Берег исполнения желаний
Удача при ловле на фидер может улыбнуться каждому - и в городской черте, и у черта на куличках. И это замечательно. Однако есть места, где хорошие уловы у опытных рыболовов случаются с завидной регулярностью, в то время как соседи, расположившие свои снасти неподалеку, вынуждены скучать. Многие считают, что основная причина - удачно выбранное место: "эльдорадо", уловистая точка. Так ли это? Как найти тот кусочек берега, у которого рыбы "встают в очередь" за наживкой? А может быть, его можно просто создать?
Несколько последних лет, выбираясь на рыбалку с фидером, я часто ловил в новых местах и накопил некоторый опыт, которым с удовольствием поделюсь с читателями. Ока и лещ послужат нам хорошим примером.
Если не рассматривать сезонные миграции больших стай рыбы, когда протяженные участки берега могут в равной степени приносить замечательные уловы, то стабильно уловистыми остаются места с высокой концентрацией естественного корма, то есть природные кормушки.
Рыболов, вооруженный простой закидушкой, если хочет стабильного клева, вынужден знать или искать места высокой концентрации леща на богатых естественных кормушках (а таких мест немного).
Но мы ловим фидером, а не закидушками. С этой снастью у нас совсем другие возможности! Когда-то давно знакомый лещатник поведал мне простую истину: "лещ любит поесть". Как оказалось, еще больше он любит вкусно поесть в комфортных условиях. И кто же этого не любит?!
Правильно используя возможности кормушки и прикормки, мы можем накрыть вкусный стол практически в любом месте на расстоянии заброса. Приманить, сконцентрировать и удержать длительное время леща в месте ловли. Осталось найти "комфортные условия" - неприменный атрибут стабильного клева, - и можно удивлять соседей своей "удачей". Что же это за условия?
Лещ - рыба, постоянно совершающая пищевую миграцию в пределах некой зоны. На Оке такая зона может быть и в пределах одной ямы, и простираться на несколько километров. Рассредоточенная стая, передвигаясь, собирает корм там, где может его найти и где он доступен. Такие места, как правило, привязаны к рельефу дна и меняются нечасто. Можно назвать их пищевыми тропами. Вот на них и будут те самые "комфортные условия" - условия, в которых лещ привык принимать пищу. "Америку" я не открыл, но, надеюсь, обосновал уважаемым читателям необходимость того, о чем буду писать дальше.
Что мы знаем о реке?
Масса воды течет по наклонному ложу, имеющему различную по составу и абсолютно неровную поверхность. Эта поверхность и является для леща основным поставщиком пищи. Кормовая база размещена по дну неравномерно, и концентрация корма привязана к управляющим течением воды преградам - изломам дна.
Рыболов, оказавшийся на незнакомом берегу, вынужден визуально определить, в каком месте реки начинать ловлю. На начальном этапе поможет поверхность воды. Течение тесно связано с очертаниями дна и отражает на водной глади крупные неровности. Буруны перекатов, отбойные струи, суводи, рябь течения вдоль свала - все это признаки зон, представляющих интерес для любителя донной ловли.
Возьмем, к примеру, перекат. Он практически всегда ярко выражен на поверхности реки бурунами или завихрениями воды, образующими расположенную поперек течения или под углом к нему заметную полосу. Завихрения образуются потоками воды, срывающимися с гребня переката, поэтому самое мелководье находится не непосредственно под бурлящей водой, а немного выше по течению.
Днем встретить леща на перекате сложно, а вот ночью и на утренней зорьке - запросто. Наиболее интересное место - не сам гребень переката, а "выход" на перекат и продольный прибрежный свал с 1 до 1,5-2 метров.
Перекат как ориентир привлекателен еще и тем, что немного выше и ниже по течению могут располагаться ямы. В них любят гулять и отстаиваться язь, крупная густера, сопа и, конечно, лещ. Обследовав с помощью простукивания дна эти области метров на пятьдесят выше и ниже переката, можно найти очень перспективное место и для дневной ловли.
В местах, где яровой берег находится в непосредственной близости к воде, происходит периодическое обрушение грунта в реку. Подмытые половодьем большие куски яра сползают в водоем, образуя береговые и подводные мысы, микроперекаты. Если яр расположен вдоль поворота реки, а не на прямом участке, то эти мысы поочередно следуют на разном расстоянии один за другим; подводная часть такого мыса, отклоняя течение от берега, образует хорошо заметную на поверхности отбойную струю и следующую за ней суводь с обратным течением.
Леща можно встретить и на струе у мыса, и в зоне "обратки". Ловить фидером с мыса менее комфортно из-за большого количества зацепов и сильного течения. Суводь же более привлекательна. Обратное течение в начале суводи характерно отличается большим количеством завихрений воды, играющих с поводком в игру "а ну-ка закрути!", поэтому наиболее интересное место для ловли будет чуть ниже раздела обратного и прямого течений.
Глядя на поверхность реки в ветреную погоду, можно заметить в некоторых местах границы ряби с более гладкой поверхностью воды, образующие вдоль течения своеобразные полосы. Обычно такие знаки выражают береговой или русловой свал. Здесь также зачастую можно встретить леща.
Выбрав приглянувшееся место, рыболов собирает снасти, замешивает прикормку и приступает к ловле. Но не сразу...
Изучаем дно
Шагая по земле, мы метко выбираем, куда ступить, благодаря тому, что видим дорогу и ухабы на ней. И на водоеме можно метко выбрать точку ловли, изучив дно, на котором предстоит ловить. К примеру, с лодки - эхолотом, или с берега - грузилом, с помощью "джиговой" проводки.
В былые времена я забрасывал кормушку туда, куда подсказывала интуиция. Однажды, не увидев ожидаемого клева на речке Керженец, я поборол в себе лень и сомнения и принялся методично исследовать дно с помощью грузика.
Удивление было велико! Даже на такой, казалось бы, легко "читаемой" реке, получилось найти интересные детали. Удалось нащупать среди коряжника несколько небольших чистых "пятачков" всего за пятнадцать-двадцать минут! На одном из этих "пятачков" потом и случился основной клев.
Приятно впоследствии осознавать, что удачное место было не случайным, а закономерно найденым!
Есть пара приемов, позволяющих достаточно подробно исследовать дно в нужном месте.
С чего начать? Начинать надо со спиннинга. В спиннинговой ловле распространена "джиговая" проводка, при которой приманка чередует свободный проплыв и удары по дну. Однако спиннинговое удилище и приманки брать с собой не надо. Мы лишь скопируем технику проводки. Обойдемся фидерным удилищем и каплеобразным грузом. И обязательно плетеной леской, монофильная не подойдет.
Время падения грузила между подмоткой и касанием дна дает информацию о рельефе дна: если пауза увеличилась, то началось увеличение глубины, если пауза уменьшилась, то глубина стала меньше, - так просто! Жесткие удары груза по дну - грунт твердый, мягкие - иловатый.
Заброс, падение - и пошли шагать грузилом по дну: три оборота ручки катушки - пауза до падения груза на дно, три оборота - пауза, три оборота - пауза...
Этот прием, при кажущейся простоте, весьма эффективен: забросы в разных направлениях веером покажут изменения рельефа на каждой линии проводки. Перемещаясь вдоль берега, можно увидеть изменения рельефа выше и ниже по течению. У вас богатая фантазия? Отлично, учимся рисовать дно в воображении. Плохо с воображением? Не беда, выбираем для ловли линию заброса с наиболее интересным рельефом.
"Пробивая" дно, важно правильно подобрать вес грузила. Оптимальным можно считать такой вес, при котором после трех оборотов ручки катушки паузы между ударами о дно в наиболее глубоком месте проводки длятся около четырех секунд. Тогда все существенные перепады глубин будут хорошо заметны.
К примеру, мы исследуем прибрежный свал и забрасываем при этом грузило в глубинную часть водоема за свалом. Нормальные четырехсекундные перерывы, пока приманка идет по относительно ровному дну ямы (русла), в какой-то момент сменятся на существенно более короткие паузы. Это нижняя часть свала. Кстати, она будет очень для нас интересна.
Сам свал тоже имеет смысл простучать на предмет наличия "изюминки" - так называемого "стола", на котором тоже любит кормиться рыба. "Стол" проявится увеличением паузы в течение 1-3 касаний грузилом дна с последующим сокращением паузы. Такая "изюминка" в дальнейшем может очень приятно удивить уловом.
Следующий прием: "гладим" дно в поиске коряг, камней, ракушечника. То есть, всего того, что обеспечивает зацепы, но нередко и привлекает рыбу. Возможно это не везде. К примеру, на каменистом дне, где основная масса камней больше кулака размером, будут сплошные зацепы и обрывы. Или резкая глинистая бровка, расположенная недалеко от берега, может раз за разом "съедать" грузила. Пользоваться этим приемом особенно сложно на сильном течении, но во многих случаях он весьма полезен.
Выполняется он так. Забросили груз, дали ему упасть и медленно начали подматывать леску так, чтобы он волочился по дну. Свинцовая "капля" на медленном течении и стоячей воде спокойно преодолевает коряги, ветки и зачастую даже одинокие камни. Рыболов при этом чувствует через леску сигналы от преодолеваемого препятствия. Главное - все делать плавно, без рывков.
Ракушечник будет отдаваться в руку жесткой мелкой дрожью и даже может оставить насечки на леске возле грузила и на самом грузиле. Скачки оснастки по затопленным веткам сложно с чем-либо перепутать (пожалуй, только со скачками по спинам стайного леща), а вот отличить бревно от камня будет непросто, да это и не обязательно, главное - мы узнаем об этом препятствии. В любом случае понимание препятствий придет с опытом.
Освоив описанные приемы, читатель получит в руки мощное оружие, сравнимое с "навороченным" эхолотом. Вернее, даже лучше, поскольку есть в этом процессе очень полезные нюансы, которые раскрою в дальнейшем.
Александр Могилкин, г. Н. Новгород
Фото автора