Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Березы белоствольные шумели...

Березы белоствольные шумели...

238-9.jpgТакое бывает нечасто: собираешься на рыбалку и сам не знаешь куда, и в этот раз получилось именно так. Наши "разведчики", которые и в субботу были свободны от всех дел домашних и других забот, ни свет ни заря уехали на Ветлугу и вернулись уже поздним вечером. Валентин Комаров, который в конце последнего зимнего месяца поймал на Ветлуге шестикилограммового судака - рекордного для нынешнего сезона подледного лова - сообщил неутешительную весть: там клева нет! Поэтому прислушиваемся к его вполне авторитетному совету и отправляемся на реку Вочь. Она близко, а где отдохнуть и душу рыбацкую отвести - не все ли равно! 

Короткий штрих к портрету реки

Речка Вочь, одна из самых северных рек ветлужского бассейна, берет свое начало на границе Костромской и Вологодской областей - на южном склоне Северных Увалов. В средней части реки водятся щуки, лещи, язи, голавли, налимы, а в нижней попадается и хариус. Плюс к этому окунь и другая мелкая рыба. А потому омута и перекаты Вочи являются излюбленными местами у многих павинских и вохомских рыболовов. Но особой популярностью у них пользуются еще сохранившиеся с дедовских времен мельничные омуты. Только на территории Павинского района их около десятка... 

Выезжать решили с рассветом, едем в устье Березовки (левый приток Вочи), там недалеко от ямы зимник лесовозный проходит. До омута десятки метров. Вот он уже весь, как на ладони. Под березами на противоположном берегу лыжи стоят частоколом. Их считать - не пересчитать. А на льду рыболовов, будто грачей на свежевспаханном поле. Более двадцати, да мы еще на подходе.

Спускаемся на лед, все в основном наши, павинские, хорошо знакомые. Полюбопытствовали про клев. Все пожимают плечами: пока, мол, тишина! Даже ерши и те не проснулись.

Расходимся по сторонам: кто потянулся на отмель, ближе к перекату, кто, наоборот, на глубину. Сверлим лунки. Лед на Вочи неоднородный: где-то бур проскакивает за несколько оборотов, а местами его едва хватает, чтобы добраться до воды.

В ход пошли и поплавочные, и мормышечные удочки. Насадка - опарыш, мотыль, червь, тесто, которое всяк приготовил по своему собственному рецепту. Первым о начале утреннего клева известил именно новичок Анатолий Плотников, что моментально оживило всех и заставило искать рыбу. Он вытащил сорожину на полторы ладони.

На входе в яму притих и Олег Иванов, что сидел неподалеку от меня. Он ловил сразу на две удочки - на поплавочную и мормышку. В начале ловли опустил в лунку чуть повыше кормушку, и, видать, рыба подошла. Он едва успевал снимать ее с крючка, но попадались одни верхоплавки. Он их до того раззадорил, что даже меня позвал посмотреть, подивиться. Его лунка была похожа точь-в-точь на раскрытую банку килек. Уклеек в ней кишмя кишело - к самой поверхности поднялись.

"Зашил" сидевший на глубине Валентин Комаров. Снял с мормышки с десяток верхоплавок, и то ли ему они ему уже надоели, то ль стыдно стало - он славится в районе большим мастером по ловле крупной рыбы, а надо же такой мелочью довольствуется. Валентин попробовал еще в одной лунке, в другой и не вытерпел. Он спешно покидал все снасти в ящик, на лыжи и рукой всем рыболовам помахал: на другую яму отправился. До нее, если по реке, километра полтора будет, а если прямушками - совсем ничего, минуты ходу.

К полудню верхоплавка куда-то отошла и на смену пришла сорога. Но она поклевывала только у тех рыболовов, которые выбрали для своих лунок самые глубокие места - метров пять-шесть. И брала она редко или, как говорят в народе, в час по чайной ложке. Но экземпляры попадались весомые.

Насадка для сороги в этот день особой роли не играла - брала на все одинаково, как-то вяло, лениво. Поклевки были редкими и едва заметными, а потому шофер наш тоже не выдержал и решил сменить снасть. Вооружился балансиром и давай кружить по омуту и дразнить щуку. Он обошел с десяток свободных лунок - и ни одной поклевки!

Сын его Алексей раскинул на льду палатку, но не без посторонней помощи. Шла уже третья неделя весны, а погода в этот день, да и накануне тоже, все еще оставалась зимней. Ночной густой снегопад с утра притих, потом поднялся холодный прожигающий ветер. Небо то прояснялось и голубело, то вновь покрывалось быстро бегущими низкими тучами. Но палатка была поставлена и превратилась в нашу чайную на льду. Там на газовой горелке котелок закипал быстро.

Рыболовы они, наверное, везде одинаковы - шутники и приколисты. На этот раз объектом внимания наших острословов стал наш шофер Сергей Арзубов. Мужики говорили, что, мол, клев сегодня не такой активный только из-за него - насадки своей коронной не взял, и даже посылали его за ней. Он тоже отшучивался: давно, дескать, не курю и забыл даже про это и про насадку...

Но история этой шутки имеет под собой вполне реальную основу. 

Маленькая экскурсия в лето прошлое

Приехали на Ветлугу на открытие летнего сезона. Река эта в среднем течении своенравна - бывает после дождя или грозы где-то в верховьях меняется на глазах. Так случилось и в тот раз. Накануне вода была в летнем уровне, а тут поднялась и стала неузнаваемой. Течение - к леске хоть гири привязывай, все равно на берег выкинет! Ушли на Шайму - правый приток Ветлуги. Там и вода чистая, и течения нет.

Сергей тогда курить бросал. Жена у него заботливая, решила ему помочь. Купила мужу несколько плиток козинаки. Жуй, мол, и про сигареты забудешь. Вечер просидели. Улов у всех - никакой. Одни ерши, да и то изредка попадались, и маленькие. Утро надежд не оправдало. Сидим, смолим паровозами, Сергей не курит - жвачки сладкие изо рта не вынимает. Уже домой начали собираться. Он рыболов очень заядлый - не чета всем нам: "Подождите, я еще раз закину - на козинаки попробую". Забрасывает - и тут же поклевка. Удильник дугой, к берегу подводит, подсачивает. Есть язь килограммовый! Вынимает изо рта еще жвачки, на крючок насаживает. И картина повторяется. Поклевка, подсечка - и в его садке второй такой же язь бьется. Мы хоть удочки снова раскидывай, но у Сереги и у самого этой насадки не осталось - всю за ночь сжевал.

Потом он все лето ездил на рыбалку с козинаками. Но сколько ни закидывал, таких поклевок больше не было. Насадку пришлось самому есть. Но курить он в то лето бросил и ныне не курит. И сладости эти с собой не берет...

Часам к четырем омут стал похож на муравейник в летний погожий день. Мужики с места на место переходят, рыбу крупную ищут. И только Олег Иванов и Михаил Фролов не отходят от своих с утра пробуренных лунок, терпеливо ждут своей удачи. У них нет-нет да и поклевка, но попадается в основном сорожняк. И довольно-таки крупный. У них улов мало-помалу прибывал...

Мы же стойко и терпеливо больше смотрим не на свои кивки, а соседские. Лунки рядом, опарыш из одного и того же места, а поклевки в основном только у них. Они уже по полпакету сорожняку натаскали.

Но часов около семи и у нас нервы не выдержали, да и погода что-то резко переменилась, снова зимой напахнуло. Холод вернулся, ветер окреп и поземку гонит. Собрались и пошли к машине, а протоптанной утром тропы будто не бывало...

Улов у каждого не ахти, но настроение бодрое, отдых получился неплохой, а главное - всяк из нас верил в то, что главные рыболовные трофеи нынешнего зимнего сезона еще впереди. Шли к машине и намечали маршруты и время будущих весенних рыбалок, которые несомненно будут более удачливыми.

Весенняя рыбалка со льда еще только начинается и не вошла еще в активную стадию. А потому удача еще впереди...

Картинка с натуры

Несколько лет назад. Первый день последнего весеннего месяца. Люди собираются на первомайские торжества, и уже стал более оживленным мост через реку Вочь, которая рассекает райцентр надвое. А мы сидим на льду почти под мостом, ловим сорожняк, голавликов и рассуждаем о том, что встретимся здесь и 9 мая. Но не пришлось. Задержавшаяся весна за несколько дней показала свой нрав и освободила реку от ледяных пут...

Похоже, что и нынче весна в наши края не спешит, а потому зимние снасти убирать на хранение ой как рано!

Алексей Акишин, Костромская обл.
Фото автора