Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Без срока давности

Без срока давности

Александр Савин, г. Н. Новгород
Фото автора

Прошло уже некоторое время, как мы вернулись из похода на Кару. И это не кара божия, это речка такая Кара, на местном Караяха, что означает река медведей. 

22-324-11-1.jpg

Берет свое начало речка Кара на северо-западных склонах Уральских гор и долго течет вдоль живописного хребта Пай-Хой, завораживающего своими видами. Как кто-то мне сказал, когда был там, думал, ну когда же это все закончится, чешется растущая борода, нет теплой ванны и туалета. А когда приехал домой, думаю, ну когда же это все начнется. Видимо, вирус рыболовного туризма окончательно поразил нервную систему и поработил остатки здравомыслия. Жена с сыном в Крым, а я на Север. Друг, когда узнал, лишь покрутил пальцем у виска, хотя сам иногда с удовольствием рыбачит. Перефразирую слова Визбора: – Вот это для мужчин –  снасти и весло, и кто тут не бывал, Вас просто пронесло...» 

Как все начиналось. Не помню, когда точно, вроде бы, весной. Звонит мне друг Серега (в миру Сергей Николаевич) и говорит: – Собирается команда в Заполярье, пойдешь? Ну что я, не мужик что ли, ясное дело, иду. Положил трубку, думаю, пошутил, наверное. Проходит пара недель, повторный звонок; через неделю сбор группы, обсуждение маршрута и т.д., тогда я понял, что это окончательный попадос, и выйти из этой ситуации, не потеряв репутации, не получится. Ну, назвался, как говорится груздем, полезай в кузов. Хотя, дорогие друзья, скажу я вам, что воспоминания о таких походах не стираются из памяти никогда, примерно как прыжок с парашютом или первая пойманная щука. 

Cобралось нас десять человек: костяк команды составляли опытные туристы, еще старой советской закалки, поэтому особых беспокойств не было, и я без тени сомнения вручил им свое бренное тело. Да простят меня участники похода, перечислять всех не буду, а буду упоминать по событиям. Встретились, обсудили маршрут, сроки, распределили обязанности. Решено было идти от слияния Малой и Большой Кары до впадения в нее Силоваяхи. Весь маршрут должен составить около 170 км по реке четвертой категории. Назначили завхоза и зампотеха, картографа, ну и главой всего этого действа был Сергей Николаевич, пусть будет СН-первый. А мой друг, тоже Сергей Николаевич, пусть будет СН-второй. К тому же они были владельцами плавсредств, на которых нам предстояло покорить этот суровый край и по совместительству капитанами, почетно занимая заднюю левую банку. Назначили время пробного стаппеля. Прошел месяц, и мы, встретившись на Кудьме, собрали катамараны, запротоколировали все недочеты для дальнейшего их устранения. 

22-324-11-2.jpg

Ясность полная, тумана нет – это было резюме, подведенное Александром С., душой компании и просто хорошим парнем.

Ну вот мы у вокзала, Джомолунгма из рюкзаков и прочего бардака быстро поднималась от земли, преграждая миграционные пути шустрым ж/д администраторшам, сновавшим туда сюда из служебного входа по неотложным делам и не понимавшим поначалу масштаба катастрофы. Сначала одна попискивала от недовольства, затем они сбились в стаю из трех особей и осмелели, стали угрожать призвать ЧОПУ, видимо, какой-то страшный зверь. Мы, конечно, испугались, но продолжали стоять на месте, источая приятные японские улыбки и пытаясь обаять их своим бруталом, что-то даже им говорили. Джомолунгма, она же гора. Пришел ЧОПА в сопровождении двух предприимчивых оранжевых представителей вокзальной фауны.

 – Это вы, убирайте отсюдова, а не то я буду вынужден…

 – Понимаете, у нас поезд через час, мы сейчас погрузимся и уедем…

Оранжевые быстро смекнули что к чему и обещали уладить все неудобства за умеренную плату, наш старший мотнул головой, и свершилось чудо. Тишина, все куда-то пропали, лишь только две тележки ждали в боевой готовности к погрузке. Я тогда понял, что главный на вокзале – грузчик. Дальше был сервис пять звезд, грузчики превратили всех остальных на перроне в людей второго сорта своими криками.

 – Дооорогу, поосторонись, ушибу, поглядывай...

Люди в страхе перед этой непоколебимой силой раздвигались и предоставляли нам право приоритетного проезда, так, наверное, ощущает себя важная шишка, поглядывая на этот бренный мир из окна своего «мерседеса». Да, мы были ВИПами в этой толчее. У вагона нас встретила приветливая проводница Светлана.

 – Помнишь меня? – спросил Саня С.

 – Как вас забудешь, – ответила проводница

Ну, думаю, бывалый. Загрузились, тронулись. Что-то внутри екнуло, вспомнил про треснувший перед самым отъездом стакан. За неделю до отправления наливаю кипяток в стакан, а он тресь на две половинки, ндя-я-я, ну посмотрим. До свидания, Нижний! По «писят» за отъезд, традиции мы чтим свято. Пошли курить в тамбур с Саней Т. Самым молодым членом нашей команды. Проводница Светлана оказалась не менее бывалой и быстренько припарила нам парочку флешек-паравозиков по тысяче рублей, под предлогом запрета курить в тамбуре и вообще сдать нас в милицию потому что мы нарушаем общественный порядок. План продаж, ребята, надо выполнять. Мы нехотя согласились и выложили купюры, которые быстренько исчезли в Светиных ловких руках. Узнав об этом, Саня С. сказал, что мы дилетанты на букву Л и что он за нас отомстит. 

В вагоне была еще масса интересного, но описывать не буду, дабы не утомить читателя. Проезжали Северную Двину, Печеру, в Котласе выходили ужинать. Вот на вторые сутки березки стали редеть, зелеными пятнами стала появляться тундра. Вдоль железнодорожного пути виднелись оранжевые шляпки подосиновиков, романтика, блин. Мы на месте – Воркута.

Воркута нас встретила легкой моросью, что в сочетании с ветром приятно бодрило. Здравствуй, его величество Север! На вокзале нас уже ожидали, «ГАЗель» и пара легковушек, которые доставили нас до ближайшего магазина и затем до ожидающего на окраине Воркуты вездехода. Так как у меня в день приезда случился день рождения, то я намеревался затариться коньяком, чтобы это дело отметить, и больше ни о чем не думал. 

Вездеход был неизвестной для меня марки и напоминал танк. Заброска и выход с маршрута происходили именно на этом типе техники. Грузимся, набираем дров, на всякий случай. (Карликовая березка росла на всем протяжении нашего маршрута, проблем с топливом не было.) Смело забираемся втроем на броню, и алга (вперед). 

Вездеходчикам запрещено ездить по газпромовским дорогам, поэтому они, объезжая посты, едут своими тропами, иногда выходя на дорогу. По тундре этот агрегат идет со скоростью 5 – 8 км/ч, по дороге до 20. Но даже при такой скорости езда против ветра казалась ужасом. Ветер и еще раз ветер, он сопровождал нас весь поход и стихал только ночью. Преимущественно дул с севера, ну а так как шли мы на север, то сами понимаете, куда он дул. Дул он прямо в нос, даже быстрое течение Кары иногда не справлялось с этим бродягой, и нас тащило вверх по течению. Это будет позже, а сейчас я сижу на броне и жалею, что отрезал затяжки на капюшоне, первый раз в жизни, север, ребята!

22-324-11-3.jpg

До места добрались быстро по местным меркам, часа за три-четыре. В тундре встретили комяка, который невероятно быстро подошел к вездеходу и что-то говорил вездеходчикам. Если в тундре увидел человека, обязательно нужно подойти поговорить, такой закон. И желательно что-нибудь подарить аборигену. Они подарки с удовольствием принимают и радуются как дети. 

Продолжение следует