Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Без срока давности

Без срока давности

Александр Савин, г. Н. Новгород 
Фото автора 

Окончание. Начало в № 22 (324), 2015 г. 

Путешествие по реке Каре продолжается. Пойман первый хариус, потом рыба стала попадаться гораздо чаще, но быстрые воды реки несут наших путешественников все дальше…  

326-река-Кара1.jpg

Беломраморный каньон. Так прошли одни за другим несколько дней, перед мраморным каньоном встали на стойбище прикупить мясца. Тысячи оленей бегают по кругу и фырчат, так они защищают свое потомство, когда чего-то боятся. Пастухи пересекают реку прямо в санях: кладут в санки одноместную надувную лодку и прямо в лодке переплывают. Олени, естественно, вне лодки. Аборигены с удовольствием продали нам мясо, и мы пошли дальше. 

На ночевку остановились у входа в Беломраморный каньон. Характерный ориентир – православный крест на горе по правому берегу. Сам каньон – это вертикальные стены из белого мрамора продолжительностью несколько километров. Перед входом в каньон – глубокая бездонная яма, со скалы дно не просматривается. Когда плывешь по нему, одновременно испытываешь восхищение и трепет, пейзажи напоминают фильм “Братство кольца”. Восхищение от той могущественной силы, что создала все это, и трепет от тайны, что хранится в этой зеленой пучине. Каньон испещрен гротами, заливчиками и огромными подводными камнями. Кажется, что вот-вот то ли орки со скал посыплются, то ли дракон из глубины вынырнет. Но только зайчики сидели на скалах и с интересом глазели на нас, проплывающих мимо непонятных существ. В одном из гротов каньона был пойман хариус на 1,5 кг. 

Горбуша. Река стала разливаться, появились широкие плесы со слабым течением, вот это было испытанием – идти на веслах против ветра, парусность у наших катов была приличной, слава богу, у нас был небольшой 2-сильный моторчик, который сэкономил нам массу сил. На одной из стоянок попали на горбушу. Рыба ловилась исправно, не скажешь, что она шла косяками, но, то там, то здесь видны были прыжки самцов или их горбы. Клевали почти одни самцы. В почете были все те же вертушки № 4. У меня вертушек было мало, да и красненьких не было, поэтому я упирался в блесны и воблеры. В конце концов разловил мепс циклоп белого цвета, а вот с воблерами проблема. Были поклевки на уолкер, но после подсечки сходы, видимо, тройники мелкие. 

Вынутая из реки горбуша была весьма съедобна: коптили, жарили. Самцы, как в учебнике по биологии, с горбом и птичьим клювом. 

Буредан. Следующим интересным местом был порог Буредан. Перед самим порогом примерно в двух километрах стоит небольшая база, на левом берегу. Есть свет, баня, связь и т.д. С этой базы на моторках рыбаки поднимаются до р. Нерусовейяха, где тоже весьма перспективные для ловли места. Далее пройти им не дает небольшой каскад порогов. 

Останавливаться для ловли мы здесь не стали, потому как рыбаков там было прилично. В этом месте сошли с маршрута петрозаводцы, хотя обещали идти до Усть-Кары. Мы обошли их, и больше они нас не обгоняли, хотя мы стояли три дня в конечной точке. 

Зашли на базу мы уже под вечер, пообщались с ребятами из Перми. Они посоветовали нам не проходить Буредан вечером, на что мы гордо заявили – что мы с Волги и, дескать, не такое видели. Обняли нас на прощание и пожелали удачи. 

Буредан слышно за километр, он состоит из трех ступеней. Первую мы проскочили без проблем, выше были порожки и посложнее. А вот вторую и третью обнесли. 

Проходили осторожно, с осмотром. Ввиду низкой воды вторая и третья ступени превратились в натуральные водопады с поворотами и бочками. Такие вещи нужно проходить днем и в спортивной снаряге, на пустых катах. Пристать для осмотра ступеней место есть, берег – скальник с достаточно крутым уклоном, но посуху проходимый. Если будет дождь, местами можно съехать в пучину. 

Сразу за Буреданом шел большой залив с глубокой ямой, там мы и заночевали. 

Карские ворота. Это еще один из порогов, но в отличии от Буредана, низкая вода наоборот упростила его прохождение, прошли не разгружаясь. Там много обратных течений и камней посреди реки, видимо, когда вода выше, создается опасность прижима и затягивания под эти камни, и скорость выше. Нас тоже там крутануло, но все обошлось. Недооценивать его нельзя, люди там регулярно тонут. По рассказам вездеходчиков, в том году там пропала моторка с двумя рыбаками. Позже подняли из-под камней. 


326-река-Кара2.jpg

Сразу за порогом справа удобная площадка для стоянки. Напротив гора с марганцевой жилой, красиво. Стал попадаться голец-тальма, брали только тех, кого нельзя было отпустить. 

От Карских ворот до слияния Кары и Силоваяхи день хода, выше устья Силовой (русские отбрасывают слово яха – река) в 5 километрах стоит стойбище. Река становится более спокойной и широкой. Комяки здесь ставят сети для прокорма, самцов не берут, только самок горбуши и гольца, если попадется. Им можно – это их родина и их веками сложившийся уклад жизни, лишнего они не берут. 

На слиянии мы стояли три дня, пока ждали вездеход, порыбачили, конечно, сходили выше по Силовой. Речка интересная, в устье такая же, как и Кара, но выше, чувствуется, условно проходимая. Рыба та же – хариус, горбуша. На слиянии двух рек стоит железная будка на сваях – ориентир характерный, пропустить его невозможно. Наконец-то мы дождались вездеходчиков, которые ехали за нами три долгих дня, причем обратной связи у них нет. Нам из Воркуты говорят: – Вездеход выехал, – а где он, не понятно. Уже стали прорабатывать запасные варианты, на “спутнике” осталось две палки, на последней батарейке. Хотелось им сказать пару резкостей, но привезенный хлеб и прочее смягчили наши сердца, и через десять минут мы уже братались. 

Заканчивайте маршруты в населенке. Кстати, поход у нас был безалкогольный, что и правильно. Спирт был только в аптечке и выдавался по весомым причинам, граммов по 50 перед ужином. Ну вот мы загрузились и тронулись в обратный путь, наступило умиротворение. 

Домой! По пути заехали к оленеводам. Вездеходчики хотели выменять пол-оленя за один спиннинг, но этому не суждено было случиться. Русская душа уже развернулась, и завернуть ее не было никакой возможности. СН-второй, осмотрев стойбище и комяков, не долго думая, задарил пуховый жилет со своего плеча. Тут же были вручены два спиннинга, две катушки с леской, коробка блесен. Предводитель племени выпустил слезу от такой щедрости и полез в санки за оленем, правда, икру уже предлагали за деньги: 1000 руб. за кило. Вездеходчики схватились за голову от такого демпинга, теперь года два в этом стойбище бизнеса не будет. Эх, широка ты, русская душа! 

Ехали на пепелаце до Воркуты 35 часов, я думал, у меня позвоночник высыпется, тяжело. По пути встретили караван вездеходов, который шел в Усть-Кару, проезжали заброшенный поселок Хальмер-Ю. Сердце сжимается от такой картины: пустые глазницы окон, дворец культуры, ж.д. вокзал. Когда-то здесь жили люди, а теперь – песцы и зайцы. Заброшенный угольный террикон, это сделано в СССР. Прощай, Хальмер-Ю! В Воркуте первым делом пошли в баню, о, как ценишь блага цивилизации попрошествии 18 дней похода, даже без горячей воды. В Воркуте архитектура, как в СССР: такое ощущение, что ты на машине времени переместился на 20 лет назад, да только борода и живот выросли. Спасибо, 

Воркутинцы, за гостеприимство, дай Вам бог всего наилучшего. Спасибо, Кара, за хорошую погоду, за пороги, за интересную рыбалку, и до встречи. 

горбуша

P.S. По снаряжению: обязательно берите походную печку, она сэкономит количество дров и сделает более оперативным процесс приготовления пищи. Не помешает бензопила и моторчик, сохранит кучу сил для радиалок и прочих подвигов. Конечно, связь – спутниковый телефон. Климат, как наша поздняя осень: морось, дождь, ночные заморозки, ветрило. 

Хороший непромокаемый костюм обязателен. Мне понравились вейдерсы у ребят, сам был в болотниках. Как ни старался, но все же пару раз черпанул на порожках. Сушился разогретыми у костра камнями. Технология следующая: греешь камень до температуры, пока рука терпит пару секунд, и суешь в сапоги. Если разогреть сильнее, сапоги могут свернуться. Тоже с шерстяными носками. Вроде бы все. Некоторые события немного приукрашены автором, но все это было.