Безмотылка с опарышем
Владимир Телельков, г. Барнаул
Фото автора
В субботу был на отводном канале Оби и хорошо поймал вполне едовых окуней. Во дворе показал свой улов соседям, и... тут же меня уговорили вновь на рыбалку на следующий день. Воскресенье до полудня провести на льду было заманчиво, тем более окунек был найден, а еще погода менялась, и хотелось вновь доказать, что перепад атмосферного давления не влияет на поведение рыбы.
Утром, пока я собирался на рыбалку, мой молодой товарищ и сосед Павел съездил в круглосуточный киоск по продаже насадки и купил живого мормыша, опарыша и спичечный коробок мотыля. Прикорма и насадки взял с запасом, так что мне, привыкшему соблазнять рыбу на «голое железо» пришлось набраться терпения и ждать начала рыбалки, чтобы доказать моему молодому товарищу, что, кроме насадки, есть еще опыт и снасти, которыми я ловлю вот уже полвека, и отказываться от безмотыльной ловли не собираюсь. Еще вчерашние окуни подогревали Павла, и он рвался на лед, чтобы обловить старую гвардию и доказать, что с насадкой рыбалка приносит рыбы больше, чем без нее. Этот спор у нас ведется не первый год, так что Павлу хотелось обловить деда, хоть один раз, пусть даже случайно. Но этого у него пока не получалось, хотя снасти были вполне пригодными для любительской рыбалки на поплавочную удочку.
До нашего выезда Павел два раза посетил пойменные луга Оби, где на озерах отменно половил ротана. Согласен, и в ловле ротана нужен опыт, но ловить его несколько проще, чем ту же плотву или окуня, да и снасти своеобразные, которые на другую рыбу вряд ли подойдут. Ловил он ротана на сало, причем копченое с ярко выраженным запахом, и был уверен, что именно насадка принесла ему хорошие результаты по сравнению с другими, рядом находящимися рыболовами.
Разница в рыбалке между вчера и сегодня была разительная. Вода в заливе прибыла, лед приподняло, и у берега появились закраины. Вновь на реке что-то происходит, и часто мы грешим на Новосибирское водохранилище, где порой закрывают шлюзы, а у нас поднимается вода. На лед все-таки зашли по брошенному дереву и направились на участок, где вчера ловились окуни.
Павел сразу настроился на поплавочную ловлю, сделав три лунки, а мне вновь предстоял поиск рыбьей стаи.
Лунка за лункой, отверстие за отверстием, и... ни одной поклевки. Такого просто быть не может. Неужели на активность рыбы так повлиял подъем воды. Павел также за два часа не видел ни одной поклевки. Он пытался ловить и на шарагу, и на игру, а поплавочные удочки как стояли, так и продолжали стоять с «уснувшими» поплавками.
В полдень подошел знакомый рыболов пенсионного возраста и разместился недалеко от нас. Просверлил две лунки и установил в них поплавочные удочки. Довольно быстро рыболов вытащил небольшого чебачка размером в половину ладони, а через пару минут еще одного.
– Вчера хорошо ловилось, – начал он разговор. – Сидел недалеко от дамбы. Попадались и окуни, и подлещики, и чебаки, мелочи практически не было, а сегодня не могу понять, что происходит?
– Вот и я не пойму. Вчера на этом же месте ловил, а сегодня словно, и рыбы словно нет. Не работают мои безмотылки. Вижу, что рыба их касается, а подсечь не могу. Наверное, такая же мелочевка с мизинец...
Павел тем временем обрыбился, поймав двух ершей, и долго хвалился уловом. Молодец, видно сегодня ему удастся обловить мои безмотылки, хотя я сам понимал, что пора предпринимать что-то, иначе так и останусь с несколькими поклевками вместо рыбы в ящике. Если не ловится, нужно думать головой и искать причину бесклевья... Мелочь-то здесь, значит, и другая рыба неподалеку, так что надо думать и думать...
– Паша, дай-ка мне опарышей попробовать.
Довольно странная просьба безнасадочника, но Павел принес коробочку с личинками и позволил мне насадить на один из крючков чертиков в тандеме по одному опарышу. Сразу запускаю снасть в воду. Несколько раз ударяю нижней мормышкой по грунту, создавая облако мутной воды, и делаю проводку вверх в бешеном темпе. Такая проводка редко приносит поклевку, зато раздражитель хороший: рыба всегда интересуется, что же происходит, и подходит к беснующимся «жучкам». Следующая проводка идет в медленном темпе, и на ней кивок сигналит или касание рыбой мормышки, или не выходит на следующую ступеньку подъема. Следует подсечка, и... вес рыбы на снасти ощущаешь рукой, и начинаешь быстро выбирать леску.
К моему немалому удивлению, происходит резкая поклевка, и чувствую вес рыбы на крючке мормышки, явно не соответствующий мелкому чебаку. Когда подвел к лунке, то увидел голову щуки, некрупной, граммов на четыреста, у которой мормышка зацепилась за самый краешек губы. Подхватываю ее рукой и выбрасываю на лед. Вот и счет улову открыт.
Если бы был менее опытен, то обязательно эту поклевку приписал к одетому на крючок опарышу, но это далеко не так, просто щука оказалась под лункой именно в то время, когда мне очень хотелось поймать рыбу. Зато следующие поклевки чебаков и подлещиков связываю именно с опарышем. Даже провел эксперимент, где мои догадки подтвердились.
Ловлю я обычно тандемом, и львиная доля поклевок приходится именно на верхнюю безмотылку. Именно с нее я и снял опарыша, а вернее, шкурку, которая от него после нескольких пойманных чебаков осталась. На нижнем чертике опарыш так и остался. За следующие десять минут поймал всего два чебака, правда, были несколько касаний мормышки, которые просигнализировал кивок. Попались чебачки на нижнюю обманку, а на верхнюю, уловистую, возможно, и соблазнялись, но в последний момент отказывались от угощения.
Прочистил свои с утра просверленные лунки от ледяной корки и прошелся по ним с безмотылками, сняв опарыша. Если рыба не ловится, значит, она не ловится. Возвращаюсь к Павлу и вновь насаживаю на крючки обманок по одному опарышу. На первой же лунке – поклевка. В чем дело? Только резкой сменой погоды мог объяснить причину бесклевья. Забегая вперед, скажу, что на следующий день похолодало так, что столбик термометра в крае подпер отметку в минус тридцать пять, а кое-где и сорок градусов мороза. Так что, и у рыбы бывают свои «критические» дни.
Павел на своих лунках не успевал делать подсечки. Клев был, но такая мелочь, что удивлялся, как она захватывала крючок. У меня все поклевки были в метре от дна, у Павла с грунта, но надо учесть, что он прикормил, и прикорм лежал на дне, где его и обнаружила мелкая рыба.
Отдал Павлу свой улов, который, на мой взгляд, был достоен внимания, а других, ясельного возраста, выпускал в родную стихию. Предложил собираться домой. Ветер усиливался, холодало, и находиться на льду уже не доставляло удовольствия.
Кстати, обратил внимание, что за весь день мне так и не попался окунь. Что произошло с полосатым разбойником, также загадка. Вчера окунь ловился активно, причем на «шарагу», а сегодня отказался от мормышек. Его просто не было подо льдом. Возможно, ушел с этого участка, а может, на изломе погоды полностью прекратил питаться. Такое уже было. Знакомые рыболовы привозили в прошедшем сезоне подводную камеру и видели, что происходит подо льдом. Видно было, как плавал подброшенный на прикорм бокоплав и как мимо проходящий окунь не обращал на него никакого внимания. Рыбалка штука такая, не знаешь, когда поймаешь, а когда и без рыбы останешься.
На следующий день пришли морозы, и две недели рыболовы, которые все-таки отправлялись на рыбалку, ловили в палатках. Затем на смену сибирским морозам пришли снегопады, да такие, что даже в краевом центре сугробы достигали высоты в полтора метра. На водоемах снег придавил лед, выступила вода, и получился «слоеный пирог». Сначала снег сверлишь, затем слой воды сантиметров десять проскакиваешь, и снова лед. Что будет в конце зимы, не знаем, но уже сейчас на ледобуры начинаем вставыши готовить... стандартного ледобура, точно уже, в марте не хватит.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 24(350), 2016 г.