-15 метров от берега. И уже на 6-7 забросе на блесне повис жерех. Случайность? Может быть. Прошло время. Женщины и дети полезли в воду купаться. Мы же с дочерью отошли метров на семь-восемь от купающихся, стали бросать блесны чуть в сторону от плавающих. Жерех не боялся шума, хватал блесны, правда, мелкий - от 300 до 800 граммов.
Так вот, за четыре часа, отдыхая, купаясь и периодически беря спиннинг в руки, дочь поймала 11 жерешков и окуня. Конечно, трофейный экземпляр на такой рыбалке не поймаешь, но и такую цель именно на такой рыбалке с отдыхом семьи никто не ставит.
Очень часто рыболовы ловят рыбу рядом с пляжами, на которых купаются люди. Рыба не пугается данного шума и возни купающихся в воде. Ведь человек, копошащийся в воде, поднимает муть, перемешивает на дне песок и вместе с этим поднимает корм, который и ждет рыба.
А как реагирует рыба на шум зимой?
Перволедье. На водоеме обстановка для рыбы непривычна. Появившийся лед, нарастая, потрескивает. Под ним пока еще кислородный режим водоема практически не изменился. Рыба по-осеннему активна.
Пока лед нетолстый, без снега, прозрачный, как стекло. Сквозь него, на глубине до двух метров, в чистой воде видно все, как на ладони. Вон, не останавливаясь, ушла в тростник щука, она при моем приближении только ускорила свою скорость. Второй щуренок юркнул на глубину. Вижу огромную стаю плотвы: крупные экземпляры, не торопясь, вперемешку с мелкими перемещаются по мелководью вдоль тростника.
Бурю лунку. При первых же оборотах ледобура крупная рыба кидается врассыпную. Устанавливаю удочку и неподвижно застываю над лункой. Мелкая плотва тоже исчезает с поля зрения. Не подходит к мормышке ни "на игру", ни "на стоячку". Оставляю удочку над лункой и отхожу на пару метров в сторону. Уже буквально через полминуты начинает дрожать кивок, следует поклевка. Стараясь не топать, бегу к лунке, успеваю подбежать и подсечь. 300-граммовая плотва у меня в руках, нет - пустая мормышка.
Так же реагирует и хищная рыба. Чтобы половить ее на блесну, приходится от лунки отходить на 3-5 м, так как мой шевелящийся силуэт пугает в большей мере щуку, меньше - окуня. Распустив леску, играю блесной, конечно же, с меньшим контактом блесны и удильника, но все же щука и окунь хватают блесну.
Хотя все это можно поправить. Если считаете, что лунка перспективная, и температура воздуха отрицательная, полейте водой в районе лунки в радиусе пары метров. Через несколько минут вода замерзнет, лед станет матовым, непрозрачным, и рыба перестанет вас видеть и пугаться. Также в данное время по той же причине нужно держаться подальше от выставленных жерлиц.
Постепенно лед крепчает и утолщается, кислорода в воде становится все меньше и меньше. Рыба уже не такая активная, в основном стоит на одном месте. Пробурив лунку над такой стайкой, еще не факт, что будешь с рыбой, хотя рыба уже не пугается ледобура, не бросается врассыпную, а стоит на одном месте. Теперь нужно подобрать снасть, мормышку, блесну, насадку, тип игры и т.д.
В глухозимье рыба совсем не боится шума. Скорее всего, в это время ей совсем не до него: наступает кислородное голодание, и в результате - полнейшая апатия. И если бы не нужно было питаться, рыба перестала бы вообще шевелиться.
В глухозимье я часто использую один и тот же прием при ловле щуки на жерлицы. Во-первых, лунки под жерлицы бурю через 2,5-3 м, не реже, так как стоящая в засаде щука на более дальнем расстоянии может не заметить такого же малоподвижного живца. Во-вторых, периодически в районе выставленных жерлиц я пробегаю мелкими шажками, громко стуча подошвами обуви по льду. Это приносит результаты. Щука, испугавшись такого шума, покидает свое убежище и, бывает, натыкается на живца. Один или пара флажков поднимаются, сигнализируя о поклевке. Но замечено: часто оббегать жерлицы не стоит, хищник привыкает к топоту и перестает реагировать на него. Получается, что шум даже помогает рыбалке.
Если подвести черту под данными размышлениями, становится ясно, что рыба давно уже перестала реагировать на шум. Особенно вблизи населенных пунктов, дорог, мостов, плотин и т.п. Точнее, она вначале избегает незнакомой обстановки, но быстро осваивается, приспосабливается и привыкает. В наш неспокойный век урбанизации и механизации без шума просто не обойтись. Рыба, как и все живое на Земле, привыкает к нему.
Еще в начале прошлого века проводились опыты для выяснения вопроса, как шум лодочных моторов действует на рыбу во время кормежки.
"Голодные рыбы были помещены в садок, однако никакого действия звука на них не было замечено: при проходе моторной лодки они продолжали спокойно кормиться. Были испробованы затем и наживленные удочки: две удочки были спущены с пристани на 6 футов. Обе удочки были тотчас окружены мелкой рыбой, начавшей теребить их. Затем направили полным ходом моторную лодку с 50 футов расстояния, и только когда лодка была уже в б футах от удочек, рыбки перестали клевать, но как только лодка удалилась еще на 6-8 футов, они возобновили клев". ("Рыбное дело", 1912, № 1.)
Получается, что даже в то время, когда механизация нашей жизни только набирала силу, шум не особо пугал и раздражал рыбу, она продолжала жить своей размеренной жизнью.
И все же осторожность еще никому не мешала. Так что чем осторожнее мы будем себя вести на водоеме, тем больше возникает вероятность поимки рыбы. А, может быть, я в чем-то не прав?
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск Московской обл.
Фото автора