Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Безмотылка. Трудное начало сезона

Безмотылка. Трудное начало сезона

Алексей Трембицкий, г. Москва
Фото автора

В этом году сезон твердой воды я встретил несколько необычно. Не было предварительных вечеров, в которые, как прежде, внимательно рассматривались мормышки; какие-то из них заменялись, перевязывались, а какие-то при помощи паяльника и нехитрой рыболовной мелочи создавались заново. Что-то произошло... Времени стало меньше. Словно половина часов в сутках куда-то испарилась. И я еще не разобрался, как с этим справляться. 

1-351-7-1.jpg

Хорошо, что хоть зимний ящик со всеми снастями с прошлого года стоял в полном порядке в кладовке, да любимый зимний рыбацкий костюм не требовал ремонта. Так что, когда от Александра поступил сигнал о выходе на лед, я не мучился сборами, все равно бы ничего не успел, а просто оделся, взял ледобур, вынул из ящика поплавочные снасти (мы планировали устроить тренировку по ловле без живой насадки), положил все это в машину и поехал...

Надо сказать, Саша приехал не один, а со своей девушкой Настей, точнее, их привезли друзья, которых мой друг тоже уговорил порыбачить. Да, велик дар убеждения у Александра. Поздоровался со своими знакомыми, познакомился с новыми людьми из прибывшей компании. Первую лунку пробурил у самого берега, вторую – рядом, чуть ближе к центру водоема.

Пруд представляет собой часть реки, затопившей овражек, благодаря плотине, которых, к слову говоря, на местных речках довольно много. Рядом с пологим берегом расстроились современные многоэтажки, а на крутом берегу сквозь голые ветки деревьев проглядывали крыши дачных домиков. В общем, довольно обычный вид для современного ближайшего Подмосковья, где за жилыми монолитными башнями стеснительно проглядывают остатки некогда процветающего частно-дачного сектора.

Первые постукивания чертиком по дну с последующей игрой результата не принесли. И тут я вспомнил, что у меня с собой имеется карманная подводная камера, приобретенная еще в конце прошлого сезона... Опустил "подводное око" под лед (впервые в жизни, кстати; до этого только в море летом окунал!) и уставился в экранчик. Подводный мир всегда манил меня, и прикосновение к этому миру посредством электронного гаджета лишь прибавило любопытства. Однако в первый момент я не увидел ничего, кроме слегка илистого дна, какой-то коряжки вдалеке и остатков водной растительности, практически вплотную притянутой ко дну.

Стал медленно поворачивать камеру, и... вот она, а может, он. Это был небольшой окунь. Рыба с любопытством смотрела в мой наземный мир своими хищными пытливыми глазками, слегка шевеля красноватыми плавничками (камера не очень честно передает цвета, но все же показывает лучше, чем аналоги с черно-белым экраном). Я стал наблюдать. Пожалуй, это не менее интересно, чем ждать поклевки. Окунь постоял на месте, потом не спеша, словно вразвалочку (чего я никак не ожидал от хищника), поплыл прочь. Впрочем "из кустов" тут же выплыла еще пара окушков, но они стремительно промчались мимо.– И эти спешат,– почему-то подумал я. И куда мы все спешим? Что за жизнь такая?! 

Повертев камеру и не обнаружив ничего интересного, я потащил ее наверх и уже буквально под самым льдом (а глубина в месте осмотра была примерно 1,5 метра) увидел несколько плотвичек снующих в верхних слоях. Создавалось впечатление, что они скользят на верхних плавниках по льду "вверх ногами". Честно говоря, никогда не думал, что рыбки будут плавать так высоко... А между тем, как я понял позже, именно это непонимание повлияло на всю последующую ловлю.

Но обо всем по порядку. Прежде всего, хочу сказать, что на глубине более 2-х метров, где была просверлена еще одна лунка, подводная картинка практически копировала первую. Так же можно было обнаружить медленно парящих рыбок (на этот раз это была плотва) у самого дна и довольно много у самой поверхности.

Я по привычке стал ловить, работая безмотылкой-гвоздешариком собственного изготовления у самого дна, осуществляя ступенчатые проводки с постукиванием. Ритм и амплитуду периодически менял, призывая обратить внимание на свою обманку плотву или окуня. Но, по непонятной мне причине, соблазнить рыбку на поклевку не удавалось. Странно... Мормышка точно рабочая; я ей уже неоднократно ловил, причем на разных водоемах (кстати, в том числе и летом), но почему-то здесь результата мне не приносит.

Вдруг радостный крик Насти оповестил о пойманной ей из-подо льда первой рыбке на безмотылку. Ну и ну! Настя, впервые в жизни взяв зимнюю снасть, выудила... Она еще не знала кого, она начинающий рыболов. Но у нее получилось!

Ловила девушка просто: опускала приманку на дно и медленно поднимала до самого края лунки. И у самого верха приманку хватала плотвичка.

Вскоре и другие из нашей компании начали вытаскивать некрупные хвостики. А я... Я пытался найти ответ на труднейший из вопросов: почему у меня не клюет? Прошел час, затем второй, и я понял: сегодня не мой день. 

 – Не переживай! – утешали меня товарищи, – лови у самого льда, рыба у поверхности хватает. 

Я пробовал играть и вполводы, и у самого льда. Но у меня загадочная рыбка не хватала. Поклевок не было. 

Александр, прознав, что я взял с собой камеру, тоже пошел изучать подводный мир. Периодически я слышал его возгласы, наверное, он видел что-то интересное.

Я же бурил очередную лунку и пробовал следующую приманку. Теперь это был мой любимый чертик с белой бусинкой. Прошло еще немного времени.

Каким чудом я вытянул плотвичку – не знаю. Но точно могу сказать, что эта мелюзга оказалось желанней какого-нибудь леща-сковородника, уж так долго я мечтал ее выудить.

Облегченно выдохнув, я оглянулся. Вокруг, помимо представителей нашей компании, сидело еще несколько рыбачков; кто-то кормил неизвестно откуда взявшуюся утиную стаю. В мглистом небе наметились голубоватые проблески. Жаль, что отпущенное на рыбалку время подходило к завершению. Казалось, что теперь, выудив, рыбий  хвостик, я мог бы ловить и ловить... Но, это всего лишь сослагательное наклонение. А в реальности – пора в обратный путь. 

Саша рассказал мне, что согласно его подводному наблюдению, окуни совершенно не обращают внимание на подсунутые им под нос мормышки и, вообще, несмотря на достаточное количество рыбы, последняя реагирует на приманку крайне вяло. Наблюдая в камеру за объектами спортивной охоты, можно было усмотреть все что угодно, только не поклевку. Ну, что ж, в конце концов, не камера же ловит, а человек.

Кстати, Настя в тот день поймала далеко не единственную рыбку. Сразу видно – настоящая девушка рыбака. В основном поклевки плотвичек случались у нее в верхнем слое, сквозь лунку рыбок даже было видно.

У меня же плотва на поверхности не брала... И пока причины этого я не разгадал. Выловленный хвостик был поднят с глубины более 2-х метров. Загадочная все же наша подмосковная рыбеха.

С товарищами мы договорились встретиться через неделю здесь же, поскольку на тот день были назначены любительские соревнования по безмотылке. Интересно, удастся ли мне побить свой рекорд? Если не ошибаюсь, в прошлом году я, хоть и научился уходить от нуля, больше четырех хвостиков на соревнованиях не вытаскивал. Впрочем, не только ради "хвостов" приезжаю я на состязания; всегда приятно побыть с близкими по духу людьми. Ну и надо же все-таки подобрать ключик к местной плотве, преодолеть, так сказать, трудное начало.


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 1(351), 2017 г.